None
Произведения высокого искусства, воплощенные в ювелирных изделиях, можно увидеть на выставке «Байкал. Преображение» в Галерее В. Бронштейна. Здесь представлено более 60 работ всемирно известного художника Даши Намдакова. Это кольца, серьги, подвески, броши и миниатюрные скульптуры из золота, серебра, драгоценных камней и мамонтовой кости. Они принадлежат коллекционерам из разных стран мира: Америки, Италии, России. Большинство произведений представлены в Иркутске впервые.
— Ювелирное искусство — отдельная область творчества, существующая по своим законам, но Даши, которого многие знают как скульптора, чувствует себя в ней как рыба в воде, — отметила искусствовед Надежда Комарова. — Он, как и любой кочевник, больше склонен к декоративному видению и формам. Его старший брат — ювелир, и сам мастер до вступления в Союз художников России вместе с ним занимался проектированием ювелирных изделий. Поэтому мы должны воспринимать это его амплуа как органичную часть личности Даши и жизни в искусстве. Более того, многие бы, наверное, хотели носить его авторские украшения, поэтому, возможно, когда-нибудь эти произведения будут тиражировать в более дешевых материалах.
Маленькие шедевры, представленные на этой выставке, — это новый виток творчества мастера, который постоянно совершенствуется, не переставая удивлять своих поклонников. Многие из них привыкли к тому, что Даши Намдаков в своих работах затрагивает сложные философские темы и говорит о высоких материях языком монументального искусства. Поэтому не все восприняли его ювелирные изделия одинаково восторженно, считая, что их, скорее всего, сложно носить. Однако большинство ювелирных изделий художника легко впишутся в современный образ изысканной красавицы, ведь они нетривиальны и нереально красивы. Сквозная тема коллекции — трансформация и преображение, неслучайно сразу несколько работ названы именно так, ведь в природе и в жизни нет ничего постоянного.
— Даши Намдаков стоит особняком в российском искусстве, он скорее тяготеет к азиатской культуре: бурятской, монгольской и, возможно, китайской. Представители восточной культуры легко читают его образы, — отметила Надежда Комарова. — На Западе он больше известен как скульптор, и каким образом воспринимать его «ювелирку», европейцы не знают. Многие предметы из его коллекции на европейской одежде носить довольно сложно. Однако Даши нашел выход и стал делать украшения для современной европейской женщины.
Уникальность коллекции оттеняет необычная подача. Произведения выставлены в высоких витринах, расположенных по центру зала, и словно вписаны в природный ландшафт благодаря мху, веткам, камешкам, сухоцветам и другим материалам. Природная фактура одновременно работает на контрасте, подчеркивая изящество изделий и роскошь материалов, из которых они сделаны. В то же время становится еще более очевидно их почти космическое происхождение. Жуки-скарабеи, лемуры, улитки, львы, водомерки, цветы выглядят как объекты внеземного происхождения.
— Нам повезло не только в очередной раз увидеть работы мастера, но и быть его современниками, ведь Даши гениален, — отметила на открытии заведующая кафедрой геммологии ИРНИТУ Раиса Лобацкая. — Он сумел соединить дух своего народа с европейскими традициями искусства, и в этой коллекции мы видим это удивительное сочетание. Его ювелирные произведения — это классика постмодернизма. Причем все они органично складываются в единую историю о мире, полном красоты и гармонии.
Выставка будет работать до 17 сентября.
Поделиться в соцсетях: