Путевые заметки журналиста «Иркутска» Яны Шутовой, которая отправилась в серьезное путешествие с рюкзаком за плечами
Коронавирус лишил нас свободы путешествий, но не жажды авантюризма. В лучшие времена мы бы, наверное, махнули вокруг света, но в нынешних условиях — вокруг Байкала. Вдвоем. Я и мой муж, тележурналист и заядлый путешественник Евгений Шоев, решили взять рюкзаки, видеокамеру и отправиться в большое путешествие. Но главное, что обо всем этом мы будем рассказывать не постфактум, а с места событий. Каждые 8–10 дней на телеканале НТС будет выходить получасовой фильм, а в газете «Иркутск» — еженедельные путевые заметки.
День 1
К старту экспедиции (поселок Култук) мы приехали утром 30 июня. Перед выходом из дома успели взвесить рюкзаки: у Жени за спиной оказалось 23 кг, у меня — 18. «Отбор» в экспедицию не прошли слишком тяжелые резиновые сапоги, трекинговые палки, подсолнечное масло. Единственное, от чего я так и не смогла отказаться, — от турки. Все-таки хороший кофе — это святое. Как и зимняя куртка.
Огибать озеро мы решили по часовой стрелке, поэтому первый участок предстояло пройти по Кругобайкальской железной дороге. В первый день мы прошли совсем немного и разбили лагерь за Старой Ангасолкой. Нам, любителям походов, на КБЖД знаком каждый километр и каждый тоннель. Тем не менее в первую ночь мы вздрагивали от любого шороха. Дело в том, что за пару недель до экспедиции на Кругобайкалке к людям вышел медведь, и Прибайкальский национальный парк не рекомендовал ставить палатки. Но мы все-таки рискнули. А вот остатки ужина унесли подальше, чтобы не привлечь хозяина тайги…
День 2
На следующее утро проснулись с синяками. Но не под глазами, а на бедрах — от тяжелых рюкзаков. Но делать нечего: взвалили ношу на себя и пошли дальше.
До обеда топали по рельсам, а потом прыгнули в голубой вагон — новый поезд «Нерпенок». На «Нерпенке» мы проехали километров 20 и выскочили на станции «123 км», более известной как Киркирей. Здесь идеальная стоянка для туристов: есть хорошее место под палатку, информационные подсказки и беседка под навесом. Что оказалось весьма кстати, поскольку моросящий дождь перерос в ливень. По этой же причине мы не стали разводить костер, а приготовили ужин на газовой горелке.
Не уверена, что медведи уважают макароны с сыром, но на всякий случай мы снова спрятали остатки ужина в тоннеле. Мера оказалась нелишней. Оказывается, днем Женя видел неподалеку на дереве жесткую медвежью шерсть (косолапые имеют привычку чесаться об кору) и хорошо, что мне не показал, иначе я бы не сомкнула глаз этой ночью.
День 3
С утра моросил дождь. Хмурую погоду скрасил свежесваренный кофе. Быстро собрали палатку, рюкзаки и двинулись в сторону станции Маритуй, где расположено одноименное село.
Вдоль КБЖД когда-то жили сотни людей, а сейчас осталась горстка населенных пунктов, причем в некоторых не наберется и пяти жителей. В Маритуе, например, раньше было три школы, а сейчас ни одной. Даже единственный магазин закрыли — отдали под гараж. Все это нам рассказал местный житель, прибежавший на жужжание квадрокоптера. Узнав, что мы идем вокруг Байкала, он заметно подобрел и поведал еще пару интересных историй:
— Недавно заметили тут неподалеку большой валун на путях, доложили бригадиру. Здесь часто камнепады бывают… А когда пошли убирать, «валун» встал и убежал по склону в лес. Оказалось, медведь.
После этого рассказа мне снова стало не по себе, и я мысленно обрадовалась, что сегодня нам предстоит ночевать не под открытым небом, а на вокзале. Точнее, в гостинице, которая находится в здании старинного вокзала в порту Байкал. Но познакомиться с медведем нам все-таки было суждено в этот день…
Снова разошелся дождь, поэтому мы снова оседлали «Нерпенка». Из окна поезда и увидели медвежонка, который резво бежал рядом с поездом, даже не пытаясь свернуть. Мы сразу смекнули: если есть медвежонок — значит, неподалеку гуляет его мама. Поэтому не стали выходить на станции, а доехали на поезде до порта Байкал, прямо к дверям гостиницы.
После трех дней дикого туризма душ и мягкая постель показались нам неземной роскошью.
День 4
Наконец-то выглянуло солнце! Высохли лужи, высохли и наши вещи.
Прогулявшись по порту Байкал, мы сели на паром и переправились в Листвянку. Десять минут пути — но какой контраст! Деревянные домишки сменились каменными замками, аромат деревенского хлеба — запахом шашлыка, рокот старенького мотоцикла — ревом дорогих машин. Только в этот момент мы поняли, что на календаре воскресенье — не лучший день для посещения Листвянки.
Чтобы поставить палатку, нам пришлось пройти пять километров вглубь пади Крестовой. Там, в долине, есть так называемый глэмпинг (производное от «гламур» и «кемпинг») — палатки в скандинавском стиле со всеми удобствами: электричеством, сетью Wi-Fi, удобной кроватью и подогревом простыней. Такие условия немного противоречили духу нашей экспедиции, поэтому мы попросили просто пятачок для нашей палатки. Но нам выделили целый деревянный настил на островке, спрятанный среди деревьев, к которому уже был протянут удлинитель с розетками. От такого блага цивилизации мы отказаться не смогли, тем более что батарейки на камерах уже предательски помаргивали.
День 5
Задержались в Листвянке мы неспроста — наутро предстояло погружение в Байкал с аквалангом. Еще на берегу мы справедливо разделили семейные обязанности: я буду нырять, а Женя — снимать.
Признаюсь, опыт погружения у меня уже был, но в теплом Андаманском море, где круглый год 25 °C. Температура Байкала, как вы понимаете, более экстремальная.
— Сколько градусов вода? — спросила я у инструктора, натягивая вторые штаны под гидрокостюм.
— Четыре.
— А зимой сколько?
— Один, — усмехнулся он.
Когда на меня надели все необходимое снаряжение, я ощутила себя, словно в бутылке с узким горлышком. В качестве финального штриха добавили плотную маску и 30-килограммовый акваланг.
— В воде будет проще, — успокоил инструктор.
И не обманул! Стоило погрузиться, как гидрокостюм расправился, а дыхание выровнялось. Через секунду я вообще забыла про все неудобства и холод, потому что передо мной распахнулось подводное царство Байкала.
Вернулась на сушу я только через 35 минут — замерзшая, но счастливая! Теперь можно с гордостью говорить, что из 2000 км нашей экспедиции «Вокруг Байкала» двести метров мы проплыли под водой.
После дайвинга отдыхать было некогда: оставалось всего полчаса до прибытия теплохода «Баргузин», а еще нужно было забрать сумку с надувной лодкой (это «ружье» выстрелит чуть позже). Теплоход следовал напрямик из Иркутска в бухту Песчаную, в Листвянку он зашел только ради нас.
День 6
В бухту Песчаную туристы стремятся не только ради пляжного отдыха, но и ради ходульных деревьев, которые признаны памятником природы. Мощные ветра выдувают легкий песок из-под корней и выставляют их на всеобщее обозрение. Мы проверили — под корнями «шагающих» деревьев действительно можно пройти в полный рост! Ну ладно, пора и нам шагать дальше.
Точнее, плыть. Следующие 45 км до Бугульдейки мы могли бы пройти пешком, но решили проплыть на надувной лодке. Женя ходит на веслах уже 25 лет — я не держала их в руках ни разу. Очевидно, что капитаном нашего плавания был назначен он.
Выдвинулись мы только после обеда. До заката успели пройти по воде 10 км: мешал встречный ветер, с непривычки немножко мутило, в открытом Байкале было холодно, поэтому под спасательные жилеты мы натянули всю имеющуюся одежду. Вечером вылезли на сушу, разбили палатку в урочище Харгино и, вымотанные, уснули в восемь часов вечера, чтобы на следующий день встать в 5 часов утра.
День 7
На второй день Байкал сменил гнев на милость, ветер — на штиль, мороз — на солнце. Мы двигались, «облизывая» берег, и вскоре заметили на теплых камнях загорающих нерп. Они лениво поглядывали в нашу сторону. Еще несколько любопытных голов высунулись из воды примерно в 50 метрах от лодки. Подойти поближе они нам, конечно, не позволили — сразу юркнули вниз.
Не знаю, каким чудом, но до обеда мы сделали 13 километров. Высадились на берег, быстро пообедали наскоро сваренной ухой и поплыли дальше. К пяти часам преодолели намеченные 23 км и решили совершить марш-бросок — «дожать» семь километров до финишной точки первого этапа.
В 19:57 по иркутскому времени мы увидели огни Бугульдейки. Ура! Четыре дня мы провели в деревне, монтируя первый выпуск передачи. Фильм «Вокруг Байкала за 55 дней» уже можно посмотреть на телеканале НТС и на YouTube. А мы отправляемся дальше…
Подробности в следующем номере «Иркутска».
Яна Шутова
Фото участников экспедиции
Маршрут начался в Култуке — самой южной точке Байкала. Оттуда путешественники поднялись по Кругобайкальской железной дороге, добрались до Бугульдейки, затем пересекут Тажеранские степи, заедут на Ольхон. Дальше двигаться по берегу слишком опасно. После поселка Онгурены населенных пунктов нет, зато много медведей, поэтому решено обогнуть тайгу через Качуг автостопом. Если все пойдет по плану, Яна и Женя доберутся до поселка Магистральный и прокатятся по легендарному БАМу. Первого августа ребята должны выйти к самой северной точке Байкала — Нижнеангарску. Дальше начнут спускаться на юг по территории Бурятии. Их ждет Баргузинская долина, рыбалка в верховьях Баргузина, эвенкийские поселения, лазурные пляжи Бурятии, Чивыркуйский залив и Ушканьи острова — знаменитый летний курорт для нерп. Обязательно заедут в столицу Бурятии Улан-Удэ. Затем нужно попасть в Выдрино, чтобы совершить восхождение на одну из самых красивых вершин Хамар-Дабана — пик Тальцинский. Оттуда уже рукой подать до Байкальска. Последние километры до Култука пройдут пешком и вернутся в точку старта, к стеле «Кругобайкальская железная дорога».
Журналист «Иркутска» Яна Шутова и ее муж Евгений Шоев в самом начале своего путешествия вокруг Байкала — на КБЖД. Сейчас, когда вы читаете этот номер газеты, путешественники, наверно, добрались до острова Ольхон (мы в редакции надеемся на это). А чтобы обогнуть озеро, Яне и Евгению потребуется примерно 55 дней. «Мы не планируем перемещаться исключительно пешком. Такой подвиг уже совершили в 1992 году иркутяне Эрик Бутаков и Владимир Михайлюк. Мы же, напротив, хотим задействовать как можно больше видов транспорта: лодка, лошади, акваланг, внедорожник, велосипед, поезд и собственные ноги», — уточнили наши герои, получив пожелания доброго пути от коллег в редакции «Иркутска»
Как пишут в книжках, бухта Песчаная — это самое теплое место на побережье Байкала. Среднегодовая температура здесь выше нуля — нонсенс для Байкала. Однако первым делом мы вытащили из рюкзаков не купальники, а зимние куртки и шапки. Холодное нынче лето, холодное…