С 2022 года по распоряжению Татьяны Афанасьевой, уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, начал работу проект «Я с тобой». Его цель — создание на базе общеобразовательных организаций постоянно действующих служб медиации (примирения), направленных на предупреждение и разрешение конфликтов между участниками образовательных отношений. Генеральным партнером в реализации проекта выступает иркутский Информационно-методический центр развития образования (далее МКУ «ИМЦРО»). Все сотрудники служб медиации прошли обучение у Антона Юрьевича Коновалова, члена экспертного совета по развитию служб примирения и медиации при Минпросвещения РФ.
По словам Юлии Васильковой, директора МКУ «ИМЦРО», сотрудниками организации была разработана программа повышения квалификации «Организация деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях». 336 педагогических работников города Иркутска были обучены за 2022–2024-е годы.
— В течение первых двух лет работы над проектом под руководством МКУ «ИМЦРО» было открыто 70 школьных служб медиации (примирения) на базе общеобразовательных организаций города Иркутска. С целью методической поддержки для педагогов на постоянной основе проводятся круглые столы, семинары, конференции, дискуссионные площадки, — рассказала Юлия Викторовна «Иркутску».
Одним из важнейших итогов реализации проекта стало создание первой в регионе территориальной службы примирения: она открыта на базе Информационно-методического центра развития образования. В состав службы примирения входят куратор — методист МКУ «ИМЦРО» и 14 педагогов-психологов и социальных педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по медиации и имеющих практический опыт в проведении примирительных программ.
Задача территориальной службы примирения — методическое сопровождение школьных служб медиации (примирения), распространение восстановительных практик и программ, обучение педагогов медиативным технологиям путем внедрения семинаров-практикумов, супервизионных встреч, дополнительных программ повышения квалификации. Еще одной задачей территориальной службы примирения является помощь в разрешении конфликтных ситуаций, с которыми школа не может справиться самостоятельно.
— Мы надеемся, что функционирование школьных служб медиации (примирения) будет полезно не только педагогам, но детям и их родителям для решения конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде, — говорит Юлия Василькова.
О том, как работает служба примирения в школе № 63, «Иркутску» рассказала ее директор Галина Ивановна Толстых:
— За 2023/2024 учебный год школьной службой примирения взято в работу 12 конфликтных ситуаций, которые уже разрешены и отслеживаются по части исполнения договоренностей. С целью привлечения учеников-медиаторов в службу примирения проводятся факультативные занятия, на которых обучающиеся 8-х и 10-х классов приобретают знания об алгоритме ведения примирительной программы, правилах составления примирительного соглашения, анализируют мотивы и интересы конфликтующих сторон, находят пути разрешения конфликтов.
Службой примирения был разработан проект социального театра медиации. Цель проекта — показать работу медиатора и наиболее распространенные причины конфликтов. Клуб медиаторов пишет сценарии по разрешению конфликтных ситуаций, а после репетиции подростки показывают спектакли учащимся и родителям.
В рамках спектаклей затрагиваются острые проблемы, которые волнуют современных подростков здесь и сейчас: борьба за лидерство, за независимость, конфликт родителя и учителя, конфликт ребенка и родителей.
У службы примирения есть опыт в представлении социального театра перед учащимися средней общеобразовательной школы № 2 Шелеховского района и на конкурсе «Театр жив», который проводит МКУ «ИМЦРО» совместно с детским домом творчества № 3.
Ольга Сергеевна Киселева, директор школы № 30, говорит, что в работе службы примирения уделяется большое внимание профилактической работе с родителями:
— На занятиях разбираем барьеры общения, препятствующие психологически комфортным взаимоотношениям в семье; проигрываем конфликтные ситуации, в которых родители могут поставить себя на место ребенка и понять, что является препятствием на пути конструктивного взаимодействия.
Службой примирения была разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5–11-х классов «Метод «Школьная медиация». Обучение групп равных». В рамках внеурочных занятий и классных часов старшеклассники, выполняющие функцию тьюторов, учат младших школьников организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
Мы считаем, что перспективность работы школьных служб медиации неоспорима, так как стороны конфликтной ситуации учатся коммуницировать на равных и настраиваются на совместное решение проблемы.
Помните, что в любой конфликтной ситуации для ребенка важнее всего уверенность, что ситуация прекратилась и не повторится. Достичь этого можно, обратившись к медиатору в школьную службу примирения. Совместно мы найдем выход из конфликтной ситуации.
Илья Спирин
Фото автора
В октябре 2023 года на конференции по итогам работы проекта «Я с тобой» было принято решение о продолжении реализации проекта на 2024–2025-е годы.
Татьяна Афанасьева, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области (на фото справа), и Юлия Василькова, директор иркутского городского Информационно-методического центра развития образования, подписали соглашение о социальном партнерстве в рамках реализации инновационного проекта по развитию школьных служб примирения «Я с тобой»
Знакомьтесь, сотрудники первой территориальной службы примирения: Роман Потапов, Алла Лаврентьева, Зинаида Ахмедова, Николай Архипцов, Ксения Шолохова, Юлия Калашникова, Ирина Бабанова, Яна Андрюсишина