Эта выставка фактически дает старт праздничным мероприятиям, посвященным юбилею предприятия. В 1934 году Иркутский авиазавод был торжественно открыт, а в феврале 1935-го первый построенный истребитель И‑14 был передан на летные испытания! За последующие 90 лет руками иркутских авиастроителей построено более 7000 крылатых машин.
Экспозицию выставки, посвященной 90-летию, создавали сотрудники музея вместе с коллегами из музея авиапредприятия. Для представления всех периодов существования завода использовали архивные данные: экспонаты и фотографии, документы и газеты. Специально для выставки было смонтировано несколько видеофильмов об истории и современной жизни ведущего авиастроительного предприятия страны. Часть информации представлена на планшетах: первые посетители уже увидели редкие фотографии — «История завода в лицах», также собраны сведения и иллюстрации, характеризующие выдающиеся достижения завода за все 90 лет.
В витринах можно увидеть продукцию, которую выпускал завод как в 30-е годы, после Великой Отечественной войны, так и в середине и конце прошлого века. Часть экспонатов касается быта рабочих, их жизни в заводском поселке. Уверены, многие посетители выставки удивятся, узнав, что некоторые предметы быта иркутских семей, например, пылесосы, подстаканники, санки, были сделаны иркутскими авиастроителями — что называется, параллельно с основным производством. Конечно же, на выставке представлены макеты крылатых машин и экспонаты, рассказывающие о международной деятельности завода.
Во время открытия выставки директор музея истории Иркутска Сергей Дубровин, поздравляя руководство завода с юбилейной датой, предложил отличную идею: на базе музея организовать цикл лекций для школьников Иркутска о возможностях получения образования и профессии в Иркутске. «Чтобы выпускники оставались работать на предприятиях родного города, а не уезжали в Москву и Санкт-Петербург. Мы хотим начать такой проект именно с сотрудничества с Иркутским авиазаводом и готовы предоставить помещение, чтобы в течение учебного года в нем проходили лекции ведущих специалистов авиазавода и политеха. Выпускники увидят перспективу местной промышленности», — убежден Сергей Иннокентьевич.
Андрей Романов
Фото пресс-службы администрации Иркутска и Елены Даниловой
Сегодня коллектив Иркутского авиазавода успешно реализует сразу несколько масштабных производственных программ: налажено серийное производство уникальных многофункциональных истребителей Су‑30СМ и учебно-боевых самолетов Як‑130. Огромные усилия направлены на реализацию прорывного проекта по созданию и серийному производству первого в истории предприятия пассажирского лайнера МС‑21
Накануне официального старта выставки (3 июля) прошло ее торжественное открытие, в котором принял участие генеральный директор завода Александр Вепрев. Александр Алексеевич возглавил ИАЗ в 2008 году. В июне этого года Александру Вепреву было присвоено высокое звание Героя Труда РФ. На фото: Александр Алексеевич и председатель заводского совета ветеранов Валерий Владимирович Степанов
На выставке можно увидеть даже такой экспонат — очки первого директора Иркутского авиазавода. Александр Данилович Люшинский возглавил строительство предприятия в 1932 году: начинал с руководства комиссией, определявшей место под возведение будущего завода. Именно при нем был заложен фундамент главного корпуса завода, построено несколько бараков, начато строительство первого деревянного дома, организована дирекция завода, созданы основные службы
Выставка будет работать до конца года по адресу: ул. Франк-Каменецкого, 16а. Действует Пушкинская карта!