Сказали спасибо «Иркутскавтотрансу». Руслан Болотов наградил лучших сотрудников предприятия в пресс-зале еженедельника «Иркутск»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #42 (1128) от 3 ноября 2023

Невозможно представить себе жизнь города без муниципальных автобусов: машины ходят по расписанию, водители гарантируют нам безопасность уровнем своих профессиональных навыков и каждый автобус выпускают на линию после тщательной технической проверки. Накануне профессионального праздника (29 октября отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта) в редакции «Иркутска» мэр города Руслан Болотов встретился с передовиками «Иркутск­автотранса», чтобы поздравить их с праздником, вручить благодарственные письма и, конечно же, объявить о премии! В итоге два часа говорили о личном, производственном, городском, шутили, немного спорили, и закончилось все чаем с пирожками.

Встреча получилась весьма неформальной: «автотрансовцы» рассказывали мэру о том, как пришли на предприятие, как выбирали свою профессию, делились рассказами о семье, детях и внуках, с подачи Руслана Николаевича обсуждали позитивные изменения в Иркутске, которые прямо или косвенно коснулись и героев встречи. Прежде всего это обновление городского автопарка — такого масштабного единовременного пополнения не было за всю историю «Иркутскавтотранса». За последнее время на предприятие поступило 40 новых низкопольных автобусов НЕФАЗ — вы, конечно, видели этих зеленых красавцев на дорогах и наверняка ездили на них. Эти машины комфортнее и для пассажиров, и для водителей — не сравнить со старыми ПАЗами, которых еще недавно было большинство на муниципальных маршрутах.

Руслан Николаевич отметил умение водителей «Иркутскавтотранса» бережно относиться к транспорту: от манеры вождения зависит очень многое, ведь все машины ремонтируют непосредственно на предприятии. Средний пробег каждой единицы пассажирского транспорта «Иркутскавтотранса» — 500 тысяч километров, многим автобусам подарили вторую жизнь механики предприятия: в коллективе относятся с уважением к труду друг друга и к технике, на которой ездят. Работа технического персонала заслужила отдельного внимания во время беседы мэра города с «автотрансовцами», ведь именно механики, слесари и мотористы следят за состоянием всех 187 автобусов предприятия.

«Я сам работал механиком в «Водоканале» и знаю, какая это непростая профессия», — рассказал мэр в беседе с Андреем Снегуром, слесарем «Иркутскавтотранса». И Руслан Николаевич с Андреем увлеченно поговорили о карданных валах, форсунках, генераторах и коробках передач. Закончив, мэр добавил, обращаясь ко всем: «Важно, что наше предприятие — полного цикла: здесь могут перебрать и отремонтировать полностью любую машину, от двигателя до подвески. Фактически небольшой группой механиков делают то, чем занимаются машиностроительные заводы».

Обсудили и проблемы: например, дублирование муниципальных рейсов частными перевозчиками. Водители «Иркутскавтотранса» Сергей Притис, Никита Эли, Илья Карнаухов рассказали, что автобусы нашего городского предприятия двигаются по маршрутам четко по расписанию, а частники ездят совершенно без системы, постоянно нарушают правила дорожного движения и идут на обгон, чтобы ради выручки перехватить пассажиров. Мэр города, как и сотрудники «Иркутскавтотранса», считает это серьезной проблемой: на 73 муниципальных маршрутах (включая садоводческие) сегодня действует около 170 частных и транзитных, которые идут через Иркутск из Ангарска, Иркутского района и других территорий. Это около 1700 (!) единиц транспорта ежедневно, все они создают напряжение на дорогах, отрицательно влияют на всю городскую инфраструктуру, на экологию.

Но серьезность проблемы не делает ее решение делом безнадежным: у городской власти Иркутска есть план. Когда автопарк муниципального предприятия будет максимально укомплектован новыми низкопольными современными автобусами (обновление уже происходит и поэтапно продолжится — скоро ждем еще 80 новых НЕФАЗов), недобросовестных частников с аварийным или технически устаревшим автопарком и зачастую неквалифицированным персоналом с дорог Иркутска уберут. Чтобы избавиться от транзитного транспорта, на въездах в областной центр будут организованы перехватывающие парковки и остановочные пункты, на которых люди будут пересаживаться на муниципальный транспорт. От этого выиграют все, и прежде всего пассажиры.

И вновь вернемся к коллективу «Иркутскавтотранса». Алексей Колмаков, директор предприятия, рассказал мэру города, что каждый из 460 сотрудников в буквальном смысле на вес золота. «В любых внеплановых ситуациях, когда что-то сломалось и нужно срочно починить или заменить товарища, выйти в рейс, на наш коллектив всегда можно положиться, — рассказывает Алексей Анатольевич. — Всегда помогут, останутся после окончания рабочего дня или даже в свои законные выходные. Практически для всех выбранная профессия — настоящее призвание, у нас есть целые династии, когда работают несколько поколений одной семьи».

«Я с большим уважением отношусь к профессии водителя. Это колоссальный труд, потому что обеспечить население транспортом — это не просто выйти на работу, сесть за руль и поехать. Нужна тщательная подготовка, — наш мэр Руслан Болотов в течение всей встречи не раз и не два, подкрепляя сказанное различными историями из жизни, говорил о том, как важны для города сотрудники «Иркутскавтотранса». — У парней большая ответственность, необходима постоянная бдительность на дороге, с учетом того, какое у нас сейчас интенсивное движение на городских трассах. Водить 12-метровый автобус с пассажирами в таких условиях — и высокий профессионализм, и настоящее мужество. Убежден в этом».

После этих слов всем участникам встречи мэр города вручил благодарственные письма «За верность профессии и добросовестный труд» и (что очень важно!) объявил о премии. Затем в атмосфере веселого легкого хаоса все начали фотографироваться с мэром и друг с другом, и мероприятие окончательно стало похожим на встречу некоего братства. А закончилось предпраздничное общение чаепитием с пирожками под аккомпанемент баяна — как это принято у нас в редакции.

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова

«Мужское» фото, так уж вышло: работа в «Иркутскавтотрансе» требует физической силы и выносливости. Слева направо, нижний ряд: водители Никита Эли и Илья Карнаухов, слесари Александр Кошкарев и Андрей Снегур. Верхний ряд: руководитель «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков, водитель Сергей Притис и наш мэр Руслан Болотов. Кстати, все участники встречи отметили одну интересную деталь: пассажиры в Иркутске изменились. «Стали культурнее, что ли… — говорят «автотрансовцы». — Если еще лет десять назад в салоне могли дебоширить, распивать компанией алкоголь, сейчас о таком поведении и речи не может быть… Сегодня — все вежливые, чаще благодарят за комфортную поездку». Ну, иркутяне, молодцы же мы?

Никита Эли с 14 лет работал кондуктором в автобусах! И как только получил соответствующую водительскую категорию, сел за руль автобуса. «Работал сначала у частного перевозчика, а в 2019 году перешел на муниципальное предприятие. Здесь и зарплата вовремя, и отпуск, и больничный, если потребуется, коллектив хороший, начальство понимающее, техника новая у нас теперь постоянно приходит, полный соцпакет», — рассказывает Никита. А еще он прямо на рабочем месте познакомился с будущей женой! Симпатичная девушка постоянно ездила с молоденьким водителем на учебу. Долго они переглядывались, а однажды она увидела его имя и фамилию на специальном стенде в автобусе и написала в соцсетях. Три года они дружили, а 11 августа сыграли свадьбу!

Александр Кошкарев работает в «Иркутскавтотрансе» больше 30 (!) лет. Начинал он еще в МИУ «ПАТП», предприятие меняло названия и адреса, но Александр Юрьевич оставался вместе с ним. Прошел весь путь профессионального становления, с азов, начинал учеником автослесаря, сейчас имеет уже шестой разряд. Хотя был в жизни один зигзаг, начинал… поваром: «Я окончил кулинарное училище, и первое мое место работы было в столовой напротив «Автоколонны 1880», тогда она располагалась на Марата, — вспоминает Александр Юрьевич. — Но быстро перешел в автотранспортное предприятие — такой стабильности нигде не встретишь. Да и работать сейчас интереснее — машины современные, все двигатели разные, во все нужно вникать, чтобы разобраться, то есть это далеко не рутина, думать нужно». У Александра Юрьевича с супругой Ириной Анатольевной двое детей, Евгений и Екатерина, обоим уже за 30, и двое внуков — Артем и Дамир

Сергей Притис, водитель автобуса, за рулем с детства — дед был шофером. После демобилизации в 1999 году пришел работать в МИУ «ПАТП», водил автобус № 4, он ездил до Центрального рынка. В 2004 году знакомые позвали работать к частному перевозчику: уходил за большими заработками, но все получилось в точности до наоборот. «Стабильности никакой не было, а в разгар пандемии в 2020 году меня и вовсе сократили, — вспоминает Сергей Анатольевич. — И я другую работу даже не искал, сразу вернулся в МУП «Иркутскавтотранс». С супругой Галиной они воспитывают троих детей: 21-летнего Андрея, 16-летнюю Кристину и семилетнего Сашу. Причем старший уже почти год работает на предприятии отца пока автослесарем, но планирует сесть за руль автобуса. Как шутит Сергей Анатольевич, следующий — младший: кто-то воспитывает свою футбольную команду, а он, как дед, — автомобильную.

Илья Карнаухов, как и многие его коллеги, — представитель большой шоферской династии, практически все старшее поколение семьи, два дяди по отцу и два по маме работают водителями. «Раньше у меня был свой собственный автобус ПАЗ, десять лет трудился на себя, ездил по 28-му маршруту, — рассказывает Илья Петрович. — Но потом автобус пришлось продать, работать одному невыгодно: цены на ГСМ и запчасти растут, сложно это все. У меня было много знакомых в МУП «Иркутскавтотранс», по их рекомендации я и пришел сюда. И сейчас у меня хорошая, стабильная работа, коллектив и руководство замечательные, мы все одна команда». Дома главу семьи ждут жена Татьяна и две десятилетние дочери-двойняшки — Вика и Вероника. Их наш герой тоже с удовольствием возит, только уже на своей машине после работы

Александр Собко в МУП «Иркутскавтотранс» служит столяром уже 13 лет. Фронт работ у Александра Борисовича обширный — это все, что связано с деревом. Он строгает оконные рамы, мастерит скамейки, двери из натурального дерева, стелет полы, собирает мебель, обшивает стены и потолки фанерой в кабинетах и даже чинит замки. На все предприятие он единственный представитель своей профессии. «Там, где нужна срочность, нанимают бригаду, а если ремонт плановый, я потихоньку и один справляюсь, — рассказывает Александр Борисович. — Больше всего в моей работе мне нравятся тишина и полное спокойствие, запах древесины, никто меня не тревожит, работаю в своем темпе. Все мне здесь по душе, на работу каждый день иду как на праздник. И это правда»

Андрею Снегуру всего 24 года, и у него шестой, высший для автослесаря, разряд! Понять масштабы молодого передовика поможет статистика: в «Иркутскавтотрансе» работают 60 автослесарей, и только у пяти из них шестой разряд. При этом какого-то специального образования (кроме водительских прав) у Андрея нет, всему учился на практике. «Наша задача — добиться максимально хорошего управления автобусом, то есть на сто процентов должны работать все рулевые механизмы, должно быть максимально возможное торможение автобуса, подвеска в хорошем состоянии, — рассказывает Андрей Снегур. — Я здесь нашел себе дело по душе. Зарплата хорошая, запчасти, инструмент, оборудование вовремя поставляют, работать интересно. Главное, я рад, что стал специалистом в своей профессии, отец мною гордится»

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио