None
На прошлой неделе стипендиями мэра Иркутска наградили 55 воспитанников детских художественных, музыкальных школ и школ искусств. Такие награды присуждаются не только в области культуры, но и в других сферах. Ежегодно десятки школьников и студентов Иркутска получают приятные поощрения за свои научные, общественные, спортивные достижения. А как же складывается судьба этих ребят потом? Покорять столицу уезжают далеко не все — многие остаются здесь развивать науку, бизнес, культуру. Мы встретились с одной из стипендиаток прошлых лет Светланой Вербоватой и узнали, почему она отказалась от карьеры в Москве и как стала предпринимателем в родном городе.
«Я счастливый человек: я работаю по профессии»
Несколько лет назад на торжественном вручении стипендий мэра мы сразу заприметили эту яркую брюнетку, в то время еще студентку нашего знаменитого политеха (ИРНИТУ). Сегодня перед нами уже замужняя девушка, владелица ресторана, будущая мама.
— Тогда я училась в ИРНИТУ на факультете «Бизнес и управление», мы были первым пробным набором на специальность «Управление проектами» — это как раз то, чем я сейчас занимаюсь. Так что я счастливый человек, который работает по профессии, — улыбается Светлана.
В своей школе № 31 Света была заводилой в хорошем смысле слова, поэтому при выборе вуза решила поступить именно туда, где кипит студенческая жизнь. Добровольно став профоргом группы, а затем и всего курса, Света окунулась в свою родную стихию — в организацию различных интересных мероприятий. Через год она уже возглавляла культурно-массовую комиссию студенческого профкома вуза, а это, образно говоря, потолок в общественной деятельности университета. Между прочим, все это не помешало ей окончить университет с красным дипломом.
За годы студенчества Светлана Вербоватая сделала себе имя в молодежной среде и обросла хорошими связями — у нее хорошие знакомства в Росмолодежи. Она принимала самое активное участие в подготовке и проведении гражданско-патриотического форума «Россия — наш дом» и всероссийской школы личностного роста и развития студенческого самоуправления «Прогресс». По сути, перед ней были открыты многие двери в Москве.
— Да, меня пригласили в столицу на хорошую должность с достойной зарплатой и предоставлением квартиры, — вспоминает Светлана. — Я успешно прошла два собеседования, и на третьем оставалось только озвучить дату переезда. Но что-то внутри меня щелкнуло, и я поняла: не мое. Я остаюсь.
Маркетолог с четырех лет
В Светиной семье до сих пор ходит байка о том, как еще в четыре года она решила стать маркетологом. К ее маме зашла соседка и спросила: «Я тут рыбу купила, а в ней икра, что с ней делать?» И тут из-за угла выруливает маленькая Света и со знанием дела заявляет: «Рыбу вскрываете, икру достаете, в баночку складываете, солью присыпаете и идете на рынок продавать». Родители Светы — оба люди военные, отнюдь не коммерсанты — в тот момент только подивились предпринимательской жилке дочери.
Свое первое небольшое дело Вербоватая открыла еще в студенческие времена:
— Мы с другом стали выпускать толстовки с патриотичными надписями Irkutsk, Irkutsk Original. Заказывали их в Белгороде, делали печать, распространяли среди туристов и студентов. Потом передали этот бренд университету, он до сих пор существует, — рассказывает Света.
После окончания вуза Вербоватая сразу устроилась маркетологом в крупную сеть салонов красоты. Работы было много и притом разной: от выстраивания стратегии до общения с людьми. «Голова взрывалась, но мне нравилось», — смеется девушка.
А через два года Света познакомилась со своим будущим мужем Ярославом. К тому времени он успел получить высшее образование в Петербурге, вернуться по зову сердца в Иркутск и открыть здесь бургерную — тогда в городе существовало только одно подобное заведение.
— У Ярослава тогда еще не было опыта работы в общепите. Конечно, было наделано много ошибок. Я стала потихоньку подключаться к проекту и в какой-то момент поняла, что я, как маркетолог, нужна целиком здесь. Оставила салон красоты и посвятила себя семейному бизнесу. Честно говоря, дела шли не очень успешно, — делится Света. — В какой-то момент нам пришлось уволить всю команду и остаться вдвоем: Ярослав — на кухне, я — за баром.
Сибирская фьюжен-кухня
Постепенно ситуация выровнялась, ребята заново набрали штат и задумались о смене концепции заведения.
— Мы обнаружили корень проблемы: нас позиционируют как тусовочное место, поэтому в выходные — аншлаг, а по будням — затишье. Мы решили бороться с этим мифом: улучшили продукт под взрослую аудиторию, стали сами делать булочки для бургеров, тщательно прорабатывать поставщиков мяса, вводить новые позиции меню.
И вот гость, как говорится, наконец пошел. В какой-то момент даже посадочных мест на бизнес-ланче стало не хватать, а столики по выходным приходилось бронировать заранее. Так встал вопрос о расширении и переезде… В новом помещении, находящемся буквально в 150 метрах от прежнего, теперь можно расположить до 70 гостей — для сравнения, раньше было только пять столов.
— Мы поняли, что переросли формат бургерной, и из 17 видов оставили только три. Осознали, что хотим расширять меню, делать хороший сервис, предлагать не просто вкусную еду, а «эмоцию», — объясняет девушка. — Это называется ресторан-впечатление — когда ты не просто славно поел, а насладился обстановкой, удивился, вдохновился. Так мы начали создавать сибирскую фьюжен-кухню.
Сибирская, потому что здесь подают блюда с использованием местной рыбы и мяса, настойки на эндемичных травах (сагаан-дали, тимьян, чабрец). Фьюжен, потому что классические способы приготовления сочетаются с новыми.
— Например, используется метод су-вид — когда вакуумируешь продукт и томишь в воде при определенной температуре. Так, например, получается нежнейшая утиная ножка, — делится секретами Светлана. — В нашем меню скоро появится настойка по рецепту моего дедушки. Ему 90 лет, из которых 40 он готовит собственный напиток на травах. На нашей свадьбе он предложил эту настойку всем гостям, а приглашено было около сотни человек.
Светлана уверена, что успешный бизнес можно развивать и в регионах, тем более что местные власти оказывают поддержку. Новое заведение им удалось открыть в том числе за счет муниципального фонда микрокредитования, который выдает молодым предпринимателям ссуду всего под 10%.
— Оглядываясь назад, могу сказать одно — нисколько не жалею, что осталась здесь, — признается Света. — У Иркутска большой потенциал с точки зрения туризма. Продукты, культура, энергия, эмоция — все это у нас уже есть. Осталось лишь сделать качественный сервис.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: