Время не щадит ничего: ветшают не только деревянные здания, но и более монументальные памятники культурного наследия регионального и федерального значения. Однако установка городской власти Иркутска на сохранение архитектурной красоты, обогащенной историческим прошлым, шаг за шагом приближает наш город к значительным переменам. Администрация столицы Прибайкалья нашла вполне реальный способ решения проблемы с восстановлением памятников деревянного зодчества. Для этих целей в 2012 году было создано Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Сегодня в «Иркутске» — о том, как наш город сохраняет и восстанавливает свои исторические дома.
Как работает АРПИ? Агентство ищет инвесторов на конкурсной основе, на торгах разыгрывается право заключить договор с обязательствами по реставрации объекта культурного наследия за счет инвестора. Инвестор оплачивает выкупную стоимость объекта с земельным участком, а также затраты на проектирование, экспертизу и реставрацию. Здание переходит в собственность инвестора только после выполнения всех обязательств и ввода объекта в эксплуатацию.
АРПИ берет на себя все организационные вопросы, возникающие в ходе реализации проекта, что позволяет не только отреставрировать памятник за счет инвестора, но и обеспечить контроль за сроками и качеством выполнения работ. Опыт АРПИ признан на международном уровне. Сейчас агентство активно работает с административным ресурсом и подробно рассматривает ближайшие к центру территории в контексте комплексного развития, а также находит компромиссные варианты для привлечения бизнеса в исторические кварталы.
За все время работы АРПИ с 2012 года отреставрированы следующие объекты культурного наследия:
ул. Фурье, 5а;
ул. Фурье, 11;
ул. Лапина, 35;
ул. Лапина, 45;
ул. Горького, 34;
ул. Радищева, 5к;
ул. Седова, 64;
ул. Тимирязева, 5;
ул. Тимирязева, 40;
ул. Байкальская, 21;
ул. Байкальская, 25;
ул. Байкальская, 27;
ул. Софьи Перовской, 36;
ул. Декабрьских Событий, 17;
ул. Декабрьских Событий, 20б;
ул. Карла Либкнехта, 40;
ул. Подгорная, 16;
ул. Сурикова, 4;
ул. Кожова, 38;
пер. Черемховский, 2;
ул. Баррикад, 35;
ул. Карла Либкнехта, 18.
Каждое из этих зданий сохранило уникальную историю, что и позволило им занять свое место в списке объектов культурного наследия. Некоторые из них читатели «Иркутска» могут рассмотреть на снимках к этой публикации.
А сейчас на этапе реставрации у АРПИ находятся вот эти объекты:
ул. Сурикова, 9;
ул. Октябрьской Революции, 20б;
ул. Баррикад, 27;
ул. Баррикад, 35;
ул. Софьи Перовской, 20б;
ул. Гаврилова, 2;
ул. Кожова, 28;
ул. Желябова, 16;
ул. Фридриха Энгельса, 19;
ул. Декабристов, 15;
ул. Свердлова, 19;
ул. Подгорная, 22;
ул. Седова, 33.
Некоторые из этих зданий — в активной фазе реставрации, другие — только ждут инвестора, который был бы готов вложить в них свои силы, время и финансы. В еще не реконструированных домах сейчас сложно узнать величественные некогда усадьбы, но тем не менее и эти полуразрушенные строения хранят в себе историческую и культурную ценность и не должны быть уничтожены и преданы забвению окончательно.
За последние три года работы АРПИ ввело в эксплуатацию и передало инвесторам шесть объектов культурного наследия, четыре из которых находятся на этапе ввода в эксплуатацию. За 10 лет работы 34 объекта культурного наследия нашли инвесторов, которые взяли на себя обязательства по реставрации памятников. Из них 17 отреставрированы и переданы в собственность инвесторам, а 3 приведены в порядок за счет собственных средств АРПИ.
Несомненно, за эти годы в плане сохранения деревянного зодчества Иркутска было сделано немало, но тем не менее недостаточно. В городе еще есть над чем работать.
«В Иркутске огромное количество памятников архитектуры и средовой застройки. Из 1500 объектов культурного наследия более 700 — памятники деревянного зодчества. Реновация — один из действенных способов, когда вместо обветшалых домов — фактически трущоб — мы получаем объекты современной инфраструктуры. Это сложный процесс, трудоемкий, затратный», — убежден мэр Иркутска Руслан Болотов.
Изменения становятся заметны по-настоящему, когда дома реставрируют не по одному, а сразу поквартально. Это наглядно показал опыт 130-го квартала — гордости и достопримечательности Иркутска. Областному центру нужны новые подобные объекты.
При этом совершенно необязательно было бы отдавать целый квартал исключительно под коммерческие цели, как это произошло с 130-м кварталом. Администрация Иркутска и члены совета директоров АРПИ сходятся во мнении, что в областном центре можно было бы создать настоящую достопримечательность в виде целого жилого квартала, застроенного исключительно домами, наглядно демонстрирующими разнообразие и красоту деревянного зодчества Иркутска. А 106-й квартал (так называемый Декабристский квартал, находится в границах улиц Тимирязева, Декабрьских Событий, Фридриха Энгельса и Октябрьской Революции) может быть оформлен под историко-культурную зону.
Памятники архитектуры, дома, усадьбы, где сегодня проживают иркутяне, не имеют отопления, водоснабжения и канализации. В XXI веке в центре города люди все еще вынуждены пользоваться печным отоплением, дровяниками на улице, выгребными помойными ямами во дворах и уличными туалетами.
В связи с этим в первую очередь необходимо найти деньги на расселение аварийных домов, особенно там, где люди живут в многоквартирных памятниках.
А для того чтобы привлечь инвесторов, их нужно дополнительно стимулировать. К примеру, предоставить налоговые льготы, облегчить процедуру подключения к коммунальной инфраструктуре. Сделать это можно только при поддержке региона и используя соответствующие рычаги.
Мэр города Руслан Болотов отметил, что создать состоящий из объектов культурного наследия жилой квартал в Иркутске теоретически возможно, тем более что подобный опыт уже имеется в нашей области. Это историко-культурный центр «Тальцы», часть объектов в который перевозили из других территорий. В Иркутске достаточно много мест, где можно создать подобного рода аутентичное пространство, совместно собрав памятники культурного наследия. Как это ранее произошло при возведении 130-го квартала.
«Что такое объекты культурного наследия простыми словами? Это материализованная в объектах недвижимого имущества информация о зарождении и развитии культуры народа Российской Федерации, представляющая интерес с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства и других направлений человеческой деятельности. Именно материализованная информация, — считает Петр Елизаров, директор АРПИ. — И в настоящее время любой человек может вернуться в прошлое и буквально прикоснуться к истории своего народа. А ведь это важно. Это позволяет гражданам ощутить себя частью чего-то уникального, связанного общими традициями, культурой и языком. Я считаю, что это одна из основных точек в вопросе воспитания любви к Родине, без которой ни у какого народа нет шансов на будущее».
Со своей стороны, Иркутск старается сохранить деревянное наследие, которое неумолимо уничтожается под влиянием времени. Но даже приложив все усилия и выделив из бюджета столько средств на восстановление деревянного зодчества, сколько возможно, не обделив при этом остальные сферы, значительно преобразиться город сможет только через 10 лет. А ведь еще в XIX веке Иркутск славился купцами-меценатами, которые возводили здания, впоследствии становившиеся памятниками архитектуры регионального и федерального значения и служащие украшением города и по сей день.
Такая возможность есть и у современных бизнесменов. Проявив неравнодушие и восстановив памятники культурного наследия города, каждый может вписать свое имя в историю Иркутска как неравнодушный, щедрый и достойный предприниматель.
Людмила Измайлова, по материалам irkutskmedia.ru
Фото из архива «Иркутска», Валентина Карпова, irkutskmedia.ru
Руслан Болотов, мэр Иркутска: «Когда дома восстанавливаются подобным образом, это, несомненно, влияет на общий вид города, воссоздает его особую атмосферу. И жители, и гости Иркутска начинают воспринимать исторические здания иначе, могут оценить это по-настоящему уникальное культурное наследие. Мы продолжим поддерживать инвесторов, которые готовы участвовать в сохранении архитектурного облика столицы Прибайкалья»
На фото справа — дом на улице Баррикад, 35 в Иркутске после «вмешательства» АРПИ (Агентства развития памятников Иркутска). Историческое название — «Доходный дом в усадьбе В. Е. Лукашевич», построен в 1890-е годы. В 2009-м историк Алексей Гаращенко выяснил, что с 1916-го по 1920-й в доме предположительно проживала семья ссыльного врача, а впоследствии депутата городской думы Иркутска от большевиков и дважды Героя Социалистического Труда, профессора Федора Николаевича Петрова. Здание было передано АРПИ в 2015 году, оно находилось в аварийном состоянии после пожара. В 2020-м получено разрешение на восстановление. Благодаря наличию архивных фотографий удалось воссоздать исторический облик дома (на фото слева — так дом выглядел до восстановления)
Дом благотворительного общества «Утоли моя печали» (Фурье, 11) построен в конце XIX века. На первом этаже здания располагалась столовая для бедных, второй этаж был занят учреждениями благотворительного общества. В 1924 году благотворительное общество выселили, а дом перевели в жилой фонд. Люди жили тут до 2010-го, когда обветшавший особняк начали расселять. Тогда считалось, что дом исторической ценности не представляет, а потому подлежит сносу. После двух пожаров в 2011 году это казалось самым логичным финалом для бывшего дома общества «Утоли моя печали». Но здание попало в список вновь выявленных объектов культурного наследия, и АРПИ вплотную занялось его судьбой
А на этом объекте Агентству развития памятников Иркутска еще предстоит приложить усилия к восстановлению: на снимке — здание, где в 1915 году находилась подпольная типография большевистской организации «Союз сибирских рабочих» (Свердлова, 19). С конца 1870-х годов усадьба принадлежала иркутскому второй гильдии купцу, гласному Иркутской городской думы, попечителю сиропитательного дома и банка Елизаветы Медведниковой Ивану Васильевичу Самсонову. Когда весь квартал выгорел в пожаре 1879 года, сохранилась только эта усадьба. Ее спасло то, что, в отличие от соседних деревянных строений, она была выполнена из камня
Усадьба протоиерея Шастина (Лапина, 45) — один из объектов, восстановленных Агентством развития памятников Иркутска, был построен в 1880 году. Владельцем участка с 1892 года был протоиерей Благовещенской церкви Иннокентий Шастин, прослуживший в священническом чине 50 лет. Именно здесь протоиерей прожил до самой смерти в 1910 году, после чего усадьба перешла по наследству его родственникам. В 1931-м здание было муниципализировано и передано в ведение Комжилтреста. В 1980-е годы использовалось под жилье
Усадьба Жарникова на улице Горького, 34. Строителем и первовладельцем этого особняка был купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Иркутска, гласный Иркутской городской думы, городской голова Василий Васильевич Жарников. До 2012 года в бывшей усадьбе Жарникова располагался детский сад. Сейчас в здании находится Генеральное консульство Китайской Народной Республики в Иркутске
В этом доме на улице Декабрьских Событий, 20б в конце XIX века поселилась семья Камовых, выходец которой Николай Камов стал одним из самых известных в мире авиаконструкторов, создателем знаменитых вертолетов марки Ка. Николай Ильич провел в этой усадьбе свои детство и юность с 1902 по 1918 год. Кстати, совсем недавно — 5 июля на улице Ленина, недалеко от Дворца спорта, состоялось открытие скульптурной композиции, посвященной нашим землякам, знаменитым на весь мир авиаконструкторам — Николаю Камову и Михаилу Милю