None
Во всем мире 15 августа отмечается День бездомных животных. Не секрет, что в нашем регионе, как и по всей стране, проблема безнадзорных собак и кошек стоит чрезвычайно остро. В чем сегодня заключается система работы с бродячими четвероногими? Достаточно ли принимаемых мер для снижения числа бродячих, а зачастую и агрессивных собак на улицах городов и поселков Приангарья? Об этом поговорили участники круглого стола, который прошел в Иркутске.
Презумпция добросовестности
По оценке областной службы ветеринарии, в Приангарье насчитывается 18 132 собак, у которых нет хозяев. В Иркутске популяция четвероногих на улицах города составляет 1836 голов.
— Надо понимать, что бродячие животные есть и будут, но необходимо контролировать их популяцию, — комментирует ситуацию Иван Лобыцин, заместитель руководителя службы ветеринарии Иркутской области. — После отлова бездомные животные помещаются в карантин, проходят обработку, вакцинацию и стерилизацию. Агрессивные, больные и ослабленные остаются в приюте. Остальные после маркирования выпускаются в прежние места обитания или могут передаваться в руки частным владельцам. Такая мера помогает уменьшить число безнадзорных животных.
Иван Лобыцин напомнил, что в Иркутской области на эти цели органам муниципальной власти выделяются средства из областного бюджета, а объем субвенции устанавливается исходя из численности животных и средней стоимости услуг по отлову в стране. Далее муниципалитеты заключают контракт на отлов с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Однако организации, которые занимаются отловом (в Иркутской области таких всего шесть), считают, что средств из бюджета выделяется недостаточно, в результате чего на рынок выходят недобросовестные подрядчики. Так, у них есть сомнения, справится ли компания, заключившая в этом году большую часть контрактов на отлов бродячих животных, с заявленным объемом работ. Одна из проблем — отсутствие у нее полноценного приюта.
— «Приют» этой компании находится в частном доме (деревня Карлук), — рассказывает Елена Прадчук, президент ИООО «Клуб служебного собаководства». — Волонтеры ездят туда каждую неделю, но их не пускают, равно как не пускают и хозяев отловленных собак (что прямо нарушает закон). Но даже через забор видно, что вольеров не хватает. Как можно разместить в них несколько тысяч собак из Усолья, Качуга, Куйтуна, Шелехова и даже с острова Ольхон? И сколько рейсов для этого нужно? Варианта два — либо животных убивают при отлове, либо их просто не ловят.
Ирина Алехина, начальник отдела Госветнадзора по Иркутску и Иркутскому району службы ветеринарии Иркутской области отметила, что о проблеме знают и готовы решать ее.
— Теперь, согласно изменениям в законе, момент отлова каждой бездомной собаки должен фиксироваться на видео, а затем выкладываться на сайт. В нашем регионе это сайт Байкалвет.ком, — рассказывает Ирина Алехина. — На днях я этот ресурс проверяла, пока он не работает. В ближайшее время займемся проблемой вплотную. Если надо, будем воздействовать административно.
Спикеры также сообщили, что уже в августе приют в Карлуке будет закрыт. Вся деятельность по содержанию приюта переносится в Усольский район, а от подрядчика будут требовать исполнения закона.
Чипирование во благо
Участники круглого стола обсудили разные способы, как снизить количество бродячих собак на улицах городов. Руководитель питомника «К-9» Вячеслав Славин, например, предлагает прописывать в контракте для подрядчика количество выпускаемых четвероногих на прежнее место обитания — не больше 40–60 %.
— Но и это не решит всей проблемы, — отмечает он. — Даже если поймать всех собак, на улицах появятся новые, поскольку основная причина появления животных на улицах — нерадивое, безответственное отношение к ним некоторых людей. Я уже неоднократно говорил, что у половины всех собак, которые попадают в наш приют, ранее был хозяин.
Частично решить вопрос можно было бы с помощью идентификации животных, когда им под кожу вводится чип с уникальным номером размером с рисовое зернышко. Чипированное животное всегда можно найти в базе и узнать, кто его владелец, какие прививки ему делали, было ли оно стерилизовано и так далее. Это поможет и при проверке исполнения контрактов по отлову (исключит опасения, что муниципалитетам предъявляют одних и тех же собак при учете и подписании актов о проделанной работе).
— В такой ситуации хозяевам придется нести ответственность за питомцев, — уверен Вячеслав Славин. — К слову, наш питомник уже 10 лет работает только таким образом. Если человек хочет забрать свою собаку, ему приходится возмещать средства, потраченные на ее отлов. И мы часто слышим от хозяев, что за такие деньги (а у нас в питомнике это восемь тысяч рублей) они больше не станут выпускать своих подопечных на улицу без присмотра.
Как рассказал начальник отдела правового и информационного обеспечения службы ветеринарии Владимир Бонько, порядок идентификации сейчас рассматривается на государственном уровне. В перспективе за безнадзорный выгул животных будет предусмотрено административное наказание. Это не только позволит сэкономить бюджетные средства, но и заставит лишний раз задуматься тех, кто с легкостью бросает своих питомцев на произвол судьбы.
Еще одна профилактическая мера по снижению числа бездомных собак и кошек в области — льготная стерилизация и кастрация. Областные ветеринарные станции по борьбе с болезнями животных проводят такие мероприятия три раза в месяц. При этом не учитывается стоимость услуг специалистов, а вносится плата только за материалы.
На круглом столе был задан еще один злободневный вопрос — кто отслеживает количество агрессивных собак на улицах? Ведь не секрет, что далеко не все животные становятся безобидными даже после стерилизации и кастрации.
— Работа в муниципалитетах строится на основе заявок, которые поступают от граждан, — отмечает Ирина Алехина. — Если вы видите стаю собак, надо не жаловаться друзьям и соседям, а оставить заявку в администрации. При этом следует помнить про очередность отлова. Первыми отлавливаются агрессивные особи и те, что находятся на территории социальных объектов — школ, детсадов, больниц. Работа должна быть совместной. Включаться в нее должны не только ветеринары, зоозащитники или муниципалитеты, но и все граждане.
Что касается Иркутска, то в текущем году городская администрация заключила контракт на отлов 797 животных на сумму около четырех миллионов рублей. Основные работы пройдут в августе-сентябре.
Фото автора
КСТАТИ
О проблеме бездомных животных говорил и мэр Иркутска Руслан Болотов на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе:
— До тех пор, пока каждый из нас не будет в полной мере нести ответственность за тех, кого приручил, проблема останется актуальной. Поэтому начинать нужно в первую очередь с себя. Что касается муниципалитета — да, безусловно, мы прорабатываем вопрос увеличения финансирования на отлов бездомных животных. Совместно с субъектом рассматриваем также возможность создания учреждений, приютов, где этих животных будут содержать и куда люди смогут приходить и брать питомцев домой.
Поделиться в соцсетях: