Заслуженному артисту России Александру Булдакову в апреле исполнилось 75 лет. В Иркутском драматическом театре им. Н.П.Охлопкова, на сцену которого артист выходит с 1993 года, в честь юбилея состоялся бенефис. Актера, режиссера, педагога Иркутского театрального училища поздравили заместитель председателя правительства региона Валентина Вобликова, заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина, коллеги, ученики. О своем творческом пути, о сложностях актерской профессии, о роли театра в жизни человека и общества Александр Булдаков рассказал корреспонденту газеты «Иркутск».
Общий актерский стаж Александра Булдакова - без малого 50 лет. Уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург) он сразу после окончания Свердловского театрального училища был принят в труппу Иркутского театра юного зрителя, где проработал 21 год. Большое влияние на артиста оказали работавшие в ТЮЗе режиссеры Ксения Грушвицкая, Лев Титов, Вячеслав Кокорин. Плодотворным было соприкосновение с миром Александра Вампилова, из героев которого артист сыграл Шафранского в «Прощании в июне» и Мечеткина в «Прошлым летом в Чулимске». Работая в ТЮЗе, в 1992 году Александр Анатольевич окончил ГИТИС по специальности «Режиссер-педагог». А спустя год пришел работать в Иркутский драматический театр имени Н.П.Охлопкова. Сегодня актер занят в 12 репертуарных спектаклях. В день юбилея он вышел на сцену в роли Василия Игнатьевича Малашкина в трагикомедии «Земля Эльзы».
- «Земля Эльзы» - печальная история любви пожилых людей. Ромео и Джульетта, но с главными героями, которые уже, по сути, прожили жизнь, вырастили детей, внуков, много чего повидали и выстрадали, но права на счастье, все равно, не заслужили. Почему эта совсем не праздничная постановка была выбрана для показа в юбилей?
- Эту пьесу написала молодой драматург Ярослава Пулинович. История вполне житейская и случилась в деревне с ее бабушкой. Правда, в реальности, в отличие от пьесы, закончилась она оптимистично. Но русский психологический театр, который мне близок, тем и отличается, что ставит серьезные духовно-нравственные проблемы и подает их так, чтобы глубоко тронуть зрителя, заставить задуматься над происходящим. В театре сегодня может быть поднята любая тема. Другое дело, что в современной драматургии авторы зачастую только фиксируют проблему. А театр все-таки должен дарить зрителю надежду.
Александр Булдаков и Наталья Королева в спектакле "Земля Эльзы"
В «Земле Эльзы» есть этот свет всепобеждающей любви. Мне нравится эта постановка и по задумке, и по форме, с веселой музыкой Эмира Кустурицы. И с такой партнершей, как Народная артистка России Наталья Королева, мне работается очень легко.
- У вас в репертуаре много ролей и в развлекательных постановках. Вы ведь даже сами ставили сцены боев в спектаклях. В «Трех мушкетерах», например. Постановка движений - это ведь особая школа. Где постигается такая наука? И откуда интерес к ней, может быть в детстве приходилось драться?
- Еще работая в ТЮЗе, я два года ездил в Москву и учился у ведущих мастеров Аркадия Немеровского, Андрея Дрознина, Николая Карпова, Ильи Рудберга. Я много боев ставил и в ТЮЗе, и драмтеатре - фехтование, сценические драки.
Желание научиться фехтовать пришло в детстве из книг Дюма, Майн Рида. Я ими зачитывался. В школе драться приходилось, но классическим драчуном я не был. У нас был очень сплоченный класс. Мы все увлеклись цирком. Показывали фокусы, учились клоунаде, жонглированию. А в восьмом классе уже инсценировали рассказы Антона Павловича Чехова «Хамелеон», «Толстый и Тонкий».
Сейчас постановщики боев очень изобретательны. Но и зритель уже не так наивен, как лет 30-40 назад. Он же понимает, что драка в театре или в кино – это иллюзия. Важнее сегодня найти такие сценические приемы, которые способны вызвать чувство тревоги и даже страха. Например, как это сделал Дроздин в постановке «Ромео и Джульетты». Слуги Монтекки и Капулетти там неожиданно спрыгивают со стен и одним ударом втыкают в сцену настоящие ножи. От такого художественного решения возникает ощущение реальной опасности.
- У вас ведь был опыт работы в кинематографе. Причем, с такими звездами, как Наталья Аринбасарова, Жанна Прохоренко. И фильм «Нет чужой земли», где вы сыграли брата декабриста Бестужева, получил хорошие зрительские отзывы. Тем не менее это была единственная кинолента, где вы снимались. Что не сложилось?
- Театр требует держать себя в тонусе. На киноплощадке мне всегда казалось, что я скучный, вялый, мне хотелось играть, давать какую-то сильную эмоцию. А мне говорили не надо так. Я чувствовал себя несколько не в своей тарелке.
- Вы ставили спектакли для детей и взрослых. За «Капитанскую дочку» были награждены первой премией Областного пушкинского фестиваля «Жив талант, бессмертен гений...» Как режиссер вы - жесткий, гнете свою линию или прислушиваетесь к мнению актеров?
- Я сторонник того, чтобы между режиссером и актерами было взаимопонимание. Если есть творческая атмосфера, то всегда идет поиск компромисса. Здесь режиссеру важно понимать, артист действительно в творческом поиске или просто капризничает. А мы, актеры, случается капризничаем. И тогда режиссеру, конечно, нужно проявить волю.
- Вы реализовались не только, как актер и режиссер, но и как театральный педагог. Что дает работа с молодыми актерами?
- Театр – это довольно жестокая штука. Сегодня ты репетируешь, а завтра для тебя нет новых ролей. Это сейчас в театре четыре сцены и молодые актеры, режиссеры имеют массу возможностей для самореализации. Раньше такого не было. Работа с самодеятельными артистами, постановки в любительских театрах, а позднее и профессиональная педагогика дали мне возможность заполнить какие-то паузы в актерской работе.
Слава Богу, что прошло то время, когда молодежь, придя в театр лет пять выходила на сцену только в массовках. Более того, была у нас такая беспрецедентная история, когда я, Наталья Королева, Геннадий Шапошников и профессор Владимир Поглазов выпустили иркутский курс на базе Щукинского театрального училища. Ребята ездили в Москву на сессию, сюда приезжали педагоги. Я тогда ставил со студентами дипломные спектакли «Грозу» Александра Островского и «Тартюф» Мольера.
Роль молодых актеров у нас в Иркутском драматическом театре велика и для них делается очень много. Директор нашего театра Анатолий Андреевич Стрельцов всегда интересуется есть ли в училище интересные, перспективные ребята.
- На охлопковской сцене вы были Жевакиным в «Женитьбе», Кулыгиным в «Трех сестрах», Ежевикиным в «Селе Степанчикове», Серебряковым в «Дяде Ване», Фирсом в «Снах Ермолая Лопахина», Тимирёвым в «Звезде адмирала», Чугуновым в «Волках и овцах», Фёдором Карамазовым в «Брате Иване»...
Есть герой, которого вы хотели бы сыграть?
- Я хотел бы сыграть Бессеменова в «Мещанах» Максима Горького. По-моему, это очень современный спектакль, в котором есть актуальный для сегодняшнего дня конфликт поколений. Старшего, вышедшего из СССР, более молодых людей постсоветской эпохи и совсем еще юных.
- Чему посвящаете выходные дни?
- Я их посвящаю театральному училищу. Ни огорода, ни рыбалки, ни машины у меня нет. Если появляется свободное время – читаю книги. Люблю перечитывать Виктора Астафьева, Василия Белова, Чингиза Айтматова, Валентина Распутина. И, конечно, смотрю спектакли.
Нина Воронина
Фото Анатолия Бызова
Бенефис Александра Булдакова на сцене Иркутского областного драматического театра им. Н.П.Охлопкова