В самом центре Иркутска каждый день с 10 утра до 7 вечера открыт большой портал в прошлое. Здесь можно посидеть за рулем мотоколяски из кинокомедии Гайдая «Операция «Ы», полистать книги 1860 года, заглянуть в комнату аристократа XIX века или увидеть легендарный «Мерседес» как у Высоцкого. Музейный комплекс ретротехники, открытый семь лет назад, сегодня включает в себя двухэтажный выставочный зал и два гаража. Хорошая новость — все экспонаты здесь можно трогать руками!
В ретромузее собрано более 70 отреставрированных автомобилей, столько же мотоциклов и мотороллеров и бесчисленное количество предметов быта XIX–XX веков. Все это частная коллекция Владимира Васильевича Астафьева, собранная за последние 15 лет. Любовью к мототехнике он проникся в 12 лет, когда впервые сел на дедушкин Иж 49. А на 45-летие ему подарили точно такой же мотоцикл. И он стал первым экспонатом будущего музея.
"Владимир Васильевич решил не просто собирать советские мотоциклы, но и «воскрешать» их. Все экспонаты — на ходу. Сначала он устроил из своей коллекции передвижную выставку, а в декабре 2014 года открыл в Иркутске музей на улице Подгорной.
— Все представленные мотоциклы отреставрированы. Из старых ржавых моделей мы собираем технически исправные экземпляры — над этим трудится целый штат механиков-реставраторов, — подчеркивает Екатерина Пешкова, сотрудник ретромузея.
Такой коллекции раритетной техники не сыскать больше нигде от Урала до Дальнего Востока. Здесь представлены все легендарные марки мотоциклов: Иж, «Юпитер», «Днепр», «Тула», «Вятка», венгерская Pannonia, чехословацкая Java, а из редких экземпляров — трофейный BMW 1939 года.
— После того как в 1961 году Гагарин слетал в космос, у мотоциклов Pannonia и Java появились коляски с пропеллером. До сих пор идут споры, кто же первым это придумал — чехи или венгры, — рассказывает Екатерина Пешкова.
Постепенно к мотоциклам и мотороллерам добавились раритетные автомобили. Сейчас они занимают уже два крытых гаража, еще часть экспонатов выставлена на улице. Здесь можно встретить самые разные образцы: от экзотического лимузина «Эскалибур-фантом» до крохотной мотоколяски, прославившейся после выхода комедии Гайдая «Операция «Ы».
— После Великой Отечественной войны всем фронтовикам, потерявшим одну или обе ноги, бесплатно выдавали такие машины. Официально называлась «мотоколяска», но в народе прозвали инвалидкой, — показывает Екатерина Пешкова «игрушечный» автомобиль. — Она двухместная, педалей нет, ручное управление. Мы разрешаем посетителям посидеть в ней за рулем.
Мотоколяски выдавались собесами на пять лет. Через два с половиной года эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт транспортного средства и пользовался им еще два с половиной года. После этого обязан был сдать авто в собес и получить новый.
— Вот этот роскошный седан, — показывают нам Jaguar XJ, — в 1993 году получил титул «Самый безопасный автомобиль в Великобритании». А такой «Мерседес» был у Владимира Высоцкого, даже цвет совпадает, и у генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева. По тем временам он стоил непомерных денег.
В большом гараже редкие «Ягуары» и «Форды» соседствуют с менее представительными, но очень узнаваемыми экземплярами. Например, микроавтобусами РАФ (Рижская автобусная фабрика). Они широко использовались в качестве служебных автомобилей, транспорта скорой медицинской помощи и маршрутного такси в 1976–1997 годах. Сначала их кузов решили делать из армированного стекловолокна, но через год проект свернули и вернулись к традиционным материалам. Тем более что опытный образец микроавтобуса с неметаллическим корпусом, возвращаясь с демонстрации в Москве, попал в серьезную аварию, в которой пострадали люди.
Несколько лет назад к названию «Музей ретромототехники» добавилась вторая часть: «и предметов быта эпохи СССР». Старинная мебель, книги и плакаты, советские приборы и одежда не только создают соответствующий интерьер для ретротехники, но и являются самостоятельными экспонатами.
В цокольном этаже в мельчайших подробностях воссозданы четыре комнаты разных эпох: людей со средним достатком (учителя, служащего, рабочего) 1880–1930 годов, богатых людей периода до 1917 года, жителей деревенского дома 1940–1970 годов, представителей 1970–2000 годов.
— Основатель музея Владимир Астафьев — уроженец Тайшета. Он вырос в многодетной семье, в деревенском доме и всю обстановку перевез сюда из родительского дома, — объясняет Екатерина Пешкова.
Над панцирной кроватью висят ковры, а рядом стоит настоящая прялка — чего не встретишь нигде. В углу примостилась швейная машинка «Тула», старенький телевизор накрыт вязаной салфеткой, на кухне — добротно сложенная печка, чугунная утварь и пузатый самовар.
В коридоре соседней квартиры сразу в глаза бросается яркий маркер эпохи — детская меховая шапка с резинкой. Мы понимаем, что попали в годы перестройки.
— В ту пору не было ни бедных, ни богатых — все одинаково жили, — рассуждает Екатерина Вячеславовна. — Сюда все посетители заходят со словами: «Как к себе домой!»
В музее для каждого найдется экспонат, который проберет до мурашек. Быть может, бабушкин флакончик духов «Красная Москва», или пара допотопных лыж, или виниловая пластинка фирмы «Мелодия». Больше всего посетители ценят то, что каждый экспонат можно взять в руки, испытать, примерить. В общем, по-настоящему прикоснуться к истории, а не полюбоваться на нее издалека.
Яна Шутова
Фото Валентина Карпова
Комната середины XX века, по сути, перенесена из деревенского родительского дома Владимира Астафьева, основателя музея. Настоящая панцирная кровать, ковры на стенах, прялка и портреты родственников — частые атрибуты жилища 1940–1950 годов
Переносимся в комнату аристократов конца XIX века. Обратите внимание на антикварное угловое кресло. Такая форма возникла в период рококо и изначально предназначалась для будуара (комната, принадлежащая женщине: ванная, гардероб и/или спальня. — Прим. ред.), позволяя барышне удобно разместиться в кресле в нижней сорочке. В кринолине сесть в него не представлялось возможным! Когда мода на объемные платья прошла, угловые кресла перекочевали из будуаров в парадные комнаты
Раньше велосипедисты могли выезжать на улицы только при наличии номерного знака. Их учредили еще в 1896 году в Петербурге. Выдавался номер всего на год, а получение его было платным. Если номер отсутствовал, инспектор (или городовой) мог задержать велосипедиста и оштрафовать на крупную сумму. В музее ретротехники сохранился велономер, выданный в Иркутске в 1958 году
Гордость музея — BMW/EMW 340. Машина выпускалась с 1949 по 1955 год на народном предприятии Automobilwerk Eisenach в городе Айзенах (ГДР). Фактически это первый самостоятельно созданный легковой автомобиль в ГДР, а также символ социалистической Германии 50-х годов. Его активно использовали в народной полиции, медицине, государственных службах и органах ГДР
«Мерседес» как у Владимира Высоцкого. Говорят, чтобы купить такой продвинутый автомобиль, Владимиру Семеновичу пришлось выложить все деньги, вырученные с продажи своего BMW, и еще добавить гонорары с нескольких концертов. В общей сложности около 73 тысяч марок. На этой машине Владимир Высоцкий проездил до конца 1979 года, а 1 января 1980-го попал в аварию, врезавшись в трамвай
Первым советским мотороллером стала «Тула», выпущенная в 1957 году. Перед вами — уже более поздняя, модифицированная и облегченная модель «Т 200М»
Вишневый цвет — отличительная черта чехословацких мотоциклов «Ява». С 1963 по 1983 год в Советский Союз было поставлено полтора миллиона разных моделей
Эта разновидность мотоколяски была известна в народе как «моргуновка» — после выхода на экраны кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы». В фильме «инвалидкой» управлял Бывалый — персонаж, сыгранный актером Евгением Моргуновым
Вот эта старинная книга — настоящий раритет. «Новый завет», изданный в Москве в 1889 году
В перестроечное время эта маленькая бумажка значила очень многое. Только с помощью таких талонов можно было купить крупу, мясо, чай, сахар, табак, мыло и другие дефицитные товары
Справка
Музей ретротехники находится на улице Подгорной, 27, и работает ежедневно с 10 до 19 часов. Стоимость билетов и другие подробности уточняйте по телефону 93-16-34.