С сентября прошлого, 2020 года в нашем регионе произошли уже четыре крупных сейсмособытия — Быстринское, Кударинское, Хубсугульское и Тофаларское. Иркутяне ощутили их все. Последнее произошло 6 сентября, а афтершоки (повторные толчки после основного. — Прим. ред.) землетрясения в Монголии 12 января 2021 года продолжаются до сих пор. Связаны ли эти сейсмособытия между собой? Сказать сложно, отмечают сотрудники Института земной коры СО РАН.
— Существует много моделей, объясняющих взаимосвязь сейсмособытий. Одна из них включает воздействие солнечного 11-летнего цикла. Именно это воздействие, по многим представлениям, вызывает увеличение сейсмической активности в целом или в отдельных регионах Земли, — считает заместитель директора института земной коры Сибирского отделения РАН Владимир Саньков. — Есть представления о том, что одно землетрясение может провоцировать другое. У нас события шли друг за другом, но вызвали ли они друг друга? Может быть, но явных причин я этому не вижу. Общее усиление сейсмичности, возможно, связано с какой-то общей внешней причиной.
Чтобы обладать более точными данными, ученым нужна разветвленная сеть сейсмостанций. Они позволят измерять различные показатели, что поможет выявить предвестники землетрясений и в перспективе давать среднесрочные прогнозы. Однако на всю Россию таких станций чуть больше 350, в Иркутской области — 26 (в Японии, например, их около 2 тысяч). В нашем регионе из-за сложного рельефа зачастую просто негде поставить станции. Это, например, сказалось на отсутствии данных по последнему землетрясению в начале сентября. Оно случилось на юге Нижнеудинского района и получило название Тофаларское. Чтобы ученые могли смоделировать очаг землетрясения, эпицентр должен быть окружен станциями на расстоянии минимум 50 километров.
— Эта территория находится на стыке зон ответственности нашего Байкальского филиала и Алтае-Санского, станций, соответственно, мало. Ближайшая станция находилась в Орлике, а это 80 километров, также в 110 километрах находится станция в селе Кунгуртуг в Тыве. Территорию окружают горы, здесь просто некуда поставить оборудование. Со временем мы, конечно, будем иметь полную картину, — комментирует ученый секретарь Института земной коры СО РАН Анна Добрынина. — Тут нам помогут и удаленные станции, и данные глобальной сети: чем сильнее землетрясения в регионе, тем больше записей по всему миру. Это даст возможность смоделировать произошедшее.
Сеть станций, по словам ученых, необходима не столько им самим, сколько для обеспечения безопасности населения. Да, до Иркутска доходят затухающие сейсмические волны, но и они могут нанести урон, тем более там, где есть промышленные предприятия. Поэтому так необходим плотный мониторинг. Зимой 2021 года в Иркутской области была принята программа, в соответствии с которой нужно разместить шесть сейсмических станций по области, в Иркутске — еще пять, в Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском — по три. Программа, правда, оформлена как «дорожная карта». Наука со своей стороны выполнила все пункты плана: институт определил площадки под станции, поданы заявки на финансирование для приобретения оборудования… Вот тут-то пока и случилась загвоздка: непонятно, кто должен выделить деньги на технику. Как отмечает глава Института земной коры Дмитрий Гладкочуб, подключиться к вопросу должны все уровни власти, ведь безопасность населения — это их прямая обязанность. На закупку оборудования нужно около 132 миллионов рублей.
Впрочем, паниковать от каждого трехбалльного толчка тоже не стоит. Ученые призывают иркутян не тревожиться: просто нужно свыкнуться с мыслью, что землетрясения в нашем регионе были, есть и будут. Близость к Байкальской рифтовой зоне, конечно, дает о себе знать. Но поспешим успокоить горожан: в Иркутске эпицентр землетрясения невозможен. Город стоит на мощной плите, и до нас доходят лишь отголоски толчков, которые могут происходить минимум в 80 километрах от областного центра. Потому разрушений, подобных тому, как это было в 1995 году в Нефтегорске, когда разом был уничтожен целый город, опасаться не стоит.
Но что делать, если трясет сильно? Рекомендации дает директор Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН Елена Кобелева:
— Выходить на улицу стоит только жильцам первых-вторых этажей, максимум третьего. Если вы живете выше, то просто не успеете это сделать. Не надо выбегать, простывать, пугаться. Находиться на лестничных маршах нельзя, тем более — ехать в лифте в это время. Лучше уйти в санузел, в проемы капитальных стен. И все-таки — знайте, где у вас лежат документы, они должны всегда быть в одном месте под рукой.
Алена Кашпарова
Фото из открытых источников
Вот так на карте выглядит залив Провал на Байкале, образовавшийся в результате десятибалльного Цаганского землетрясения в 1862 году. До Иркутска то землетрясение тоже «докатилось». «Иркутская летопись» так описывает это событие: «В 2 ч. 18 м. пополудни раздался сильный удар землетрясения, продолжавшийся минуты две. В городе закачались и затрещали все строения, колокола звонили во всех церквах сами собою, люди не могли держаться на ногах. На реках Ангаре и Ушаковке был сильный шум и треск от ломающегося льда…»
ОСТАВЬТЕ СЛЕД В НАУКЕ
После землетрясения стоит заполнить анкету, размещенную на сайте Байкальского филиала геофизической службы СО РАН http://seis-bykl.ru. Для ученых эти данные важны, и даже если сайт не работает во время вашего визита (в последний раз он «слег» 6 сентября на 4 часа из-за 50 тысяч посещений), можно зайти позже и оставить сведения.
Кстати, забавный факт: после январского землетрясения тридцать процентов заполненных анкет о сейсмособытии на сайте Байкальского филиала геофизической службы СО РАН были ошибочными. Многие принимали за толчки импульсы от проехавшей мимо машины или тряску от того, что на кровать запрыгнула кошка.
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ПРИБАЙКАЛЬЯ
12 января 1862 года — Цаганское (10 баллов)
9 июля 1905 года — Цэцэрлэгское (10 баллов)
23 июля 1905 года — Болнайское (10 баллов)
4 марта 1950 года — Мондинское (9 баллов)
27 июня 1957 года — Муйское (11 баллов)
29 августа 1959 года — Среднебайкальское (9 баллов)
5 января 1967 года — Моготское (10 баллов)
30 июня 1995 года — Тункинское (7 баллов)
26 февраля 1999 года — Южнобайкальское (7 баллов)
27 августа 2008 года — Култукское (6–7 баллов)