Девятнадцатое июня 1910 года (по новому стилю) можно считать началом создания отечественной авиации — тогда в российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России. Аппарат, носивший имя «Гаккель III», был сконструирован 36-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, преподавателем Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередачи — на Ленских золотоносных приисках.
Родословная «от Наполеона»
Вклад Якова Модестовича Гаккеля в мировую науку и технику столь весом, что его генеалогические корни до сих пор оспаривают французы и немцы. Потомки галлов утверждают, что в наполеоновской армии служил барабанщик Гаккель, который после войны 1812 года осел в России, где на свет и появился Модест — отец будущего инженера и конструктора. А немцы настойчиво напирают на фамилию: мол, Hack — это корень их глаголов «резать», «колоть», значит, предки Гаккеля были лесорубами или мясниками. Как бы то ни было, дворянин Киевской губернии Модест Васильевич Гаккель (по другим источникам — Вильгельмович) — военный инженер, по завершении специального образования получил назначение на службу в Сибирь.
Здесь он проводил телеграф от Иркутска до Владивостока, строил маяки и порты. В память о нем в Тихом океане, в заливе Посьета, есть остров Большой Гаккель и мыс Гаккеля, на вершину которого гиды до сих пор водят любителей экстрима (еще, говорят, на Транссибе прежде была станция Гаккелевка. — Прим. авт.). А в Иркутске капитан (впоследствии генерал-майор, будущий строитель Кронштадтского и Севастопольского фортов) женился на дочери русского купца и якутки Степаниде Яковлевой родом из селения Владимировка. И 12 мая 1874 года в Иркутске у них родился сын Яков, который любил повторять: «По крови я француз, якут и русский: такая смесь горит почище керосина!»
В 1893 году юноша поступил в Петербургский электротехнический институт и женился на Ольге — дочери Глеба Успенского (в полутора десятках городов, в том числе и в Иркутске, улицы носят имя этого русского литератора). К несчастью, Ольга, ее сестры Вера и Мария погибнут от голода в блокадном Ленинграде. Интересна и дальнейшая родословная Гаккелей. Сын — Яков Яковлевич — стал крупным советским океанографом, доктором географических наук. Он принимал участие в экспедициях на пароходах «Сибиряков» и «Челюскин», составил батиметрическую (подводную) карту Северного Ледовитого океана. Именем ученого назван подводный хребет протяженностью более 1000 километров, его вершины возвышаются над дном до четырех км, а глубина над хребтом — 400 метров.
Дочь Екатерина Яковлевна — первая в мире женщина-специалист по тепловозам, доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, сконструировала первую отечественную систему автоматического управления тепловозом…
Известно: где недостает информации, рождаются домыслы. Одни биографы уверяют (возможно, под влиянием коммунистической идеологии), что студент Яков Гаккель в нелегальном кружке изучал «Манифест» Маркса, за что отсидел несколько месяцев в тюрьме, а после был выслан в Сибирь. Другие доказывают: поступки вольнолюбивого молодого человека были столь незначительны, что власти позволили ему завершить учебу, но с условием: полученные знания он станет применять на Севере.
В то время наш Бодайбинский район именовался Ленским горным округом, а всеми приисками владели высокопоставленные акционеры Ленского золотопромышленного товарищества. В погоне за прибылью они закупили оборудование в Германии и уже начали строить электростанцию на реке Ныгри. Яков Гаккель активно включился в работу: проложил первые в стране воздушные линии электропередачи и электрифицированную железную дорогу. В 1896–1897-х годах все 300 кВт Ныгринской ГЭС «побежали» по ЛЭП на прииски «Лензото», где освещали подземные выработки, крутили моторы шахтоподъемников и промывочных машин. Это была вторая в России ГЭС: первая уже работала в Зыряновске на алтайских рудниках, но ее мощность была вдвое меньше, чем сибирская.
А молодой, но уже опытный инженер Яков Гаккель, вернувшись в Петербург, стал проектировать и строить городской трамвай. И на открытии этого самого демократичного вида транспорта в первом вагоне с почетом проехали Гаккели — Яков с Ольгой и маленькими детьми…
Еще важный факт. Перед Первой мировой войной для подводных лодок Гаккель сконструировал лампу с вращающимся прожектором и легкие аккумуляторные батареи с применением отечественного свинца — это избавило русский флот от зависимости германской промышленности.
А еще через десять лет, в 1924 году, на рельсы молодой республики встанет первый в мире магистральный тепловоз — разработка Якова Гаккеля. И еще будет двухтактный двигатель в 300 лошадиных сил. И изготовленный в 1934 году трактор — со сварным котлом и клепаной паровой машиной на 600 оборотов в минуту (этим устройством заинтересовался флот и успешно стал оснащать им катера).
Шесть тысяч «на крыло»
За петербургский трамвай от американский компании «Вестингауз» русский инженер получил весьма солидную премию в 6000 рублей (для сравнения: Ныгринская ГЭС заправилам «Лензото» обошлась в 50 тысяч). Куда потратил талантливый конструктор такие деньги? Разумеется, не на личные нужды. Яков Модестович давно приглядывался к совершенно новой отрасли — авиации, которая только набирала обороты.
Гаккель знакомится с горячим поклонником авиации Сергеем Щетининым. Тот, используя авторитет Гаккеля и свои связи, привлек к делу богатых людей: составился капитал — появилось первое Российское товарищество воздухоплавания с заводом и техническим персоналом. Там Гаккель начинает строить аппарат собственной конструкции.
Сейчас непросто установить, кто из авиаконструкторов первым придумал монопланную схему, закрытый фюзеляж, элероны, переднее расположение мотора, вертикальный руль и другие новшества. Инженерная мысль тогда не бежала, а стремительно неслась вперед, и если первый аппарат придумали американцы братья Райт, то «колыбелью» авиации долго оставалась Франция.
Но и в России появились свои умельцы — работавшие над аэропланами Сикорский, Кудашев, Гаккель… Биплан «Гаккель III» был построен с закрытым фюзеляжем. 6 июня 1910 года его полет на высоте 200 метров был официально зарегистрирован как первый полет аэроплана русской конструкции. «Гаккель V» стал первой отечественной амфибией. Аппарат не летал, но на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в 1911 году был удостоен серебряной медали.
Самая удачная модель — «Гаккель VII». Поручик Глеб Алехнович (кстати, единственный, кто из-за близорукости летал в очках) на скорости 92 км/ч нарезал пять кругов между столицей и Гатчиной без посадки. Он же на «семерке» поставил национальный рекорд высоты, поднявшись на 1350 метров. В 1912 году на 2-й Международной воздухоплавательной выставке в Москве «Гаккель VII» завоевал Большую золотую медаль.
Машина пленяла изящными формами, а авиаторов покоряла простотой управления, экономичностью и хорошими пилотажными качествами. Увы, зиму самолет провел в ангаре, а весной обнаружили, что из радиатора забыли слить воду: мотор пришел в негодность, а чинить их тогда еще не умели.
Один аэроплан конструктор не довел до конца: новые технические решения заставили взяться за другую модель. Еще один безнадежно пострадал на пожаре. На другом нетерпеливый Гаккель, едва владея азами пилотирования, не дождавшись испытателя, сам поднялся в небо, полетал удачно, но сломал машину при посадке.
Всего этот удивительный человек, обладавший непостижимо многогранным техническим талантом, создал 15 аэропланов, но из них полетели только шесть, а в серию не пошел ни один. Через много лет проползет слушок, что техники, подкупленные конкурирующим заводом «Дукс», портили моторы гаккелевских машин серной кислотой. Правда это или нет — теперь не докажешь.
В 1922 году конструктор предложил правительству проект акционерного общества по производству и эксплуатации пассажирских самолетов. К проекту были приложены разработки трехмоторного пассажирского самолета «Гаккель‑10». Но «Главвоздухофлот», сославшись на отсутствие средств и несвоевременность, проект отклонил. (Причины, скорее всего, были надуманны: уже самолеты и моторы закупались на золото за границей, уже был подписан договор с компанией «Юнкерс» о создании совместного предприятия «Дерулюфт» и производстве немецких самолетов у нас. — Прим. авт.)
Герой Советского Союза Михаил Водопьянов в 1938 году получил от Гаккеля письмо, в котором тот благодарил знаменитого полярного летчика за спасение сына в числе других челюскинцев. В том письме Яков Модестович не без грусти посетовал: «Подводя итоги своей 40-летней инженерной деятельности, я более всего сожалею, что забросил самолетостроение…»
Гаккель отказался покинуть блокированный фашистами Ленинград. Как пожилой человек, похоронив жену, перенес голод и морозы — непонятно. Но уже хронически больной и обессиленный, он встретил Победу и умер 12 декабря 1945 года.
Михаил Денискин
Фото из открытых источников
Яков Гаккель на испытаниях мотора для первого своего аэроплана (интересно, что мотор установлен на рельсовой тележке — возможно, тоже изобретение молодого инженера)
Яков Модестович Гаккель в преклонные годы. Профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени оставил человечеству 31 изобретение, имеющее мировое значение. А его статьи, разработки, усовершенствования и новаторские решения не поддаются подсчетам
Аэроплан «Гаккель VII» на советской марке 1976 года. Это самый известный летательный аппарат Якова Гаккеля. Именно на нем в 1911 году талантливый летчик Алехнович совершил успешный двойной перелет из Гатчины в Санкт-Петербург и обратно