В предпоследний день января на личных страницах Светланы Бекаревой в социальных сетях появился пост — дизайнер удивилась тому, что некоторые иркутянки запросто обращаются в Модный дом с предложениями одолжить кокошник для фотосессии или выхода на мероприятие в обмен на упоминание имени в тех же соцсетях. Кто-то хочет «поэпатировать публику», а кто-то видит себя в кокошнике в образе Русалки прямо в бассейне… Светлана Леонидовна посчитала необходимым объяснить, почему она отказывает интересанткам: «Это не просто реквизит из театральной костюмерной, это образец высшего мастерства прикладного искусства!» О том, как создавалась коллекция и кому модельер все же может доверить эти сложные произведения, Светлана Бекарева рассказала «Иркутску».
Модный дом Светланы Бекаревой открыт для всех на улице Карла Маркса, 32. Большие окна, строгое крыльцо, выдержанный интерьер — торжественно перерезать ленточку в день открытия 1 августа 2018 года в Иркутск прилетал модельер Вячеслав Зайцев, давний друг Светланы.
Сегодня в витрине — брючные костюмы от кутюр, а в новогодние праздники здесь красовались изящная елка в сине-белых тонах, хрустальные сосульки, керамический Дед Мороз и кокошник, который впору примерить самой Снегурочке. Уже несколько лет Модный дом украшает витрину к самой волшебной ночи года своими изделиями сказочной красоты — кокошники сверкают в свете уличных фонарей и фар проезжающих машин и никого не оставляют равнодушным. Возможно, именно этот блеск и привлек особенное внимание, а может, результатом стали прошедшие показы коллекции — так или иначе, старинные русские головные уборы, искусно исполненные швеями Модного дома, внезапно обрели совершенно бытовой спрос.
Но сначала расскажем об истории возникновения коллекции.
— Мой первый кокошник появился в 2016 году. Тогда я готовила осеннюю коллекцию на готическую тему, и называлась она «Версия». С ней мы участвовали в показе Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве, — вспоминает Светлана Леонидовна. — В конце подобных показов каждый автор должен поставить какую-то эффектную точку. Раньше было принято показывать самый впечатляющий наряд, свадебное платье, но потом эта тенденция отошла, и я стала думать, что это может быть.
В голову пришла идея сделать готическую Снегурочку! Коллекция была осенняя, и Снегурочка вполне вписывалась в контекст приближающегося Нового года — плюс оригинальность задумки.
— В коллекции было много вышивки, хрусталь, стекло, металл — в вышивках на платьях и в аксессуарах. В таком же духе исполнили платье Снегурочки, но встал вопрос — что будет на голове? И вот здесь впервые в моих работах возникает кокошник! — улыбается художник. — Понятно, что он должен быть классическим по форме, но с готическим наполнением — и мы его создали!
Модельер задумала исполнить старинный головной убор в новом прочтении: каркас изготовили из металлических прутьев, для удобной посадки на голове использовали мягкую основу, а гребень (выступающую высокую часть) обтянули тонкой черной кожей, художественную отделку выполнили из металлических молний, белого кружева, заклепок, белого жемчуга и черных бусин.
— Был момент во время репетиции, уже в Москве, я начала сомневаться в уместности готической Снегурочки на показе, даже сказала моделям, что мы не надеваем кокошник и вообще не показываем это платье, — делится Светлана Бекарева. — Мне стало казаться, что это неуместно, даже, может, смешно. Команда начала отстаивать Снегурочку, но мои сомнения никуда не исчезли, на этом и разошлись. И вот начался показ, наступила наша очередь, модели демонстрируют коллекцию, дело к концу. И вдруг смотрю — стоит Снегурочка в полной готовности и делает шаг на подиум!
Модельер только и успела, что ахнуть за кулисами и поднять глаза на экран, который транслирует проходы и реакцию гостей.
— Смотрю, зал замер, сосредоточился на модели — и я не понимаю, как это считывать! Снегурочка идет — подиум длинный, зал в оцепенении… Эти мгновения тянулись вечность! — рассказывает Светлана Леонидовна. — И вдруг люди закричали: «Браво!» Раздались аплодисменты, многие достали телефоны и фотоаппараты, начали снимать. У меня мурашки побежали по коже, и стало все ясно — я угадала!
В этот день она задумала создать коллекцию исторических головных уборов, но в измененном, гротескном масштабе.
— Я очень люблю вышивку, декор. Мы делали сумки, шляпки, ободки, браслеты — за годы накопили такой большой опыт, что мне нестрашно было браться за эту работу, была полностью уверена в наших силах! — отмечает Светлана Леонидовна.
А дальше художник-модельер погрузилась в изучение вопроса — в историю, фотографии, картины: кто носил, какие формы, как назывались элементы, как решался вопрос с исполнением.
— Мы работали над коллекцией около двух лет! Осторожно, один за другим, со скрупулезным подбором элементов, с поиском нужных материалов, форм мы создавали эти сложные и красивые уборы. Ленты, тесьма, кружева, металл, стекло, хрусталь, камни, бусины, — перечисляет художник, — все подбиралось дотошно, тонко, мы добивались полной гармонии материалов и цвета.
Презентация коллекции была намечена на Фестиваль русской культуры «Байкал», куда Светлану Бекареву пригласили с показом.
— Дефиле, свет, музыка, хореография — как это все совместить и подать, чтобы было зрелищно и уместно? Я утвердила музыку, провела кастинг, отобрала моделей, закрепила за каждой образы, а потом поняла, что мне нужны танцовщицы, которые создадут не просто проход, а полноценный сценический номер с учетом своих профессиональных возможностей! — объясняет Светлана Леонидовна. — На мою идею отозвался коллектив «Авантаж» — они легко меня поняли и сделали все просто идеально.
Шоу состоялось на стадионе «Труд» перед закрытием одного из дней фестиваля. И опять были неподдельный интерес, восторженные взгляды и сверкающая красота русских головных уборов.
— Потом нас приглашали на съемки новогодней программы для телеканала «АИСТ», мы показывали коллекцию на День города в Ангарске и так далее. Коллекция сформирована, она живет, мы ее очень любим и очень ею дорожим, — с гордостью говорит Светлана Леонидовна.
Сегодня в коллекции 11 кокошников, и это не предел — прямо сейчас в Модном доме готовят еще один экземпляр, а впереди новые задумки дизайнера.
Что такое современный кокошник от Светланы Бекаревой? Это полноценное «инженерное» сооружение с металлической основой, ребра жесткости обтянуты мягким, но легким материалом, а изнутри — что-то вроде шапки со шнуровкой, которая должна крепко, но безболезненно держаться на голове: все сделано так, чтобы модель могла жить в кокошнике, нести его, участвовать в шоу и не думать о неудобствах.
— Танец, движения, легкость — танцовщицы после первой же репетиции сказали, что изделия выполнены с максимально удобной посадкой, — рассказывает Светлана Леонидовна. — А еще они поделились такими ощущениями: кокошник заставляет держать себя по-королевски! Внушительный вес, высота, объем и сама красота изделия заставили их думать, что они несут на показ людям самое настоящее произведение искусства. И я нисколько не смущаюсь этих слов: сколько труда, эмоций вложено в коллекцию — это действительно больше чем головной убор.
В Модном доме объясняют, что в изготовлении кокошника важны каждая деталь и последовательность ее изготовления: например, на определенном этапе уже невозможно что-то заменить или добавить еще какой-то элемент декора — либо полный разбор изделия, либо оставлять в неизменном виде.
— А теперь представьте, что мне в личные сообщения приходят такие запросы: «Дайте мне, пожалуйста, кокошник на фотосессию, а я вас отмечу в метках». Честно говоря, для меня загадка, как такое людям приходит в голову, почему они думают, что мне это нужно, — удивляется Светлана Бекарева. — Ради рекламы? Но тут большой вопрос, кто кому делает рекламу.
Запросы на использование дизайнерских кокошников в личных целях поступают еженедельно. Всякий раз команда дизайнера и сама Светлана Леонидовна отвечают интересантам и очень тактично объясняют, почему это невозможно: «Это как минимум дорогая, ценная вещь. Это уникальные, очень сложные изделия — они расшиты стеклом, металлом, поделочными камнями в особенной, редкой технике, которой очень мало кто владеет. Кокошники декорированы дорогими тканями, тесьмой, кружевами. Все вместе — это произведения искусства, которые нельзя просто прийти и взять».
— К сожалению, какие бы я слова ни подбирала, люди обижаются на отказ. Удивительно, но как можно ждать согласия, когда кокошник, например, предполагается надевать для фотосессии в бассейне? — недоумевает Светлана Леонидовна. — А некоторым хочется просто «поэпатировать публику» на каком-то мероприятии, юбилее… Извините, но нет.
К слову, на сайте Светланы Бекаревой есть информация о том, что у соискателей существует возможность взять кокошник в аренду, однако цель должна оправдывать риски Модного дома.
— Есть определенные условия, на которых я могу доверить на несколько часов свое изделие третьим лицам. Иногда соглашаюсь на безвозмездное сотрудничество, если речь идет об интересных проектах для журналов, например. Мне интересны качественные, наполненные смыслом идеи — так, я предоставляла кокошники для съемок на льду Байкала московскому фотографу Дарье Булавиной и другим, — вспоминает Светлана Леонидовна. — После одной такой съемки фотография моделей в моих кокошниках была опубликована на обложке американского журнала — это приятно.
Сейчас все коллекционные кокошники находятся в запасниках Модного дома — они аккуратно прикрыты непроницаемой тканью и ждут своего следующего показа.
Ирина Покоева
Фото автора и из архива Светланы Бекаревой
При ближайшем рассмотрении кокошники от иркутского дизайнера Светланы Бекаревой легко можно принять за музейные экспонаты. Детализация, искусность исполнения, материалы и ткани — пожалуй, в таких кокошниках не отказались бы выйти в свет самые искушенные дамы XVIII–XIX веков
Прообразом этого головного убора стал кокошник работы мастериц Торопецкого уезда Псковской губернии. Он отличался от других стилем декорирования — жемчужные шишки символизировали плодородие. Только на изготовление шишек для этого кокошника в мастерской Модного дома Светланы Бекаревой потратили четыре месяца: «Внутри шишки — поролон, он обтянут эластичной тканью, на которую одна за одной особым способом крепятся бусины. Нам пришлось несколько раз начинать сначала, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов, спокойного сияния. Зато теперь мы видим безупречное роскошество»
Иркутский художник-модельер Светлана Бекарева: «У коллекции кокошников есть название. На русском — «Почтение времени», международное название — Time reverence. Всю коллекцию разом можно было наблюдать в музейных витринах в галерее «Собрание Спешилова». Кокошники совместили с коллекцией редких самоваров ко Дню России — это было очень красиво». У каждого кокошника из коллекции иркутского дизайнера Светланы Бекаревой есть свое название — они используются внутри Модного дома. Но зрители могут наделить каждый головной убор своими ассоциациями
Перед вами та самая готическая Снегурочка и самый первый кокошник от иркутского модельера. С этого выхода на подиум в Москве и началась коллекция эксклюзивных исторических головных уборов Модного дома Светланы Бекаревой
БРЕНД «СВЕТЛАНА БЕКАРЕВА»
Художник-модельер Светлана Бекарева в модельном бизнесе с 1994 года: она постоянный участник и лауреат российских и международных конкурсов. Внесена в Книгу рекордов Иркутской области как единственный fashion-дизайнер, приглашенный на бал графа Толстого в Лондоне с коллекцией вечерних платьев. Светлана Бекарева — постоянный участник главных событий российской и мировой моды, где представляет самобытную Сибирь. Коллекции мастера сочетают в себе особую роскошь и величие сибирского края, современную элегантность и высочайший уровень исполнения. Уникальным почерком дизайнера стала ручная вышивка сверхпрозрачным и искрящимся, как вода Байкала, стеклом, отделка металлом и аксессуары, подчеркивающие неповторимый стиль создаваемых образов.