
None
Виды старинного Иркутска, величественные пейзажи Байкала, яркие этюды и поражающие филигранностью графические работы — все это можно увидеть на выставке одного из родоначальников художественной школы региона Бориса Лебединского. Она открылась в Иркутском художественном музее к 125-летию со дня рождения автора.
— Борис Лебединский приехал в Прибайкалье на этюды еще до начала Октябрьской революции в 1917 году, — рассказала научный сотрудник Иркутского художественного музея Анна Потапова. — Молодой автор не предполагал, что останется здесь навсегда, но Сибирь пленила его величием и красотой природы. В дальнейшем Байкал, сибирская тайга и Иркутск стали основными источниками вдохновения мастера.
В двух выставочных залах можно увидеть более ста произведений автора. Большинство работ из собрания внука художника — Александра Киселева, часть — из фондов художественного музея и Музея байкальской фауны им. М. М. Кожова ИГУ. На выставке также представлены архивные фотоматериалы и письма, ведь биография художника очень увлекательна и тесно переплетена с историей страны. А тот факт, что Борис Лебединский был педагогом иркутского художественного училища, хранителем Иркутской картинной галереи и председателем общества охраны памятников, лишь подчеркивает масштаб его личности в истории Иркутска.
Борис Лебединский родился в 1891 году в городе Луга под Санкт-Петербургом в семье диакона. За многолетнее безупречное служение в духовном чине и на ниве народного образования его наградили орденом Святой Анны III степени и орденом Святого Владимира VI степени, что возвело род Лебединских в ранг потомственных почетных граждан. Отец хотел, чтобы его сын продолжил семейную традицию, но Борис, с детских лет любивший рисовать, принимает решение стать художником. В 1907 году он поступает в частное художественное училище барона Штиглица, а еще через четыре месяца переходит в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств.
Учеником Бориса Лебединского является заслуженный художник России Александр Шипицын, который воспитал в Иркутске целую плеяду молодых талантливых графиков.
— Я начал учиться у Бориса Ивановича, когда был еще третьеклассником, — рассказал Александр Шипицын. — Мой папа познакомился с ним в Аршане, и как два интеллигентных человека они нашли общий язык. Папа привел меня к нему в мастерскую, и я стал ему помогать, потом рисовать, а позднее поступил в училище, где он преподавал. То, чему я научился ребенком, глубоко залегло внутри, и хотя я пытался свернуть с этого пути, ничего не вышло: Лебединский навсегда влюбил меня в графику.
Нужно отметить, что тема исторического быта стала одной из центральных для художника. В экспозиции можно увидеть реконструкцию Московских ворот, графические листы из альбома «Иркутский кремль. Краткий иллюстрированный исторический очерк», старинные виды города разных лет. В издании, кстати, есть даже словесное описание иркутского острога, облик которого Лебединский воспроизводил, тщательно изучив Илимский острог. В разные годы были изданы альбомы художника: «Аршан», «Тайга сибирская» и «Байкал», которые уже стали библиографической редкостью. Тем более ценно, что некоторые работы из них можно увидеть на выставке.

— В нашей семье существует легенда, что еще в детстве Борис Иванович познакомился со знаменитым пейзажистом Иваном Шишкиным, который жил и работал в имении Дубки, близ Луги, где жила семья Лебединских, — рассказал Александр Киселев. — Случайная встреча с художником, которого мой дедушка увидел за работой, поразила детское воображение и определила его судьбу.
Художник получил образование у ведущих мастеров начала ХХ века. В общерисовальных классах он учился у Ивана Федорова и Александра Вахромеева. Брал уроки акварели у Алексея Писемского, графики — у Ивана Билибина, ксилографии и офорта — у Василия Матэ, композиции — у Николая Рериха, рисунка пером — у Тадеуша Дмоховского.
— Благодаря офортам мастера в Иркутске в 2011 году восстановили памятник архитектуры — Московские ворота, — рассказала заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. — Когда он узнал, что их будут сносить, специально сделал очень точные зарисовки, чтобы в будущем воспроизвести их в своих гравюрах.
Поражает воображение и тематическое разнообразие работ Бориса Лебединского. На выставке можно увидеть офорты «На старом заводе», «Иркутская ГЭС» и «Ангарская ГЭС», стать свидетелем «Последнего рейса ледокола «Ангара», узнать, что «Геологи Заполярья» путешествовали на собачьих упряжках, а также увидеть впервые экспонирующиеся работы в стиле «ню». Еще более сильное впечатление производят монументальные пейзажи художника, которые открывают величие Байкала и сибирской тайги будто с высоты птичьего полета. Словом, каждая работа мастера заслуживает отдельного внимания. Выставка будет работать до 15 января. Напоминаем, что до 12 декабря вход в музей бесплатный. Фото Матрены Бизиковой КСТАТИ Работы Бориса Лебединского также войдут в экспозицию масштабного проекта «Приангарье. Воображая настоящее», который стал победителем конкурса Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение». Он будет реализован при поддержке Государственной Третьяковской галереи. По мнению авторов проекта, сегодняшний мир Сибири, его потенциал и общественные настроения во многом обусловлены индустриализацией 1950—1970 годов. В это время в Иркутском художественном музее была сформирована коллекция живописи второй половины ХХ века, включающая произведения местных художников и известных мастеров страны, запечатлевших грандиозные преобразования в Сибири. Основу экспозиции составят работы отечественных авторов 1950—2000 годов. В их числе Аркадий Вычугжанин, Анатолий Алексеев, Владимир Тетенькин, Геннадий Богданов, Анатолий Костовский, Аркадий Гутерзон и другие. Помимо изобразительного искусства выставка будет включать в себя архивные и современные киноматериалы, документы и воспоминания современников. В январе объявлен конкурс среди дизайнеров на разработку концепции выставочного пространства. Начало работы экспозиции запланировано на вторую половину 2017 года.
Поделиться в соцсетях: