Объясняем горожанам, почему знакомые всем муниципальные предприятия Иркутска вынуждены стать акционерными обществами.
В новом, 2025 году иркутские муниципальные унитарные предприятия (МУПы) — «Иркутскавтотранс», «Иркутскавтодор», «Горзеленхоз», «Ритуал», «Комбинат питания», «Ритуал», БТИ (Бюро технической инвентаризации. — Прим. ред.), «Иркутская Аптека», «Центральный рынок» станут акционерными обществами. Это требование федерального закона, за соблюдением которого жестко следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Городская власть не приветствует эти перемены: зачем реорганизовывать то, что и так слаженно работает? Администрация Иркутска максимально отстаивает позиции МУПов, отправляя письма в соответствующие комитеты Государственной Думы, аргументируя сохранение статуса предприятий в существующем виде. Тем не менее ФАС требует исполнения буквы закона. Организации, о которых идет речь, горожанам хорошо известны: многие регулярно пользуются их услугами, даже не подозревая о том, что это муниципальные предприятия. Необходимо заметить, что большинство из них выполняют важные социальные функции, которые частный бизнес на себя брать не желает. Как будет происходить процесс преобразования? Что потеряют, а что приобретут бывшие муниципальные предприятия? А главное — за кем останется контроль над ними?
О сути предстоящих перемен
Реорганизация связана с выполнением требований федеральных законов «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Контроль за их соблюдением и осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
В первую очередь законы были направлены на наиболее крупные структуры — государственные унитарные предприятия. Все они уже прошли реорганизацию. Но и власти многих городов и регионов уже решились на подобный шаг. Несколько лет назад в Красноярском крае, например, была акционирована аптечная сеть «Губернские аптеки». 100-процентная доля государства в них осталась, сеть успешно развивается наряду с частными конкурирующими структурами. При этом на предприятии сохранена и социальная функция — поставка лекарственных изделий в отдаленные труднодоступные местности, возрождена практика работы детских молочных кухонь, поддерживается целевое обучение студентов в медвузах.
Что-то подобное должно произойти и с МУПами по всей стране. Из унитарных предприятий они будут реорганизованы в ООО (общество с ограниченной ответственностью. — Прим. ред.) или АО (акционерное общество. — Прим. ред.), должны возникнуть предприятия частного бизнеса для здоровой конкуренции.
А может, стоит подождать?
В настоящий момент дальнейшая судьба муниципальных унитарных предприятий окончательно не определена. С одной стороны, федеральные власти говорят о необходимости их преобразования, с другой — стараются не рубить с плеча. На ближайшей осенней сессии Государственной Думы Российской Федерации, к примеру, будет рассматриваться инициатива об очередном продлении реформы на несколько лет — до 2030 года. Ранее о необходимости этого неоднократно высказывалась спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
«Ликвидация унитарных предприятий в социально значимых сферах при отсутствии альтернативных эффективных механизмов решения жизненно важных для населения вопросов влечет за собой социальную напряженность и ухудшение качества жизни граждан», — считают в Совете Федерации России.
Почему ликвидация или реорганизация унитарных предприятий не решает проблем конкуренции на локальном и товарном рынках, рассуждает первый заместитель главы комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
— Есть много аргументов и причин, по которым это нельзя делать в угоду программам разгосударствления и приватизации. В том числе потому, что часть из них выполняет стратегические задачи. Особенно в условиях специальной военной операции этого делать нельзя, — подчеркивает Сергей Николаевич и уточняет: — В нынешних непростых экономических реалиях необходимо создать баланс коммерческих, государственных и муниципальных предприятий. Ведь сейчас бизнес находится в ситуации санкционного давления и не всегда может противостоять ему, удерживая экономические показатели.
Муниципальные власти также не горят особым желанием реорганизовывать свои предприятия, которые безальтернативно берут на себя важные социальные функции.
— Если бы не необходимость выполнять требования федерального законодательства, мы бы этим и не занимались. Подобная реформа вызывает опасения как у населения, так и у тысяч сотрудников муниципальных унитарных предприятий, — говорит заместитель мэра Иркутска, председатель комитета по экономике и стратегическому планированию Татьяна Макарычева. — Конечно, если тщательно разбираться в нюансах, то по сути почти ничего не меняется, кроме юридической формы. 100 процентов акций будут оставаться у администрации Иркутска, ситуация на предприятиях никак не поменяется.
Как это будет работать?
Пока Государственная Дума России не приняла решение об отсрочке реформы, условия остаются прежними. Муниципальные унитарные предприятия должны ликвидироваться или преобразоваться (в ООО, АО). Такое решение принято законом от 27.12.2019 № 485 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».
А как же контроль за их работой? Он остается исключительно за городом. По итогу реорганизации предприятия акционируют, и 100 процентов акций останется в городской собственности. При каждом из новых АО создадут общее собрание акционеров (за него будет отвечать комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска), а также совет директоров. В последний войдут три депутата думы Иркутска и два сотрудника структурных подразделений администрации. Кроме того, будет работать ревизионная комиссия. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества будет проводиться ежегодно либо еще чаще по решению общего собрания акционеров или совета директоров.
Но есть и исключения. Закон четко описывает ряд случаев, когда существование муниципальных унитарных предприятий будет сохранено, а именно: в районах Крайнего Севера, для обеспечения обороны и государственной безопасности, в сферах естественных монополий и в некоторых других обстоятельствах.
В Иркутске к таковым относятся МУП «Водоканал», МУП «Иркутскгортранс», МУП «Теплоэнергосервис». Их преобразования не коснутся.
Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о реорганизации, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы.
К чему в итоге приведет процесс реорганизации муниципальных унитарных предприятий Иркутска, навязанный федеральными законами, покажет время. Как скоро этот процесс начнется — вопрос, над которым сейчас работает городская власть. Пока твердо ясно одно: как бы ни развивался процесс, контроль за работой МУПов всегда останется за администрацией Иркутска. И это главное.
Андрей Романов
Фото пресс-службы администрации Иркутска и из открытых источников
Муниципальные предприятия, которых коснется федеральный закон
МУП «Иркутскавтотранс»
Это хорошо всем известные зеленые автобусы, работающие на городских и садоводческих маршрутах. На предприятии с почти 100-летней историей трудятся около 450 человек. Один из крупнейших перевозчиков и единственный в Иркутске, кто возит льготников, а также работает на убыточных маршрутах, куда отказываются приходить частники.
МУП «Иркутскавтодор»
Крупнейшее в столице Приангарья предприятие (в штате около 760 человек), занятое ремонтом и содержанием дорог. Имеет собственный асфальтобетонный завод, большой парк спецтехники.
МУПЭП «Горзеленхоз»
Это не только производитель большого количества цветов к праздникам, но и предприятие, занимающееся высадкой городских клумб и деревьев. Является также традиционной базой для прохождения производственной практики студентами аграрных направлений. На предприятии трудятся около 150 человек.
МУФП «Иркутская Аптека»
В состав предприятия входят старейшие аптеки города Иркутска, обеспечивавшие лекарственными препаратами иркутян еще в XIX веке. Одна из них расположена в симпатичном каменном особняке на улице Дзержинского, где до сих пор можно увидеть старинную аптечную мебель и зеркала.
МУП «Ритуал»
Успешное предприятие, стабильно приносящее прибыль, специализируется на предоставлении ритуальных услуг. Обеспечивает также уход за городскими кладбищами и их содержание.
МУП «Комбинат питания»
Предприятие ежедневно кормит детей в школах и детских садах Иркутска, поэтому там ведется очень жесткий контроль за соблюдением технологий приготовления и рецептуры, а еще комбинат берет на себя неизбежные риски повышения стоимости продуктов. Поставки в бюджетные учреждения происходят по одной цене на весь срок контрактов. МУП также продает фирменную продукцию в сети собственных магазинов и через сети супермаркетов. Собственная производственная база, оригинальные рецепты, натуральные ингредиенты — залог успешной работы и причина заслуженных отраслевых наград.
МУП «БТИ»
Предприятие занимается техническим учетом жилого фонда, инвентаризацией, регистрацией и оценкой объектов недвижимости жилого и нежилого назначения всех форм собственности, проводит различные экспертизы, составляет проектно-сметную документацию, оказывает посреднические услуги при совершении сделок с недвижимостью.
МУП «Центральный рынок»
Единственное, пожалуй, предприятие, не нуждающееся в каких-либо представлениях. Рынок не только дает рабочие места предпринимателям и местным товаропроизводителям, но и предоставляет социальные места для пенсионеров, организует сезонные ярмарки.
«Администрация города нацелена на сохранение предприятий в неизменном виде. Это наша принципиальная и однозначная позиция: оставить их профиль. Ведь именно они несут основную социальную нагрузку, от их работы напрямую зависят комфорт и благополучие иркутян. Мы неоднократно направляли письма в Государственную Думу. Но Федеральная антимонопольная служба требует провести реорганизацию в указанные сроки, чтобы выполнить требования законодательства. Не теряем надежду, что наше обоснованное мнение будет услышано на высших уровнях власти. Особо подчеркну: мы сохраним рабочие места на предприятиях, ни в коем случае не передадим имущество частным лицам. Контроль за деятельностью будут осуществлять исключительно городские власти».
Мэр Иркутска Руслан Болотов