Железное новшество города. Как в Иркутске поменяли старый трамвай на новый, не потратив при этом лишних денег

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #25 (1111) от 7 июля 2023

Городская власть на минувшей неделе продемонстрировала горожанам и общественности новый подход к замене старого трамвайного парка Иркутска. Еще три года назад, став главой города, Руслан Болотов рассказывал о своей идее (казавшейся тогда слишком неординарной. — Прим. ред.) обновления устаревшего парка электротранспорта. «Зачем покупать новый трамвай втридорога, если достаточно заменить только кузов? Можно взять тележку (колесные пары и двигатели), которая собрана из новых комплектующих, и установить на нее современный кузов. Мы получим в итоге новый трамвай за цену значительно ниже, чем если бы купили полностью вагон с завода. Зачем платить больше?» — идея Руслана Николаевича, высказанная им на одном из заседаний Клуба редакторов СМИ города, не только удивила, но и запомнилась. И вот в июле 2023-го в Иркутске появился первый красно-белый красавец — железное доказательство правоты главы города: цена нового трамвая практически в два с половиной раза ниже рыночной.

Буквально неделю назад мы рассказывали читателям, что в трамвайное депо муниципального предприятия «Иркутскгортранс» поступил новый кузов для вагона модели 71-605. Его установили на тележки и вместе с инженерами компании-производителя провели пуско-наладочные работы. Уже в понедельник новый трамвай был замечен на улицах Иркутска: начались его ходовые испытания.

— Сейчас основная задача — проверить трамвай на всех городских маршрутах, обучить экипажи некоторым особенностям управления и пройти сертификацию. Мы также учли пожелания водителей: будет сделано несколько доработок для их удобства и безопасности движения, — рассказывает директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок.

В новом трамвае все сделано для легкой работы водителя и удобства пассажиров. Сигналы от датчиков выведены на приборы индикации в кабине, у вагона плавный ход и торможение, рабочее место оборудовано комфортным эргономичным креслом, индивидуальным обогревателем. Особенно оценили водители регулируемые электрозеркала. В кабине расположена аккумуляторная батарея, для ее включения теперь не нужно выходить из салона (в более старых моделях вагоновожатый вынужден покидать кабину. — Прим. ред.). В ближайшее время будет установлен парктроник, предупреждающий водителя о препятствиях перед кабиной трамвая, что значительно повысит его безопасность. Благодаря всем усовершенствованиям время определения неисправности и принятия решения сократилось с десяти минут до… одной. В отличие от старых трамваев, все оборудование расположено на крыше, что снижает его повреждения от пыли и грязи и значительно увеличивает срок эксплуатации. При этом дооснащение ремонтной базы МУП «Иркутскгортранс» под новые модели не требуется.

— Благодаря современному оснащению вагон проще в управлении, чем модели старого образца. Он оборудован системой диагностики неисправностей. Все управление осуществляется из кабины водителя. За время эксплуатации аналогичных вагонов в таких городах, как Магнитогорск, Златоуст, Саратов, они очень хорошо себя зарекомендовали, количество поломок минимально, — рассказал инженер-наладчик научно-производственного объединения из Екатеринбурга Александр Рыбалко.

Для пассажиров тоже предусмотрены новинки. Салон оборудован кондиционером, имеет переменный уровень пола и пандус для маломобильных граждан, что позволит с комфортом совершить поездку и на специальных средствах передвижения, и с детской коляской. В дальнейшем рассматриваются варианты приобретения как классических корпусов, так и низкопольных моделей.

В удобстве нового вагона убедился мэр Иркутска Руслан Болотов. Вместе с работниками МУП «Иркутскгортранс», представителями завода-изготовителя и журналистами он совершил тестовую поездку. В кабине находилась Ольга Бондюгина, водитель-наставник первого маршрута: именно она помогает экипажам нового трамвая освоить особенности управления.

После презентации трамвая прямо в депо «Иркутскгортранса» Руслан Болотов принял решение о приобретении еще нескольких кузовов до конца года. Переговоры с представителями завода-изготовителя пройдут в ближайшее время.

— У нас есть несколько вариантов модернизации подвижного состава городского пассажирского транспорта. Схема, которую мы сегодня увидели, на данный момент самая оптимальная. За более низкую стоимость получаем фактически новые вагоны, срок эксплуатации которых составляет 15 лет. Мы уже проводим серьезное обновление парка автобусов. На следующий год ставим задачу существенно обновить парк электротранспорта, — сказал глава города Руслан Болотов.

Напомним, в октябре 2022 года мэр Иркутска Руслан Болотов выступал на площадке Государственной думы РФ, где обозначил вопросы, встающие перед транспортными предприятиями. По итогам парламентских слушаний депутатами было принято решение о разработке государственной программы развития городского наземного электрического транспорта, которая позволит не только обновить подвижной состав, но и существенно модернизировать всю инфраструктуру городского пассажирского транспорта.

Светлана Павленко

Фото Валентина Карпова

Ольга Бондюгина, водитель первого класса, не скрывает восхищенных эмоций, обсуждая с главой города Русланом Болотовым новый трамвай. Ольга Геннадьевна, кстати, в «Иркутскгортрансе» с 1978 года! Поэтому она в числе тех, кто работает с молодежью на предприятии в качестве наставника. «Самый сложный, самый протяженный и при этом мой самый любимый — маршрут № 1. Там есть спуск, особенно на нем тяжело управлять осенью, когда из-за влажности снижается сцепление колеса с рельсом, вагон может тащить, и нужно уметь маневрировать», — рассказала Ольга Бондюгина «Иркутску»

Кнопка вызова водителя — чтобы опустил специальный пандус для заезда инвалидной коляски в вагон. Это важная деталь, которая сделает новый иркутский трамвай доступным для маломобильных горожан

Абсолютно новый кузов трамвайного вагона (с новым электрооборудованием) приехал к нам из Екатеринбурга. После необходимых технических манипуляций его установили на тележку с колесами — и трамвай готов! Специалисты «Иркутскгортранса» говорят, что такой подход значительно дешевле, чем покупка нового вагона

Так выглядит салон нового кузова трамвая. В нем есть кондиционер! Кроме того, трамвай низкопольный, это значит, что в него удобно заходить пассажирам с колясками и пожилым людям

«Я очень люблю трамвай»

На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «Как часто вы пользуетесь трамваем? Каким маршрутом ездите?»

Галина Иннокентьевна:

— Каждый день! То в поликлинику, то за покупками, то по делам. Вообще, я очень люблю трамвай — это самый удобный вид транспорта. А еще мы с мужем любим троллейбус. В общем, мы за электротранспорт. Хотелось бы, чтобы трамваев в городе прибавилось, в том числе на маршруте № 6!

Андрей:

— Пользуюсь каждый день! Потому что для меня это оптимально и едет трамвай довольно быстро. Еще плюс в том, что он просторный, в нем много воздуха, в отличие от маршруток. Езжу на № 1, 6, 5, мои дистанции — до железнодорожного вокзала, а в другую сторону — до Солнечного.

Макар:

— Пользуюсь! Не так часто, но иногда трамвай очень выручает, когда нужно быстро одну-две остановки проехать. Пользуюсь третьим и пятым маршрутами. Хотелось бы, чтобы трамваев было больше и чтобы никто не тормозил их движение. Мне нравится трамвай — это экологически чистый транспорт, и пассажирам в нем комфортно и зимой, и летом.

Марк:

— Конечно же, пользуюсь! Езжу в центр города, на Центральный рынок, на железнодорожный вокзал и так далее. Я живу в Солнечном, поэтому чаще всего на трамваях пятого и шестого маршрутов езжу, а по другим делам и № 1, и № 2, и № 3 мне подходят. А вот четверка мне не пригождается пока. Трамвай мне очень нравится, хотелось бы только, чтобы пятерок добавили на маршрут — их не хватает.

Вера Николаевна:

— Езжу на трамвае, но редко — больше хожу пешком. По моему маршруту мне подходит трамвай № 6: если вышла и тут же пришел трамвай — сажусь и еду свои две остановки. А если его нет, жду минуту-две и иду пешком, так быстрее получится. Ну а если на дальние расстояния, то, конечно, буду ждать свой транспорт.

С прохожими общалась Ирина Покоева

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио