None
Вечером в Доме детского творчества яблоку негде упасть: дети, родители, педагоги. Нас провожают в актовый зал — здесь идет тренировка, работа кипит. Пройти через зал, не попав в «ДТП», сложно — можно наткнуться на чей-то крутящийся обруч, столкнуться с жонглерами или оказаться сбитым моноциклом… Гимнастки под музыку отрабатывают номер на сцене. Сегодня мы расскажем вам о цирковой студии «Сюрприз».
— Обучение у нас двухступенчатое: утром занятия проходят в группе начальной подготовки, вечером тренируются старшие ребята, — рассказывает тренер-педагог студии Юлия Блужина. — Сейчас готовимся к концерту. С одними номера репетируем, другим реквизит и костюмы к выступлениям сочиняем. Сюда приходят, чтобы обрести себя. В цирке столько возможностей: можно подняться в воздух, пройтись по шару, встать на руки и представить, что ты держишь земной шар, загипнотизировать зрителей вращающимся обручем!
В цирк, по мнению Юлии Блужиной, идут за мечтой. Школа начальной подготовки нужна ребятам, чтобы попробовать все жанры и найти для себя подходящий. Все дети уже умеют стоять на одной катушке, жонглировать, вращать минимум два обруча. Но главное — на начальном этапе детям объясняется техника безопасности и правила страховки.
В арсенале студии много разнообразного оборудования: воздушные аппараты, кольца, корд-де-парели (канат, на который крепится веревочная или ременная петля, в которую артист для исполнения номеров ставит ногу), ремни, пьедесталы для пластики, кольца, мячи, булавы, моноциклы (одноколесные велосипеды). Обучение в студии ведется с шести лет. Но не всегда дети начинают заниматься в студии в раннем возрасте, кто-то приходит сюда из спортивных секций. После окончания цирковой студии ребятам выдают сертификаты. Многие выпускники потом поступают в колледж олимпийского резерва.
— Есть ребята, которые продолжают творческий путь — работают на манеже цирка, — говорит Юлия Васильевна. — И, кстати, не только российского, но и международного. Например, Татьяна Клява, Наталья Бояркина, Валентина Попова, София Гнилуша, Карина Ханутина, Анна Хаптагаева. Кто-то по окончании становится преподавателем акробатики, гимнастики. Сейчас у нас занимаются в основном девочки. Мальчики повырастали, ими я очень горжусь — почти половина из них поступили в военные училища.
Сейчас в концертной группе несколько мальчишек, но на этой тренировке мы застали двоих. Лев Гусев и Александр Полубояров занимаются здесь шесть лет — Леве 13 лет, Саше 15.
— Сначала я тренировался в другой студии, но потом руководитель уехала, пришлось искать другую, — рассказывает Саша. — Вот так я оказался здесь. Я всегда интересовался цирковым искусством, люблю ходить на представления.
— Все началось с маминой шутки о том, что мне надо идти работать клоуном: я — веселый ребенок, — улыбается Лев. — Решил маме чуть-чуть подыграть и выбрал цирковую студию. Это было в первом классе, а потом тренировки меня по-настоящему увлекли.
Считается, что мальчишки в этом возрасте больше занимаются единоборствами, игровыми видами спорта, в их среде они популярнее. Однако друзья считают цирковое искусство серьезным делом, иногда даже опасным. Ребята репетируют номер на моноциклах, говорят, что учились передвигаться на них около полутора лет. А ведь помимо простого катания нужно уметь тормозить, прыгать и все это делать легко и артистично. Бывали и непредвиденные ситуации во время номеров.
— Мы выступали на джамперах, и у меня оборудование расстегнулось прямо посреди номера, — вспоминает Лев. — Было немного страшно, но я на ходу застегнул его и как ни в чем не бывало доиграл!
Юлия Блужина считает, что главное при обучении в цирковом искусстве — трудолюбие.
— Есть у меня ученица Анастасия Мяктова, — рассказывает тренер. — Она пришла к нам в студию, когда я работала только с мальчиками. Как-то так сложилось. Настя попала в студию прыжковой акробатики; с растяжкой, гибкостью было не очень. Но тем не менее это был первый ребенок за мою 20-летнюю педагогическую деятельность, которая встала на проволоку и повторила мой номер! Выступление заключалось в балансировке на закрепленной веревочке в свободном полете. Представьте: пустое колесо, и артист внутри должен пройти в нем по проволоке. Она смогла. Так что главное — желание и трудолюбие. Бывает, люди говорят: «Зачем тебе цирк? Ты же не гибкий, не растянутый». А в цирке можно найти себя, даже если нет этих качеств. Как дети выбирают свой жанр? За три года начальной подготовки с ребенком случаются истории, когда он чувствует себя в ситуации успеха, когда все получается. Это и толкает к выбору, просыпается артистизм.
Между тем на сцене девчонки выстраиваются в сложную композицию на двух лесенках и застывают.
— А где фотограф? — растерянно спрашивают они.
— Ну вот, отлично получилось, — улыбается Юлия. — Специально для вас старались.
Пока наш фотограф запечатлевает юных артисток, мы интересуемся — а где же клоуны?
— Репризы репетируют в тихое время, обычно в обед, — отвечает тренер. — Вообще клоунада считается самым сложным цирковым жанром. Крылатое выражение «ну ты клоун», намекающее на несерьезность человека, цирковым совершенно непонятно! Клоуну нужно уметь все, в его арсенале — акробатика, жонглирование, пантомима, актерское мастерство. Хороших клоунов мало, они на вес золота. Чтобы заставить смеяться весь зал, надо быть остроумным, начитанным человеком, знать психологию людей. Эксцентрики — это люди с философским складом ума.
В цирке действительно каждый может найти занятие по душе. Девочки, например, учатся летать: тринадцатилетняя Соня Аристархова увлечена воздушной гимнастикой. А ведь когда-то ее родители были против занятий здесь.
— Сначала я ходила в театральную студию, но попала на концерт студии «Сюрприз» и загорелась цирком, — признается Соня. — Но родители были против — на том концерте они видели, что это искусство связано с риском. И все-таки у меня получилось записаться. Поначалу было трудно, ведь я даже на шпагат садиться не умела.
Однако есть родители, кто с пониманием относится к детским увлечениям. У Евгении Горбуновой четыре дочери и три из них — Даша, Алена и Олеся — занимаются в цирковой студии, причем с удовольствием.
— Младшая Лиза пока еще маленькая, но и она мечтает сюда прийти, — улыбается Евгения. — Думаю, что цирковая закалка пригодится в жизни. Дочери даже меня приучают к своему увлечению. Мы участвовали во внутристудийном конкурсе «Мама, папа, я – цирковая семья», и я летала на одной из качелей! Было страшно. Только кажется, что это легко, а на самом деле в таком упражнении все мышцы задействованы и нетренированному человеку номер дается сложно. Но мы тогда выступили хорошо и взяли Гран-при.
Кстати, пятый конкурс «Мама, папа, я – цирковая семья» пройдет в студии «Сюрприз» в это воскресенье, 18 февраля. А вскоре планируется расширить мероприятие: конкурс станет общегородским.
Фото Кирилла Шипицина
СПРАВКА
Цирковая студия «Сюрприз» работает при Доме детского творчества № 3 более 30 лет, официальный ее день рождения — 25 апреля 1986 года. Сейчас в ней обучаются 117 учеников, все ребята — активные участники городских мероприятий, всероссийских и международных конкурсов
Поделиться в соцсетях: