Долгое время бытовало мнение, что театр кукол — это исключительно для детей. Многие и сегодня еще продолжают так думать. Но это свидетельствует лишь об одном — они никогда не были на спектаклях Иркутского областного театра кукол «Аистенок», где можно увидеть постановки по произведениям Эрнеста Хемингуэя, Александра Вампилова, Федора Достоевского. А в 2022 году первым среди профессиональных театров кукол «Аистенок» создал спектакль по повести Валентина Распутина «Последний срок». Он получился настолько новаторским, что вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска» и уже отмечен Министерством культуры РФ как лучшая театральная постановка по произведениям русской классики. Главная героиня в «Последнем сроке» — старуха Анна представлена в виде планшетной куклы, придуманной художником-постановщиком из Беларуси Татьяной Нерсисян. Детей Анны играют актеры театра. Как сложился и был воплощен на сцене такой сложный альянс? С помощью каких механизмов и магических приемов артистам удается оживить кукол? Об этом мы спросили заведующую художественно-постановочной частью Ольгу Курлыкину и актера театра кукол «Аистенок» Евгения Кириллова.
Здравствуйте, Анна Степановна
Наш поход в святая святых театра — мастерскую, где изготавливают кукол, начался с фойе. Здесь на стенах можно увидеть эскизы, сделанные художником, лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяной Нерсисян к спектаклю «Последний срок». Его поставил в Иркутске белорусский режиссер Игорь Казаков, уже известный нашим зрителям по спектаклю «Дядюшкин сон».
— Когда Татьяна представила эскизы на техсовете, мы просто замерли. Это по замыслу было очень смело и, я бы даже сказала, грандиозно. Умирающая старуха Анна в плане проявления своих человеческих качеств — самая живая, но на сцене она кукла. А ее дети, которых играют люди, наоборот, внутренне омертвевшие. И этот ход, найденный постановщиком, конечно, потрясающий, — поделилась Ольга Курлыкина.
Парадокс заключается еще и в том, что управляет куклой молодой актер Евгений Кириллов, а говорит она голосом актрисы Иркутского драматического театра Эммы Алексеевой.
— Старуха Анна — это планшетная кукла, которой на сцене, как правило, управляют три человека. В «Последнем сроке» я в основном это делаю один, поскольку персонаж по большей части сидит на постели. В какой-то сцене работают глаза, голова, в какой-то — руки. Когда она встает и ходит, то подключаются все актеры — дети Анны. Главная сложность для меня — синхронизация движений куклы с голосом актрисы, которая произносит текст, находясь за сценой. Обычно для планшетных кукол во время репетиций движения придумываются и фиксируются, но в «Последнем сроке» это не совсем так. В данном случае очень многое зависит от интонаций, ритма, акцентов, созданных голосом. А он не может всегда звучать одинаково. Поэтому в каждом спектакле появляются новые движения, новые жесты. И когда возникает эта эмоциональная связь между голосом и поворотом головы, взглядом, взмахом руки, то кукла действительно «оживает», и я это чувствую до мурашек на коже, — рассказывает Евгений Кириллов.
— Персонаж повести «Последний срок» — старуха, а вы еще довольно молодой человек. Сложно было «научить» куклу двигаться в соответствии с возрастом героини?
— В этом и заключается мастерство актерской профессии. Я старался сделать ее похожей на мою прабабушку, вспоминал, как она смотрела телевизор, как нянчилась со мной, как разговаривала. Копировал ее характерные движения, пластику рук, то, как она гладила себя по коленям, которые у старых людей часто болят, как подбадривала себя. Для меня работа с этой куклой — колоссальный актерский опыт.
— Когда увидели куклу впервые, она вас не испугала?
— Не-е-ет. Это может показаться только на первый взгляд, что она страшная. Для нас, актеров, она живая, добрая. Когда уже подготовили декорации, Анну Степановну посадили за кулисами или на сцене, мы приходим играть спектакль — и все с ней здороваемся. Создается ощущение, что старая женщина сидит, о чем-то размышляет. Начинается спектакль, и вот она пошла, начала разговаривать. Это живая механика — потрясающе интересный процесс, — отмечает Евгений.
От других кукол старуха Анна отличается сложным устройством и системой управления. Благодаря электронике, которая находится в кукле, голос актрисы Эммы Алексеевой звучит изнутри механизма, и у зрителя создается впечатление, что старуха Анна действительно разговаривает сама. Несмотря на всю необычность этой планшетной куклы, Евгений Кириллов не называет ее своей любимицей. Наверное, чтобы не обидеть других.
— Фаворитов у меня нет. В каждой кукле есть какая-то своя фишка. Если говорить об их видах, то я больше всего люблю марионеток, — говорит актер.
Обожаю марионеток
Марионеткой человек управляет с помощью одних только нитей либо нитей и металлических штоков, прикрепленных к корпусу и голове куклы.
— У меня в репертуаре есть практически все системы кукол. Тростевые — в «Буратино» и «Никите Кожемяке», перчаточная — в сказке «По щучьему велению», планшетные. Но я обожаю марионеток. Когда она оказывается у меня в руках, полностью отключаюсь, — продолжает Евгений.
Одна из любимых его ролей — мальчик Якоб из известной сказки «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа. Чтобы показать нам эту штоковую марионетку, Ольга Анатольевна повела нас в реквизиторский склад, где собраны куклы из самых разных спектаклей. Здесь мы «примерили» перчаточную куклу Петрушку — главного персонажа русских народных театров. И Бельчонка из новогодней сказки, который, как все мимирующие куклы, может морщиться, шевелить ртом и носиком, корчить разные гримасы. А мальчика Якоба даже удалось поводить по сцене-табуретке. Процесс этот и правда очень увлекательный. Кукла словно забирает у тебя частичку энергии и начинает диктовать манеру поведения. Якоб оказался довольно своенравным, все время норовил подпрыгнуть и вопросительно заглядывал в лицо снизу вверх.
— Перчаточные куклы самые простые. Они используются в основном в детских спектаклях. Марионетка — это тоже классическая кукла, которая присутствует в театральных постановках уже много веков. Сейчас режиссеры ставят очень сложные задачи, многие спектакли театры кукол адресуют взрослой аудитории. И чтобы заинтересовать искушенного зрителя, при изготовлении кукол сегодня используются самые разные современные материалы и технологии, — отметила Ольга Курлыкина.
Кокованя из дерева и папье-маше
Ольга Анатольевна показала нам, как делают кукол в мастерской театра. К Новому году «Аистенок» подготовил два спектакля — «Рукавичка» для самых маленьких зрителей и «Серебряное копытце». Бутафоров мы застали за созданием героя известной сказки Павла Бажова дедушки Коковани.
— В нашей мастерской сейчас работают пять бутафоров. Все они имеют художественное образование. Специалистов по свету, звуку, созданию декораций и бутафории для театров кукол в стране готовят очень мало учебных заведений. К нам приходят на практику студенты из Иркутского художественного училища, из ИРНИТУ с кафедры монументально-декоративной живописи. В будущем они, возможно, придут работать в наш театр. Совершенствоваться помогают мастер-классы известных художников-кукольников, которые организует Союз театральных деятелей России, и, конечно, обмен опытом с нашими коллегами из других театров, — рассказала Ольга Анатольевна.
Она также отметила, что все приезжие режиссеры подчеркивают высокий уровень иркутских мастеров-кукольников.
Летний вариант Коковани, за изготовлением которого мы понаблюдали, делался из дерева и папье-маше. На сцене он предстал в красивой русской рубахе.
По словам Ольги Анатольевны, куклы во время спектакля и за кулисами выглядят, воспринимаются и ощущают себя совершенно по-разному. Все, кто работает в театре, уверены, что в театральных куклах есть особая магия, которая раскрывается только по-настоящему увлеченным своим делом, творческим людям.
Нина Воронина
Фото Валентина Карпова
Эскизы (в верхней части фото), которые представили художник Татьяна Нерсисян и режиссер спектакля «Последний срок» Игорь Казаков, поразили членов техсовета театра смелостью замысла. Главная героиня постановки старуха Анна должна была предстать перед зрителями в виде планшетной куклы человеческого роста. Актер Евгений Кириллов (на фото), который на сцене управляет куклой, рассказал, что главная сложность заключалась в синхронизации движений с голосом актрисы, которая произносит текст, находясь за сценой
Перчаточные и мимирующие куклы надеваются на руку, как перчатки. С помощью человеческих пальцев они двигают ручками и головой. А мимирующие куклы еще и корчат смешные гримасы. Как это умеет делать Бельчонок из новогодней сказки, лапки, которого приводятся в движение с помощью штоков, показала заведующая художественно-постановочной частью театра кукол «Аистенок» Ольга Курлыкина
Мальчик Якоб из спектакля «Карлик Нос» — штоковая марионетка. При общении с нашими корреспондентами кукла все время норовила спрыгнуть со стула-сцены, а когда это не удавалось, то вопросительно заглядывала в лицо кукловода снизу вверх
К Новому году Иркутский театр кукол «Аистенок» подготовил спектакль по сказке Павла Бажова «Серебряное копытце». Репортерская группа «Иркутска» наблюдала, как в бутафорском цехе готовили для постановки кукол. Вот так один из главных героев сказки — дедушка Кокованя «рождался» в руках художника-кукольника
В постановке «Последний срок» сразу два плана — кукольный и живой. Актеры исполняют роли детей Анны. Есть в спектакле и такой герой, как Смертушка (Алена Копылова), она возникает в монологе старухи о смерти. Дети — внучка Нинка и дочь Люся в детстве тоже кукольные персонажи. Это словно подчеркивает, что дети и старики немного иначе чувствуют и воспринимают мир. Кукольные персонажи позволили авторам еще больше обнажить символический план повести Валентина Распутина. Героям спектакля удается рассказать зрителям о самых важных вещах в жизни человека: любви, семье, о том, чего не стоит забывать, что у каждого будет свой последний срок