
В этом учебном году в пяти школах города (№ 11, 19, 21, 39 и образовательный комплекс «Лесной») открылись классы, где ученики бесплатно занимаются разработкой, моделированием, производством и эксплуатацией дронов. Беспилотные летательные аппараты сейчас на острие востребованности (и речь не только о целях и задачах специальной военной операции). БПЛА активно применяются в различных отраслях промышленности: в архитектуре и градостроительстве, городском хозяйстве, картографии и кадастре, фотоискусстве и кинематографе, сельском хозяйстве. Школьники Иркутска, которые прямо сейчас получают знания по работе с дронами и квадрокоптерами, фактически получают профессию — интересную и востребованную. В этом убедилась репортерская группа «Иркутска», побывав на днях вместе с мэром нашего города Русланом Болотовым и депутатами думы в образовательном комплексе «Лесной».
Во всех пространствах образовательного комплекса «Лесной», где реализуется федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем» нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», сделали ремонт, обустроили трассы для полетов, а также закупили оборудование — симуляторы для автономных полетов, ноутбуки, десктопные приложения и фотограмметрическое программное обеспечение, интерактивные панели, 3D‑оборудование.
Гостям провели интересную экскурсию, включающую пять станций — по всем этапам обучения. На практике показали, как на «Кибернетической» в специализированном классе отрабатываются полетные навыки на компьютерной программе, на «Технической» происходит первичная сборка основного каркаса дрона, на «Биндинговой» станции настраивается аппаратура радиоуправления. В малой полетной зоне, для которой специальной сеткой огорожен практически целый класс на «Испытательной», собранная модель тестируется. Последняя станция — «Полетная» (под нее огорожено большое пространство в спортивном зале), здесь ребята осваивают навыки пилотирования, с помощью пульта управления проводя собственноручно собранные дроны через различные препятствия. И как мы убедились, во все эти «круги», «квадраты», «ворота» БПЛА под управлением юных пилотов успешно пролетают.

— Программа рассчитана на учеников с 6-го по 11-й класс. Дети не только учатся собирать и программировать дроны — они пробуют себя в пилотировании, применяя теоретические знания на практике, — рассказал преподаватель образовательного комплекса «Лесной» Никита Хлынов. — Занятия посещают и мальчики, и девочки: к пайке деталей для беспилотников наибольший интерес проявляют девочки, мальчики же активно занимаются сборкой и пилотированием. На следующий год после вводного курса по знакомству с БПЛА планируем перейти к более углубленному изучению.
Программу по изучению БПЛА в образовательном комплексе «Лесной» осваивают 42 школьника. В дальнейшем они примут участие в соревнованиях как по полетной практике, так и по инженерной. Кстати, у последнего направления есть отдельные поклонники.
— Я сейчас занимаюсь сборкой моделей дронов, также могу их ремонтировать. Самым сложным было понять строение БПЛА: ведь если что-то не так соединить, то он может полететь неправильно, — рассказал репортерской группе «Иркутска» ученик 10-го класса Матвей Берданосов. — Всегда имел склонность к инженерному делу: сколько себя помню, любил собирать и разбирать конструкторы, которые мне покупали родители. Сейчас, можно сказать, перешел на новый качественный уровень в этом направлении.
Первый год обучения еще идет, но уже сейчас у каждого из участников программы есть и теоретическая подготовка, и навыки по моделированию, ремонту и техническому обслуживанию квадрокоптеров. То есть школьники владеют практически полным циклом работы с БПЛА!

— Считаю, что сегодня беспилотные летательные аппараты становятся незаменимыми помощниками не только в зоне боевых действий, но и в самых разных гражданских сферах. Они нужны для обследования местности и аэросъемки в лесном хозяйстве, энергетике и добывающей промышленности, при тушении лесных пожаров, поэтому эти навыки пригодятся школьникам в их дальнейшей деятельности, — отметил председатель думы Иркутска Евгений Стекачев. — А значит, наша общая задача — начать применять эту полезную практику в других школах, сделать обучение работе с беспилотниками доступным для всех учащихся Иркутска.
— Сегодня с коллегами из депутатского корпуса посмотрели, как реализуется федеральный проект «Беспилотные авиационные системы» в наших школах. Видно, насколько заинтересованы ребята: они полностью погружаются в эту работу. Приятно удивило, что школьники увлечены не только пилотированием, но и процессом программирования, сборки, подготовки дронов, — поделился с «Иркутском» мэр города Руслан Болотов. — На каждом из этих базовых уровней, которые сегодня дают в школах, есть возможность получить очень хорошие умения, чтобы развиваться дальше. Поэтому проект удачный, ребята получают инженерные знания, навыки программирования и, самое главное, конечный результат своей работы в течение одного сезона. Отмечу и правильный подход со стороны преподавательского состава, остались очень хорошие ощущения от того, как все организовано.
Елена Алексеева
Фото Валентина Карпова
P.S.Специальное обучение для работы с детьми по федеральному проекту «Кадры для беспилотных авиационных систем» нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» прошли 19 педагогов Иркутска.

Десятиклассник Матвей Берданосов из образовательного комплекса «Лесной» рассказывает мэру Иркутска Руслану Болотову, чему научился во время учебы по федеральному проекту «Кадры для беспилотных авиационных систем» нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Человек, который управляет беспилотником, должен знать аэродинамику и физику, разбираться в устройстве и принципах работы дронов, уметь работать со специальными программами!

На этом снимке — полетная зона, ее оборудовали в одном из спортзалов образовательного комплекса «Лесной». Места для нее нужно много, чтобы БПЛА было где развернуться. Пространство огорожено защитной сеткой, а также оборудовано различными препятствиями, чтобы пилоты во время тренировок учились их виртуозно преодолевать