None
У ветерана Великой Отечественной войны Василия Михайловича Литвинова большой и дружный род: семьи дочери и сыновей, четверых внуков; восемь правнуков, две праправнучки. В праздничные дни в гости к Василию Михайловичу приезжают его многочисленные родственники и друзья-бодайбинцы. Каждый из собравшихся за праздничным столом находит самые добрые и искренние слова, выражает признательность и благодарность своему прославленному ветерану. А он, отметивший в этом году 96-летие, сохраняя прекрасную память, бодрость и удивительно светлое отношение к жизни, радуется, глядя на всех, и в очередной раз вспоминает о давних годах своей молодости…
Василий Михайлович родился в1923 году в крестьянской семье в деревне Литвинова Качугского района. Там до сих пор сохранился большой дом, построенный его отцом. Однако семье пришлось уехать в Иркутск, когда ее глава не захотел вступать в колхоз. Позже они пожили в Тулуне, а затем перебрались на север — в Бодайбинский район. Именно оттуда Василия Михайловича после окончания школы и начала работы на шахте призвали в Красную Армию…
Новый, 1943 год Василий встретил уже в военном эшелоне, который привез молодых призывников в часть, где новобранцы ускоренно обучались военному ремеслу артиллеристов. Через несколько месяцев солдат, многим из которых еще и двадцати лет не исполнилось, отправили на фронт.
— Молодые, горячие. Никакого страха не было, — вспоминает ветеран. — Думали, доедем, победим фашистов и вернемся к своим семьям. Очень хотелось домой, где ждали мама и младший братишка. Отца в том же 43-м забрали на фронт, где он вскоре погиб в боях под Москвой. Жаль, что так и не узнали, в какой общей солдатской могиле его похоронили. Искали, но так и не удалось найти никаких сведений.
Василий Михайлович до сих пор помнит своего отца, человека самостоятельного, правдивого, мастеровитого, с крепкими руками, которым под силу был любой тяжелый труд.
Но так распорядилась судьба, что сын будто принял эстафету и продолжил солдатскую, фронтовую службу, начатую погибшим в той войне отцом.
Василий Литвинов служил в отделении разведчиков. Вспоминает, что они передвигались вслед за пехотой, разведывали «цели», выявляя огневые точки в расположении врагов. И все эти важные данные оперативно докладывали в штаб своего артиллерийского полка. Память у него и сегодня просто отличная. До сих пор четко, без промедления называет свой 814-й артполк 274-й дивизии Первого Белорусского фронта.
Василий Михайлович рассказывает, как наступали наши войска, переходили вначале польскую границу, позже вошли в Германию. Его полк одним из первых оказался в Берлине, это случилось 2 мая 1945 года:
— Хорошо помню то утро. Было темно. Четыре часа утра. Включились мощные прожектора, заговорили «катюши». Грохот артобстрела заполнил все вокруг. Для нас Победа наступила именно после этого боя за Берлин. Позже, 9 мая, сообщили о капитуляции. Мы все очень радовались, ведь наконец-то война закончилась!
Домой ветеран Великой Отечественной войны попал только через два долгих года, которые он служил в Германии. После демобилизации в 1947 году вернулся в свой северный шахтерский поселок. Добирался по узкоколейке, и когда вышел на станции поселка Громовский, первой, кого увидел, была его мама.
Пришли домой, и тут обнаружилось, что не только праздничного застолья, но и обычного обеда не получится: в доме совсем не было еды. Василий Михайлович отправился за полагавшимся ему месячным военным пайком. Так, пожалуй, впервые за долгие голодные военные годы его родные люди наелись досыта. Уже на третий день он начал работать в шахте, где несколько лет «катал» тяжелую тачку с золотоносным грунтом.
Вскоре после возвращения на родной север молодого шахтера познакомили с его ровесницей — Евдокией, она работала учетчицей на соседнем прииске. Через некоторое время сыграли свадьбу. Так появилась молодая семья, которая прожила в любви долгие 65 лет. Родились дети: два сына-погодки и чуть позже любимая дочка Татьяна. Именно она сейчас рядом с овдовевшим не так давно отцом. Сын Леонид также живет в Иркутске и почти каждый день навещает Василия Михайловича. Дети заботятся о нем и стараются наполнить его жизнь разными маленькими и большими событиями, радостью и любовью.
— Сколько помню, родители всегда жили дружно. Папа много работал. Сначала на шахте, потом на буровых в геологоразведке, а последние годы был директором известного в Бодайбинском районе Апрелевского отделения сельскохозяйственного предприятия, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Часто верхом на лошади объезжал поля. Иногда брал меня с собой, когда запрягали лошадь в повозку. У нас и дома было большое хозяйство. Удивляюсь, как у родителей на все хватало сил и времени. Мама всегда помогала папе, по-женски тепло о нем заботилась. Папа, за что бы ни брался, всегда старался для семьи. Помню, зимой ночью снег выпадет по пояс, и папа с самого раннего утра расчищает дорожку, чтобы нам в школу удобно было идти. Они были правильными людьми и замечательными родителями. Умели трудиться и отдыхать. Собирались по праздникам с семьями друзей, накрывали общий стол, пели, плясали. Бывшие фронтовики умели радоваться, по-настоящему любили.
Послевоенная жизнь складывалась у всех по-разному. Преодолевать сложности помогало содружество ветеранов. В альбомах Василия Михайловича хранится много памятных фотографий его однополчан. На них — полные сил и жизнелюбия молодые ребята и девчата в военной форме, а кто-то и с оружием в руках. Позже в альбомах стали появляться уже другие снимки — друзей-ветеранов, с которыми вместе работал. На груди у каждого ряды орденов, медалей, которыми они были награждены после тяжелых боев. У Василия Михайловича хранятся орден Красной Звезды, самая почитаемая солдатская медаль «За отвагу», а также медали за освобождение Польши, за взятие Берлина и победу над Германией.
Встречи бывших фронтовиков в прежнее время регулярно проходили в разных городах Советского Союза — в Казани, Витебске, Запорожье. С годами участников встреч становилось все меньше.
— Фронтовая дружба особенная. Там не могло быть никаких отговорок или оправданий. Ты обязан был сделать все, что от тебя зависело. Отношения простых солдат были честными, искренними, надежными, — говорит Василий Михайлович. — Все было по-настоящему, по правде. После войны переписывались, ездили друг к другу в гости. Однополчане — больше, чем друзья. Они близкие, дорогие для меня люди. В памяти моей фронтовые товарищи живы всегда.
Фото из семейного архива
Поделиться в соцсетях: