Сладкая парочка — так в иркутской зоогалерее называют львенка Фортиса и щенка лабрадора Эльзу. Четырехмесячные ровесники не разлучаются ни на минуту — спят в обнимку, играют в догонялки, гуляют, охотятся. Фортис так обожает Эльзу, что даже уступает ей порцию в своей миске. Все потому, что собака помогла ему справиться с болезнью и встать на лапы, которых у него только три.
Фортис появился на свет у львов в питомнике К 9. При рождении мать случайно повредила ему заднюю левую лапку. Сотрудники видели, что ранка кровит, но львица не подпускала людей к своему детенышу и пыталась вылечить его самостоятельно — зализывала травмированное место. Своим языком, который у всех кошачьих похож на терку, она еще больше повредила конечность, и туда проникла инфекция. Вскоре стало понятно, что без человеческого участия львенок может погибнуть.
Взять его на лечение и выхаживание согласились специалисты иркутской зоогалереи. На момент переезда на новое место жительства львенку было чуть больше месяца, и он находился в тяжелейшем состоянии.
— По человеческим меркам месячный львенок — грудной ребенок трех-четырех месяцев от роду. Его нужно кормить молоком по часам, он постоянно нуждается в тепле, плачет. В природе львята неразлучны с матерью минимум до полугода. Но в нашем случае каждая минута была на счету — травмированная лапа опухла, воспалилась, был большой риск развития сепсиса, и тогда спасти его мы бы уже не смогли, — рассказывает координатор иркутской зоогалереи Людмила Ивушкина.
Чтобы маленький царь зверей выжил, для него создали практически стерильные условия. Арендовали квартиру в новостройке, где никогда не жили кошки. Так было нужно, чтобы к ослабленному животному не прицепилась никакая инфекция. Закупили специальное молоко, которым кормят осиротевших котят и щенков. Потребовалась большая партия, потому что месячную норму молока для домашних питомцев львенок выпивал за два дня. Выполняли все медицинские назначения, и воспаление на лапе стало проходить. Но, несмотря на всю заботу и любовь людей, малыш постоянно плакал без матери. Тогда было принято решение провести эксперимент — подселить к нему на несколько дней щенка и посмотреть, что из этого выйдет. С первых минут знакомства стало ясно — разлучить малышей уже не получится.
— Они встретились, как будто знали друг друга сто лет — подбежали, облизали друг другу морды и стали все делать вместе. Сначала Фортису было трудно передвигаться, но постепенно благодаря Эльзе он научился ходить, бегать, прыгать, стал больше доверять людям. Понял, что щенок радуется и, значит, это безопасно, поэтому перестал прятаться и бояться, — вспоминает Людмила Евгеньевна. — А потом они даже начали вместе хулиганить — пытаться грызть углы и обдирать обои. Мы дождались, когда друзьям будут сделаны все необходимые прививки, сформируется иммунитет, и уже после этого забрали их в вольер нашей зоогалереи.
Сейчас щенок и львенок подросли, курс лечения Фортиса уже закончился. И они по-прежнему друзья не разлей вода. Если Эльза уходит на прогулку, у львенка начинается паника — он мечется по вольеру, ищет ее, громко плачет. Пришлось не разлучать их и во время прогулки. Оказалось, водить на улицу Фортиса совсем не сложно — Эльза идет на поводке, а он бежит рядом с ней, ни на что не отвлекаясь.
А вот взрослые львы, которые тоже живут в зоогалерее, не приняли своего сородича.
— У нас есть пара — лев Гоша и львица Сараби. Конечно, мы не планировали подселять к ним малыша, но для галочки решили представить сородичей друг другу. Поднесли Фортиса к решетке их вольера. Взрослые львы повели себя очень агрессивно. Если бы животных не разделял барьер, они бы просто убили львенка. В принципе, это нормальная реакция на чужих детенышей в львином прайде, — поясняет координатор зоогалереи Людмила Ивушкина.
Она добавляет, что необычная парочка друзей стала самой популярной у посетителей зоопарка. И сотрудники зоогалереи не исключают, что собака и лев проживут вместе всю жизнь:
— Мы очень внимательно наблюдаем за их поведением. У них не было ни одной потасовки, ни одной ссоры. Более того, в их паре заводила — Эльза, а Фортис скромняга. Даже когда мы даем им мясо, собака первой бросается к мискам, причем сначала бежит к львиной. А он не возражает, садится рядом и смотрит, как она ест, — рассказывает Людмила Евгеньевна. — Сейчас мы переводим их с сухого корма на мясо. Им очень нравится курица, индейка и детские паштеты. Из-за увечья льва, скорее всего, будем кастрировать. Поэтому есть все шансы, что Фортис и Эльза проживут вместе всю жизнь, тем более что продолжительность жизни у лабрадоров и львов примерно одинаковая. Конечно, если с возрастом кто-то из них начнет проявлять агрессию, придется расселить друзей. Но пока планы такие: осенью они переедут в более просторное пристанище, а к весне будем готовить для наших воспитанников большой уличный вольер.
Елена Машкова
Фото Бориса Слепнева
ПОЧЕМУ ЛЬВЕНКА НАЗВАЛИ ФОРТИС?
Кличку для львенка-инвалида подбирали со смыслом. «Мы очень переживали за него, поэтому к каждому действию подходили ответственно. И кличка не стала исключением. В переводе с латыни «фортис» означает «сильный». Таким образом, мы хотели придать ему сил, чтобы помочь справиться с болезнью», — объяснила координатор иркутской зоогалереи Людмила Ивушкина.
Вот они, друзья не разлей вода: щенок лабрадора Эльза и львенок Фортис. Даже день рождения у них один — 17 апреля. Сейчас они примерно одинакового размера, вес около двадцати килограммов. Правда, у Эльзы аппетит отменный — она пытается съесть не только свою порцию мяса, но и львиную. А Фортис — парень-скромняга, его даже приходится уговаривать, чтобы поел. Но сотрудники иркутской зоогалереи знают подход к львиному сердцу — он обожает детский паштет
Львенок по кличке Фортис при рождении получил серьезную травму задней левой лапы. Спасти конечность не удалось, и малыш остался трехлапым. Но, по словам специалистов, это не создает ему никаких помех в жизни. Он просто не знает, как это — передвигаться на четырех лапах