В 2014 году в Дахабе (побережье Красного моря) египтянин Ахмед Габр установил мировой рекорд Гиннесса по погружению с аквалангом в морской воде — 332 метра и 35 сантиметров. На спуск потребовалось 14 минут, а возвращение на сушу заняло 14 часов! Спортсмен готовился к этому рекорду, который, кстати, до сих пор не побит, на протяжении шести лет. Сейчас Ахмед известен не только прошлыми успехами, но и научной и природоохранной деятельностью. В Россию дайвер приезжает ежегодно с 2020 года по приглашению Приморского центра подводных исследований для обмена опытом, популяризации дайвинга и за новыми впечатлениями. В начале ноября рекордсмен впервые посетил Иркутск и побывал на Байкале. О своем погружении в самое глубокое озеро планеты он рассказал репортеру нашего еженедельника.
Ахмед Габр увлекся дайвингом в 18 лет, начинал как любитель, проходил специальные обучающие курсы по погружению, будучи офицером египетской армии. Выйдя в отставку, любимое занятие не бросил, а перешел на другой уровень: открыл свою школу дайверов, стал амбассадором организации по восстановлению экосистем коралловых рифов в Красном море, начал вести сотрудничество с научными институтами, изучая возможности человеческого тела в техническом дайвинге (погружение на глубины более 40 метров с оборудованием). В 2015 году он привлек к экологической акции по спасению Красного моря от мусора более 600 дайверов. Его большой опыт в дайвинге ограничивался теплыми морями, и лишь несколько лет назад, побывав в России, Ахмед попробовал нырять в холодную воду. С тех пор поплавать зимой со снаряжением в Байкале стало его мечтой.
— Байкал был в моем списке желаний. Почему выбрал холодный сезон? Чтобы прочувствовать атмосферу места. Хочешь увидеть настоящую Сибирь, поезжай туда зимой — вот чем я руководствовался, — смеясь, рассказывает рекордсмен. — О Байкале я знал немного, но, побывав здесь, понял, что это живой музей истории, со своим уникальным и разнообразным растительным и животным миром. Чтобы изучить его, одного приезда мало, поэтому я надеюсь побывать здесь снова.
Для знакомства с озером Ахмед выбрал тур сафари — так на сленге дайверов называется несколько дней проживания на судне, в течение которых можно изучить отдаленные от берега места, ежедневно погружаясь на разную глубину. Принимающая сторона — иркутский дайв-центр «Свал» подобрала маршрут в районе Кругобайкальской железной дороги. Нырять приходилось при температуре воды плюс семь градусов, а на поверхности в это время было минус семь и присыпало снегом. Четыре дня Ахмед провел вместе с иркутскими дайверами и опускался на глубину 70 метров.
– 70 метров в Байкале — как 100 метров в Красном море по ощущениям, — делится впечатлениями Ахмед Габр. — Погружение на большую глубину может быть опасным, человек попадает в новую среду, полную неизвестности и неожиданностей. Даже при условии должной физической и психологической подготовки существует риск для жизни. При погружении я не думаю о чем-то постороннем, отвлекающем, но постепенно привыкаю к новому состоянию. Важно оставаться спокойным, принимая решения.
Чтобы максимально безопасно провести погружение, Ахмед вместе с иркутскими коллегами провел расчеты: необходимо было решить, какого объема и в каком соотношении должна быть дыхательная смесь. Ведь чем глубже ныряет дайвер, тем больше вероятность осложнений: из-за большого количества азота разум может помутиться, человек тогда начинает терять ясность в мыслях и не может принимать рациональные решения; а кислород действует на нервную систему, заставляя мышцы бесконтрольно сжиматься. Поэтому сейчас все глубоководные погружения выполняются на тримиксе: смеси из кислорода, азота и гелия. Подборка смеси зависит от физической формы ныряльщика, от окружающих условий: для теплой и холодной воды она будет разная.
Также и с костюмом — в теплых морях обычно ныряют в «мокром» гидрокостюме, а в ледяную воду опускаются в «сухом», он, как изолирующий мешок, не пропускает влагу, под него можно надеть теплую поддевку, плюс шлем и перчатки с утеплителем, чтобы не было переохлаждения. В таком костюме Ахмед Габр и погружался в Байкал. Не замерз, но из-за плохой видимости мало что успел рассмотреть — из фауны озера только гаммаруса. Спортсмен добирал впечатлений в Лимнологическом музее, где ему очень понравилось, и он сделал селфи с нерпой для своих соцсетей.
— У Байкала, у Иркутска есть большой потенциал в сфере развития дайвинга. Здесь очень красивые и малоизученные места, опытные инструкторы. В свою очередь я готов к сотрудничеству, готов делиться опытом своих погружений и рассказывать на тех площадках, где выступаю, о дайвинге на Байкале. Считаю, что с помощью осознанного подхода в дайвинге мы можем и должны объединить усилия для сохранения природы Байкала и всего мира, — говорит Ахмед.
По мнению организаторов байкальского тура рекордсмена, дайверское сообщество может внести существенный вклад в изучение подводной среды Байкала с помощью своих наблюдений и их регистрации в источниках — наподобие путевых дневников туристов, публикуемых в открытом доступе для защиты пройденного маршрута. Взаимодействие ученых и дайверов-любителей может привести к новым открытиям и предотвратить возможный экологический кризис.
— Во время погружения я ощущаю себя частичкой всего мира, чувствую, как важно поддерживать баланс в экосистеме. Проект всей моей жизни — передать нашим детям мир в том виде, в котором мы получили его от наших родителей, научить новое поколение бережно относиться к природе, — говорит Ахмед Габр.
Александра Голубцова
Фото Дмитрия Рудася и из архива Ахмеда Габра
Ахмед Габр погружался в Байкал в первую неделю ноября. Максимальная глубина — чуть более 70 метров. Для рекордсмена это, конечно, не предел, но поскольку дайвинг в холодной воде — это отдельное направление, опыта у Ахмеда в нем немного. Однако в следующем году дайвер собирается вновь покорять глубины Байкала. Ахмеду Габру 47 лет, он совершил уже около 10 000 (!) погружений разной сложности в самых разных водоемах.
Знакомство с Байкалом египтянин Ахмед Габр начал с посещения Лимнологического музея в Листвянке. Долго ловил кадр с нерпой, удивлялся разнообразию животного мира озера и его истории. Связь с прошлым дайвер особенно прочувствовал во время одного из погружений — вместе с иркутскими коллегами Ахмед спускался к затонувшему в начале прошлого века вагону неподалеку от КБЖД
Сотрудничество на берегу Байкала
Евгений Полухин, директор АНО «Приморский центр подводных исследований», региональный директор национальной дайв-лиги на Дальнем Востоке, действительный член Русского географического общества, рассказал о совместных планах российского дайв-сообщества с Ахмедом Габром: «В советские годы у нас был развит подводный спорт: хорошая водолазная школа, секция по подводному плаванию при ДОСААФ и т. д. Во время перестройки это было утрачено. Сейчас нам нужно развивать дайвинг, и Ахмед Габр, как человек, поставивший мировой рекорд, личность, на которую равняются и за кем идут, может нам в этом помочь. Он предлагает нам развивать экологические проекты на Байкале. Мы в свою очередь работаем над созданием отечественной спортивной федерации по дайвингу, со своими нормативами и особенностями обучения».