None
Затишье перед бурей — так можно охарактеризовать время правления Федора, сына Ивана Грозного. Для него — доброго и набожного — престол был, скорее, обузой. Действие спектакля разворачивается именно в этот исторический период. «Царя Федора» по трагедии Алексея Толстого поставил на сцене Иркутского драмтеатра главный режиссер Уссурийского театра драмы имени В.Ф.Комиссаржевской Станислав Мальцев. Он определил жанр постановки как драматическая поэма.
— Нельзя забывать, что перед нами не историческая драма в чистом виде, а поэма, где сталкиваются и переплетаются громадные мировоззренческие пласты, — подчеркнул Станислав Мальцев. — Спектакль не является судом над прошлым или калькой настоящего. Мы хотели увидеть в нем историческую проекцию будущего через уже прожитый и осмысленный опыт. Нас здесь больше всего волнует не политическая острота и даже не хроникальная точность, а правда русского характера и русской судьбы.
Образные декорации к постановке создал главный художник театра Александр Плинт, эффектные костюмы — Оксана Готовская. Еще до начала действия мы видим, что сцена застелена окровавленной белой тканью, которая символизирует землю русскую. В верхнем углу — устрашающее колесо с торчащими спицами, которое не сулит ничего хорошего. Но поначалу эти декорации скрываются за нарядным иконостасом и горящими лампадами, которые опускаются на сцену, когда на престол всходит последний царь из рода Рюриковичей — Федор (артист Сергей Дубянский). Кроткий и милосердный, он не унаследовал характер своего отца Иоанна Грозного и долгое время считался слабым правителем, который не сумел удержать власть. Однако Алексей Толстой не случайно посвятил Федору целую трагедию в своей трилогии, а режиссер Станислав Мальцев выбрал именно эту часть для постановки.
— Мало кто задумывается, что Федор был очень мудрым, ведь при его правлении на Руси воцарился мир, — считает Сергей Дубянский. — В историю он вошел как недееспособный государь, но в нашем спектакле он таковым не будет.
Его супруга — царица Ирина (Екатерина Константинова, Анастасия Пушилина) добра и набожна в отличие от брата Бориса Годунова (заслуженный артист РФ Степан Догадин), который хитростью узурпировал власть в государстве, оправдывая это стремлением построить новую «разумную Русь». С действиями Годунова не согласен честный и прямолинейный князь Иван Шуйский (заслуженный артист РФ Николай Дубаков). Желая отстранить Годунова от престола, он пишет челобитную царю с просьбой «неплодную царицу отпустить», чтобы зачать наследника от новой жены. Но в заговор вмешивается дворецкий Шуйского Федюк Старков (Иван Гущин) — дабы отомстить князю за прошлую обиду, он рассказывает все Годунову. Тот решает пойти на хитрость и якобы заключить с Шуйскими мир. Царь Федор, сердце которого давно тяготит ссора вельмож, с радостью мирит их, но все заканчивается печально…
После гибели Шуйского, его соратников и якобы случайной смерти царевича Дмитрия Федор понимает, что грядет что-то страшное. В финале спектакля колесо с грохотом прокатывается над сценой, предвещая кровавые времена.
Фото Анатолия Бызова
Поделиться в соцсетях: