Широк человек, не надо его сужать... К 200-летию Достоевского в Иркутске пройдут творческие встречи
Культура
Газета «Иркутск» #45 (1032) от 26 ноября 2021
image
None

Финал 2021 года в России проходит под знаком празднования 200-летия со дня рождения Федора Достоевского. Иркутск воздает дань таланту писателя, публициста и философа творческими встречами «Достоевский. Театр. XXI век». С 1 по 5 декабря в городе будут представлены семь спектаклей по мотивам произведений классика. Основные события состоятся на площадке Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Обозреватель нашего еженедельника встретилась с актером драмтеатра, исполнителем главных ролей в постановках «Брат Иван» и «Игрок» Василием Коневым, чтобы поговорить о том, почему произведения Федора Достоевского до сих пор волнуют читателей и зрителей.

— Феномен Достоевского — самого читаемого в мире русского классика лично для меня необъясним. Это сложная литература, где никогда нет «хеппи-энда», где бесконечная рефлексия доводит людей иногда до самоубийства, толкает на чудовищные преступления. В чем секрет?

— Есть такое условное деление читателей на любителей творчества Достоевского и Толстого, и вроде как они по отношению друг к другу обязательно антагонисты. Я сейчас принадлежу к почитателям Льва Николаевича Толстого. Очевидно, на каком-то этапе моей жизни было слишком много Достоевского. И при всех достоинствах писательского дарования Федора Михайловича со временем болезненная атмосфера, в которой существуют его персонажи, начинает вызывать отторжение. Мир Толстого не менее сложен, но в нем есть место любви, он более теплый и гармоничный.

Секрет мирового признания Достоевского, я думаю, можно объяснить тем, что персонажи его книг живут вне границ времени и пространства. Человека всюду и всегда обуревают одни и те же страсти. Вопросы, которые ставит писатель, о Боге, смысле бытия, поиске своего «я», из разряда вечных. При этом он, помещая героя в самые экстремальные жизненные условия, мастерски удерживает читательский интерес. И конечно, Достоевский — пророк. О том, куда приведет нас желание обрести статус сверхчеловека, изгнав Бога из своей души и преступив черту вседозволенности, Федор Михайлович предупреждал за много десятилетий до начала самых разрушительных в истории войн. Идеи Достоевского дали развитие целым направлениям в литературе и философии: Фридрих Ницше, французские экзистенциалисты — Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, даже корни абсурда можно найти в его произведениях. Читаешь и ловишь себя на мысли — это будущие Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский… И сегодня творчество Достоевского не утратило своей актуальности, поскольку за двести лет природа человека не изменилась.

— Вы играете Ивана Карамазова в постановке Дмитрия Акимова «Брат Иван». Ваш герой спрашивает: «Почему наш мир так несовершенен, почему всесильный Бог допускает, чтобы в нем страдали невинные дети?» Многие задают себе этот вопрос и сегодня. Достаточно просто посмотреть сюжеты, где родители тяжелобольных малышей, которым не хватает денег на лечение, просят о помощи. Каково ваше личное отношение к позиции своего героя?

— Иван не из-за атеистических убеждений, а из-за внутреннего протеста не хочет принимать наш мир. Он говорит брату Алексею: «Я не Бога не принимаю, я мира Божьего не принимаю». Путь Ивана Карамазова — это путь рассудочного гуманиста, который не желает мириться с существующим порядком вещей. Но в отличие от «сердечного» гуманиста Алеши, он считает, что устройство мира всеобщего благоденствия возможно не через любовь к ближнему, а благодаря разуму. Иван — апологет тоталитаризма, когда закон устанавливается человеком, по сути диктатором — «великим инквизитором», а не Богом. Сам Достоевский тоже не мог мириться с существующим мироустройством. Он, как известно, в молодые годы входил в кружок петрашевцев, был арестован, приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили на каторгу. Эволюция его личности тоже проходила через этап рассудочного гуманизма. Но он завершился развенчиванием идеи сверхчеловека, который «право имеет» преступить закон, данный Богом, и под знаком строительства нового мира установить собственный миропорядок.

Иван Карамазов — это такая обновленная версия Раскольникова. Герой «Преступления и наказания» убивает сам, а Иван идет дальше — он убивает родного отца руками сводного брата. Пусть и опосредованно. Но итог все равно один — испепеляющее рассудок чувство вины. Для Достоевского нет иного пути, кроме как сдерживать своего «внутреннего зверя» силой совести, с помощью данного свыше нравственного закона — «не убий».

Из всех четырех братьев Карамазовых, я думаю, Иван наиболее интересен. Его неуспокоенность, неоднозначность, сложная внутренняя борьба дают большое пространство для творчества.

— Второй спектакль с вашим участием, который можно будет увидеть во время творческих встреч — это «Игрок» в постановке Геннадия Шапошникова. Глядя на главного героя — Алексея Ивановича с его пагубной страстью к игре, на разорившегося генерала, на московскую барыню, проигравшую в казино целое состояние, хочется, следуя логике Мити Карамазова, сузить человека…

— Спектакль «Игрок» — это довольно свободная интерпретация романа Достоевского. История изложена очень фрагментарно. Но авторский замысел в значительной мере, конечно, сохранен. Алексей Иванович — главный герой «Игрока», как и Дмитрий Карамазов — это воплощение человеческих страстей, которым чувство меры неведомо. Но как раз в сильной приверженности какой-то страсти и усматривается узость, ограниченность личности. Федор Михайлович, сам страдая от пагубного стремления к азартным играм, это понимал и много раз клялся, что не будет играть. По итогу этой борьбы последние десять лет жизни он не притрагивался к рулетке.

По поводу тезиса «широк человек… я бы сузил», то я, наоборот, за то, чтобы вокруг было как можно больше масштабных личностей, их сегодня как раз не хватает. Наше цифровое время, как никакое другое, «сужает» человека. Вы сегодня, как мне кажется, уже не найдете людей такого масштаба, как, например, сто лет назад — в Серебряном веке. Их просто нет.

— Театр, на ваш взгляд, помогает современному зрителю расширить границы собственного «я»?

— В идеале театр должен на чувственном уровне открывать зрителю территорию истины. Именно на чувственном, а не рассудочном. По моему убеждению, театр интересен, когда он создает новую реальность, конструирует ее, а не отражает уже существующую. Слепо копируя реальность на сцене, мы рискуем растиражировать ее в обществе. Широко известна история, как после выхода романа Гете «Страдания юного Вертера» по Европе прокатилась волна самоубийств. Мне видится, что на сцене сейчас много бытового копирования негативной реальности. И это никак не способствует душевной работе, внутреннему осознанию личности. На мой взгляд, театру, да и искусству в целом, сегодня не хватает такого материала, который говорил бы человеку о счастье, о любви, о доброте.

— Вы не так давно окончили режиссерский факультет театрального института имени Бориса Щукина. Продолжите работать в Иркутске?

— Я родом из Новосибирска, но давно живу в Иркутске. Здесь окончил театральное училище, сейчас преподаю там на втором курсе и служу в драмтеатре. Иркутск люблю за людей, Байкал и архитектуру. Это такой маленький Питер. Я не планирую уезжать. В перспективе, чтобы быть более самостоятельным в воплощении художественных замыслов, хотел бы открыть здесь свой театр. Мой учитель, который вел режиссуру в «Щуке» — Юрий Николаевич Погребничко, создал в центре Москвы такой небольшой театр, у которого есть свой зритель. Когда я прихожу туда на спектакли, со мной что-то случается, как будто сердце открывается! Мечтаю о таком театре в Иркутске.

Нина Воронина

Фото Романа Кириченко  и Алексея Сулимова

Спектакль «Игрок» — довольно свободная интерпретация романа Достоевского. Но главный герой Алексей Иванович (Василий Конев) все равно остается воплощением ни в чем не знающей меры человеческой страсти (В роли Полины — артистка Екатерина Константинова)

Постановка «Брат Иван» — философское рассуждение о месте Бога в жизни человека. Главный герой Иван Карамазов (Василий Конев) верит, что мир Божий, где царят страдание и несправедливость, можно упорядочить по своему разумению (В роли Черта – актер Алексей Орлов (I)

Спектакль "Брат Иван", в роли Федора Карамазова заслуженный артист России Александр Булдаков, в роли Ивана артист Василий Конев

«ДОСТОЕВСКИЙ. ТЕАТР. XXI ВЕК»

В программу творческих встреч, посвященных 200-летию Ф. М. Достоевского, вошли три постановки Иркутского драмтеатра – «Брат Иван», «Идиот» и «Игрок», а также спектакли «Мальчики» Иркутского ТЮЗа и «Дядюшкин сон» Театра кукол «Аистенок». Зрители получат возможность увидеть и столичные постановки – «Сон смешного человека» Театра «У Никитских ворот» и «Кроткая» Независимого театра «Комната 4». Кроме этого, в Иркутском драмтеатре пройдут лекции о творчестве писателя и конкурс художественного слова, организованный совместно с ИГУ.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg