Конкурс среди руководителей общеобразовательных организаций проводился у нас в стране впервые. В нем участвовали 720 управленцев. По результатам заочных отборочных туров тридцать из них были допущены к очным испытаниям; после их завершения определилась десятка финалистов, где оказалась иркутянка Екатерина Старцева, на тот момент директор школы № 24, а сейчас — лицея № 1.
Екатерина Старцева родилась в Ангарске в семье педагогов — мать работала учителем технологии в школе, отец преподавал в политехническом техникуме. Продолжить учительскую династию наша героиня решила не сразу. После школы год отучилась на химическом факультете Иркутского политеха, и только потом гены взяли свое — перевелась в педагогический институт, который окончила с дипломом преподавателя физики и информатики.
Первое место работы — ангарская математическая школа № 10, потом тринадцать лет была завучем в иркутском лицее № 3, а около четырех лет назад получила предложение стать директором иркутской школы № 24, где учатся 1450 детей и работают 110 сотрудников.
— Когда становишься руководителем, жизнь кардинально меняется. Директор — это большая ответственность за всех участников образовательного процесса и за все, что происходит в школе. Один из главных вопросов, конечно, кадровый. Моя позиция: нужно обеспечить такие условия, чтобы педагоги захотели работать именно в нашей школе. Для этого в каждом сотруднике надо видеть личность со своими особенностями, желаниями и возможностями. С этой задачей в школе № 24, я считаю, справилась — на начало этого учебного года там не было ни одной открытой вакансии, — говорит Екатерина Алексеевна.
Решение участвовать в конкурсе «Директор года России» она приняла, потому что подходила по всем критериям отбора. Первым заданием для участников был тест — за шестьдесят минут нужно ответить на сорок вопросов, которые касаются деятельности руководителя: кадры, разрешение конфликтных ситуаций, правовые аспекты образования, финансово-хозяйственная сфера, защита персональных данных и другие. Через две недели Екатерина Старцева получила приглашение на очный тур, который проходил в городе Красногорске Московской области. В нем приняли участие тридцать финалистов, из которых после первого тура осталось десять.
— В первом туре надо было презентовать себя как руководителя на тему «Формула успеха». После этого десять финалистов, в том числе я, прошли во второй тур, где было предложено кейс-задание. Его нужно решить вместе с административной командой своей школы по видео-конференц-связи. Мы разрабатывали стартап для новой школы. Основной акцент наша команда сделала на создание открытого пространства школы, открытого взаимодействия участников образовательных отношений и открытого руководства школой. К сожалению, в пятерку призеров я не попала, но приобрела новый полезный профессиональный опыт, — рассказывает иркутянка.
Одной из баз проведения конкурса выступил новый образовательный комплекс «Вершина», который состоит из школы и детских садов. Во время посещения этого комплекса Екатерина Старцева сделала для себя приятное открытие — иркутские школы лучше подмосковных:
— В Иркутске есть новые школы, которые по большинству критериев превосходят образовательные учреждения в Подмосковье. И таких у нас много — № 19, 33, 69, новые блоки школы № 64 и гимназии 25. И сами здания, и учебное оборудование, и даже дизайн помещений намного лучше.
Сейчас Екатерина Алексеевна осваивается в статусе директора лицея № 1, где работает с 27 сентября:
— Моя главная задача — создать такую атмосферу, такие условия, в которых будет комфортно всем: лицеистам, педагогам, родителям, деловым партнерам лицея.
Наверное, родители школьников помнят историю, когда в одном из образовательных учреждений города мальчика с хвостиком не пустили в класс и заставили весь день сидеть в кабинете психолога. Как будет действовать наша героиня, если в лицей придет ребенок с нестандартной прической?
— Если это стильно и современно, почему нет? С нестандартными прическами дети приходят из дома. Если родители допускают хвостики у мальчиков, то школа должна принять это. Конечно, за нетрадиционный внешний вид мы не можем отстранять ребенка от учебного процесса. Внешний вид ученика школы должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Задача родителей — обеспечить такой одеждой своего сына или дочь.
Екатерина Алексеевна разделяет мнение сторонников пятидневки:
— Количество информации, которую надо усвоить детям, увеличивается с каждым годом. Это большая нагрузка, и в конце года мы видим измотанных бледных учеников. Надо давать больше отдыха детям, у них появится больше времени, чтобы проводить его с семьей, с родителями, посещать музеи, театры, заниматься спортом. При грамотной организации пятидневной учебной недели качество образования не снизится, поэтому я поддерживаю идею перехода на такой режим обучения.
Елена Машкова
Фото из личного архива Екатерины Старцевой
Финалистка конкурса «Директор года России» Екатерина Старцева родилась в Ангарске в семье педагогов, училась в школе № 20 и до сих пор благодарна завучу Надежде Александровне Кузнецовой за очень теплое отношение к ученикам: «Она никогда не относилась к нам свысока, в каждом ребенке видела друга. Мы до сих пор общаемся с Надеждой Александровной, хотя она уже давно переехала в Санкт-Петербург. Я многому учусь у нее и благодарна, что такой человек есть в моей жизни»