Таможня Маньчжурии (КНР) способствовала ускорению взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). С января по июль 2025 года объем торговли между портом Маньчжурия и государствами-членами ШОС превысил 100 миллиардов юаней.
Порт Маньчжурия расположен на границе Китая, России и Монголии. Это ключевой пограничный порт, который объединяет автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозки. Он выполняет транспортные задачи в рамках торговых обменов с девятью государствами-членами ШОС и обладает уникальным географическим преимуществом в торговле между КНР Монголией и Российской Федерацией.
Согласно статистике, за первые семь месяцев этого года объем торговли через порт Маньчжурия с государствами-членами ШОС составил 122,11 миллиардов юаней. Это на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них импорт вырос на 25% до 40,71 миллиардов юаней, а экспорт увеличился на 1,9% до 81,4 миллиарда юаней. Эти данные показывают сильную тенденцию взаимовыгодного и беспроигрышного экономического и торгового сотрудничества в регионе Шанхайской организации сотрудничества.
- Категории импортируемых товаров охватывают многие сферы: энергетические ресурсы, промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Среди них постоянно растет объем импорта минеральных ресурсов, таких как металлическая руда, из России. Это эффективно обеспечивает внутренний спрос на сырьевые товары в Китае. Древесина из Беларуси и сельскохозяйственные продукты из Казахстана также регулярно поступают на рынок Китая через порт Маньчжурия. Это расширяет предложение продукции на нашем рынке, – сказал начальник второго отдела таможенного досмотра на станции Маньчжурия Ван Юань.
Для улучшения сотрудничества таможня Маньчжурии приняла ряд эффективных мер. Были внедрены система «запись на таможенное оформление + централизованный досмотр», что значительно облегчило услуги по таможенному оформлению. Ведомство оптимизировало процесс контроля и ввело проверку товаров сразу по прибытии, что позволило достичь «нулевой задержки» при досмотре и выпуске грузов.
Кроме того, созданы и усовершенствованы три механизма: обмен информацией, реагирование на чрезвычайные ситуации и всесторонний анализ с отчетностью. Открыты две линии обмена информацией – внутри и за пределами таких структур, как «Таможня + Железная дорога + участок» и «функциональный офис + таможня на месте + командный центр».
Установлены пороговые значения для раннего предупреждения о рисках застоя и перегрузки товаров на станции, а также разработаны меры и процедуры для их обработки.
Также усилен механизм взаимодействия с предприятиями. Эффективно решаются вопросы таможенного оформления с помощью проведения исследований и создания офисов на месте, а также тематической координации. Это способствует быстрому обмену данными манифестов поездов, оперативному распределению и транспортировке грузов.
Все эти меры содействуют модернизации и повышению качества обслуживания международных контейнерных поездов Китай – ЕС, а также упрощают торговые процедуры между государствами-членами ШОС.
В течение первых семи месяцев этого года таможня применила модель контроля «объединенная декларация для нескольких транспортных средств» и «объединенная проверка нескольких документов» для повышения эффективности оформления сыпучей металлической руды. Это позволило увеличить импорт металлической руды и рудных песков на 26,5% по сравнению с прошлым годом.
Также были укреплены и оптимизированы меры объединенной разрешающей проверки импортируемого угля, что повысило своевременность таможенного оформления угля на 56%. Значительно снизились затраты на хранение и плата за пользование вагонами для предприятий.
Все это способствует тому, что все больше компаний активно участвуют в торговом сотрудничестве со странами-членами ШОС и расширяют свою деятельность.
