Городское хозяйство — очень интересная штука: люди, которые убираются во дворах и на дорогах, ремонтируют и создают скверы, красят городские заборы, водят трамваи и обилечивают пассажиров, обеспечивают нас водой и теплом (всего не перечислишь) — настоящий кладезь интересных судеб. Репортеры «Иркутска» писали и будут писать о «человеке труда» — о тех, на ком, собственно, и держится городское хозяйство. И мы знаем и видим: практически везде в этой отрасли работают и мужчины, и женщины: где-то больше, где-то меньше. На этой неделе мы всего-то хотели сделать репортаж о том, как в городе в этом году заранее, не дожидаясь оттепели, чистят крыши. И обнаружили удивительную профессию, в которой нет женщин, — чистильщики иркутских крыш. За тем, насколько тяжел и опасен их труд, в разных районах города наблюдала репортерская группа «Иркутска».
— Смотрите — какие комки летят! — показывает на подъездный козырек Юрий Стрельцов, главный инженер управляющей компании АО «Восточное управление ЖКС». — Там еще и гладкий лист металла. Когда становится тепло, этот снег просто скатывается вниз. И представляете, если здесь пойдет человек?
Мы разговариваем с Юрием, стоя возле дома по адресу Академическая, 18. Это обычный многоквартирный пятиэтажный дом с шиферной крышей. До конца февраля здесь еще будут делать «полный сброс» (то есть чистку снега со всей площади крыши. — Прим. авт.), а сейчас принимают противоаварийные меры: на прошлой неделе синоптики обещали повышение температуры до минус трех градусов (и как мы уже знаем, их прогноз сбылся. — Ред.), поэтому необходимо срочно сбросить снег с карниза и подъездных козырьков.
Объем работы большой: домов, где требуется экстренная чистка, много. На солнечной стороне дома, какие бы ни были отрицательные температуры, скат все равно нагревается, а при малейшей плюсовой температуре снег уплотняется и превращается в лед. Из-за резкого потепления может обледенеть водосточный желоб, тогда в ход пускают ледорубы. Но пока что хватает и лопаты — на «нашем» доме по адресу Академическая, 18, снег еще мягкий.
— На больших домах основное правило сброса — соблюдение техники безопасности, — рассказывает Иннокентий Зиновьев, мастер подрядной организации. — Работники обязательно получают инструктаж, имеют страховочные пояса, каски. Территорию огораживают. Часть людей работают на крыше, а часть обязательно страхуют снизу — смотрят, чтобы невнимательные прохожие под сброс не попали. Когда необходимо, привлекаем специализированную технику.
О том, как чистить крыши, Иннокентий Зиновьев рассказывает охотно и с удовольствием. В сфере коммунального хозяйства он трудится уже восемь лет: первое время работал электриком, а потом переквалифицировался в мастера. Впрочем, и сейчас не чурается простой работы — когда надо, сам берет лопату в руки.
При чистке надо учитывать много нюансов — этажность дома, тип крыши, наличие на ней снегоуловителей и ограждений. Так, с металлических кровель снег убирается в первую очередь. Полный сброс вне плана начинают, когда снежный покров превышает 30 сантиметров. Если чистят только козырьки, объем снега получается небольшой. Уже на земле его собирают дворники и выбрасывают на свободный газон, где он весной и тает. При полных сбросах привлекают технику — тракторы и КамАЗы, чтобы вывезти всю массу на снегоотвалы.
Закончив работать на доме на улице Академической, бригада Зиновьева отправляется на следующий проблемный дом — по адресу Безбокова, 8. Крыша на нем металлическая, и с карниза уже свисают снежные шапки — если не убрать, с потеплением они рухнут на головы прохожим. И хотя дом двухэтажный, здесь тоже нужна автовышка.
— На вышке просто работать, — считает рабочий Евгений Зорин, — особых навыков не надо. Главное — уметь работать с водителем в паре, понимать жесты. А когда выходишь на кровлю, уже сложнее. Хотя я до этого много лет кровельщиком работал, так что высоты не боюсь.
Важно, что все бригады по чистке крыш работают «под ключ» — уезжая, они оставляют тротуары чистыми, никто даже и не подумает, что здесь недавно сбрасывали снег.
Но мы оставляем бригаду Зиновьева на остановке и отправляемся на следующую встречу — в Ново-Ленино, к жилому дому на Ярославского, 290. Это вотчина управляющей компании «Северное управление ЖКС».
— Мы обслуживаем 360 домов в разных районах: Ново-Ленино, Иркутск II, Жилкино, Топкинский, — встречает нас Вера Хороших, ведущий инженер отдела технического контроля АО «Северное управление ЖКС». — Все дома разные, и у каждого есть свои нюансы. Вот Ярославского, 290, — относительно молодое строение, 80-х годов постройки. У него двухскатная крыша с шиферным покрытием, есть парапеты, к которым можно пристегнуться. Поэтому работаем сегодня с выходом на кровлю.
— График по очистке крыш и козырьков от снега и по грейдированию придомовой территории мы составляем ежегодно в декабре, — поясняет наша собеседница. — Но погода в Сибири непредсказуема. Если снегопад, например, или сторона солнечная — снег быстрее сходит. Тут надо действовать быстро, но и процесс меньше времени занимает. На северной стороне, наоборот, снег тает долго и накапливается, в итоге там можно не торопиться, но работать, чтобы все убрать, приходится больше.
Подъездные козырьки между тем на этом доме уже почищены. До этого на них лежал слой в 15 сантиметров, а сами они из профилированного листа, на котором не должно быть большой нагрузки. Неубранный снег, кстати, опасен еще и тем, что создает огромное давление на кровли и стропильные системы. Именно поэтому сами крыши начинают экстренно чистить, когда слой на них вырастает больше положенного.
Игорь Головных работает уже без мало 26 лет, и в его обязанности входит как осмотр конструктивных элементов дома (подвальные, подъездные окна, козырьки) и замена шиферных листов, так и чистка крыш.
— Бывает, что шифер трескается и нога проваливается, — рассказывает о своей работе Игорь. — Стараюсь поэтому аккуратно все делать, иначе потом самому же и ремонтировать. Работать на крыше, конечно, неудобно. И дело даже не в высоте (к ней быстро привыкаешь). Просто стоять приходится под наклоном — одна нога выше другой, и лопатой работать надо. Уже через полчаса семь потов сходит, так что после приходится переодеваться. Еще и ветер наверху — замерзаешь быстро.
На Ярославского, 290, Игорь Головных тоже чистил только край кровли — метр от парапета, так как основной сброс будет позже. Но даже в этом случае только на одну сторону ушло около часа. Надо ведь не просто снег сбросить, но и убедиться, что он не упадет никому на голову. Благо у Игоря Головных есть помощник — Валентина Просекина. Глядя, как шустро она бегает вдоль ограждения и подает сигналы напарнику, когда из подъезда кто-то выходит, даже и не подумаешь, что этой женщине уже 72 года!
— Не сидится мне на пенсии, — смеется Валентина Дмитриевна. — Дома-то что делать — четыре стены караулить? Тут я с людьми общаюсь, пользу им приношу.
Долго задерживать Игоря Головных и Валентину Просекину нельзя — им еще надо переодеться и отдохнуть, впереди у них еще один дом. Разговор продолжаем с инженером участка Кириллом Верхозиным.
— Главное в нашей работе — обойтись без происшествий, — говорит он. — Для этого важно соблюдать технику безопасности. И вы сейчас наблюдали за легким вариантом такой работы, потому что здесь удобно огорожен газон, и снег сразу падал на него. А ведь бывает, что ни газона, ни тротуара нет. И люди ставят транспорт вплотную.
Собственно, с этого и начинается работа по очистке крыш в любом районе — надо найти владельцев автомобилей, чтобы они отогнали свои машины.
— Бывает, человек машину поставил и уехал в командировку, — рассказывает Кирилл Верхозин, — или в больницу попал. Или еще хуже — машину бросают, и она стоит так несколько сезонов. В таких случаях мы передаем информацию в ГИБДД, поскольку сами не имеем права на эвакуацию. Разумеется, и снег в таких ситуациях чистить нельзя, остается только ждать.
Припаркованные машины — главная проблема и для специалистов Правобережного округа. Надо ли описывать, как обстоят дела в центре Иркутска, где заставлены не только центральные улицы, но и все дворы? Впрочем, иногда почистить крыши здесь даже проще, чем в спальных районах.
— Для этого наш дворник приходит в шесть утра, пока машин нет, и затягивает территорию лентами, — рассказывает мастер участка подрядной организации Иван Андреев. — Других вариантов нет: если машина встала, ее уже не сдвинешь до вечера, пока владелец не закончит работу и не поедет домой.
С Иваном Андреевым мы встречаемся в самом сердце города — на улице Марата, 13. Это тоже владение УК «Восточное управление ЖКС». Собственно, именно в Правобережном округе у этой управляющей компании основной объем жилого фонда — это около 700 как благоустроенных, так и деревянных домов.
Дом на Марата, 13, — типичная четырехэтажная сталинка с двумя подъездами. Крыша на доме металлическая, а это значит — ее срочно необходимо чистить.
— А это значит — полноценный сброс снега, — объясняет Иван. — Потому что солнышко уже припекает, и при резком потеплении вся эта масса снега может сойти сразу, в одно мгновение.
Полный сброс, да еще на скользкой металлической поверхности — работа на несколько часов. Здесь даже на страховочном тросе убирать снег еще сложнее, чем на шифере: под конец у мужиков болит не только спина, но и ноги. Тут, кстати, и ответ — почему крыши чистят только представители сильного пола. Иван Андреев и сам, как многие мастера, частенько берет в руки лопату и по себе знает, насколько это нелегкий труд. Женщины на чистке крыш не работают!
Марина Александрова
Фото Натальи Федотовой
Знаете, сколько домов в Иркутске, крыши которых нужно чистить от снега? Шесть тысяч пятьсот! И на каждом из них при малейшем потеплении тяжелая снежная или ледовая масса начинает понемногу «сползать» к краю, а такое развитие событий должно быть исключено. Тем более если к зданию можно подойти вплотную, как, например, к этому дому по адресу Безбокова, 8 (остановка «Управление ГЭС»)
Этот снимок наш репортер Наталья Федотова сделала, стоя в качающейся люльке автовышки на уровне пятого этажа. Было страшно! А рабочий по имени Джасур спокойно убирает снег, работая на верхотуре практически ежедневно. Кстати, крыша на этом доме (Академическая, 18) шиферная, поэтому главная задача в этом случае — убрать снег от парапета, а остальную его часть парапет уже сдержит. И уже к концу февраля представители подрядной организации полностью очистят кровлю от снега в плановом порядке
На примере этого дома по адресу ул. Баумана, 231, наглядно видно, чем отличаются солнечная и теневая стороны здания. На солнечной снег уже растаял сам, а на северо-западных торцах он буквально свисает. Именно такие участки крыш чистят в экстренном порядке
Технология работы при «полном сбросе» проста: рабочие сперва собирают снег со всей крыши у края, затем скидывают его вниз. Дворники после этого сгребают сброшенную массу с придомовой территории и грузят ее в КамАЗы. От дома на Марата, 13, например, вывезли две машины снега
Юрий Стрельцов, главный инженер УК «Восточное управление ЖКС», показывает, как выглядит подъездный козырек до чистки. К этому времени снег на козырьках уже недопустим, поэтому необходимо вовремя его убрать
Игорь Головных только что закончил чистить крышу на доме по адресу Ярославского, 290. Ему надо отдохнуть, ведь впереди у него еще один адрес — Ярославского, 254. Всего за февраль Игорь почистит крыши около двадцати иркутских домов