None
Людмила Низовцева — женщина с глазами и улыбкой, которые могут быть только у самой любящей мамы, — искренне недоумевает, почему именно она должна стать героиней журналистского материала. Примером для других себя не считает, говорит, что есть семьи, которыми действительно нужно восхищаться. «Я же самая обыкновенная женщина, построила свое счастье и живу», — смеется Людмила. За все время нашего разговора наедине мы остаемся максимум на пару минут: то и дело к ней с объятиями подбегает то один, то другой ребенок, чтобы получить свою порцию материнского тепла.
«Всегда хотелось кому-то помочь»
Семья Людмилы Низовцевой в этом году завоевала титул лучшей приемной семьи Иркутска. Сейчас женщина воспитывает восьмерых детей, еще двое взрослые — 31-летний Руслан, сам уже отец, и 19-летняя Даша, которая учится в Братске на воспитателя. Именно она и стала первым ребенком, которого Людмила забрала в семью из детского дома.
— Я у родителей была одна, мне всегда было скучно, всегда хотелось братика или сестренку. А потом, когда я стала взрослой, я мечтала о дочке и была уверена, что усыновлю хотя бы одного ребенка из детского дома, — рассказывает она.
Практически все дети оказывались в семье Низовцевых уже достаточно большими. Хотя Даше, Сереже и Диме было по три года, когда Людмила стала для них мамой.
— Как ребенка находишь? Случайно увидел, сердце кольнуло — и все, мир перевернулся и тебе больше никого не надо, ни есть, ни пить не можешь, ни дышать, пока этот ребенок не будет с тобой, — рассказывает она. — Это как рождение. Не знаю, что случается в этот момент, видимо, от Бога зависит, что вот он, этот ребенок, — твой, и все.
Сейчас на воспитании Людмилы — сплошь школьники. Кристине 16 лет, Люде 11, родная 10-летняя Соня и ее одногодка Сережа учатся вместе, Дима на год младше. А этим летом в семье случилось пополнение: из Ангарского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Людмила Геннадиевна взяла сразу троих ребят — 14-летнего Никиту, 13-летнюю Юлю и их семилетнюю сестренку Алину. Говорит, как только их увидела, сразу поняла, что эти дети — ее.
— Уж не знаю, понравилась ли я им сразу или нет. Понравилась? — спрашивает, смеясь, Людмила, а дети с тут же просиявшими глазами отвечают: «Да!».
Горой друг за друга
С другими ребятами в семье Никита, Юля и Алина сдружились сразу. Конфликты если и возникают, то быстро сходят на нет. Да и вообще здесь все друг за друга горой. Например, 11-летняя Люда защищает от обидчиков младшую Соню. История любого ребенка, оставшегося без родителей, наполнена горечью. А история Люды горька вдвойне. После того как девочка оказалась в детском доме, ее оттуда под опеку забрал собственный дедушка, но спустя некоторое время вернул внучку обратно.
— С возвратными детьми, конечно, сложнее. Когда ребенок попадает в детский дом, он испытывает эмоциональную травму, а когда новые родители его возвращают, это бьет сильнее. Ребенок потом долгое время никому не верит, просто живет и думает: вот сейчас что-то произойдет, и он поедет назад в детский дом, — говорит многодетная мама и тут же добавляет: «У нас не поедет, у нас предателей не любят».
У Люды характер мальчишеский, она любит баскетбол, за себя и других постоять может. Но когда девочка попала в семью Низовцевых, мама в первую очередь купила ей очень красивое красное пальто и розовое платье. Сейчас она, как и все девчонки, любит наряжаться, играет в куклы. Людмила Низовцева отмечает, что если в семью покупают игрушки, то каждому из детей, даже взрослым — пусть играют и таким образом восполняют упущенные когда-то этапы взросления.
— Я всех своих детей вне зависимости от возраста нянчила. У них должна быть возможность наиграться в игрушки или, например, послушать колыбельную на ночь. Потому что, если чего-то не хватает такого, это потом накладывает отпечаток на взрослую жизнь, — объясняет моя собеседница.
Она не скрывает, что у детей из социальных учреждений поначалу есть определенные сложности в быту. Например, нет ничего удивительного, когда электрический чайник оказывается на плите. Но немного усилий, и вот уже дома организовываются дежурства — кто посуду моет, кто собаку выгуливает, кто гладит выстиранное белье. Иногда, конечно, инициатива сходит на нет — и ребятню надо подгонять. Но в какой семье по-другому?
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Дети у Людмилы все как на подбор талантливые. У каждого из них, включая младшую Алину-певицу, множество наград за спортивные и творческие достижения. У Никиты, например, есть что-то вроде «Оскара» за роль сына короля в спектакле, в котором он играл вместе с сестрой Юлей. Юля, кстати, и сама раньше пела и танцевала, но сейчас больше времени уделяет учебе. Танцы были в жизни и Сони, и Димы, и Сережи, и Кристины. На конкурсе «Почетная семья» у Низовцевых был самый большой стенд с медалями и дипломами.
— Без дополнительного образования вообще никак. Потому что иначе куда они пойдут? Они пойдут на улицу, поэтому надо, чтобы дети были заняты от и до, — считает их мама.
Правда, сейчас с секциями у семьи не очень сложилось: все учатся в разное время, день расписан буквально по минутам, и состыковать дополнительные занятия не вышло. Но скоро ситуация изменится. С января дети пойдут в иркутский образовательный центр «Точка будущего», где с утра ведутся все уроки, а во второй половине дня предусмотрена внеурочная деятельность. На территории комплекса предусмотрены отдельные дома для многодетных и приемных семей, куда переедут и Низовцевы. Свое будущее жилище они уже оценили и остались довольны.
Впрочем, временное отсутствие кружков с лихвой компенсирует сама Людмила. Женщина умеет и шить, и вязать, и рисовать — своим опытом делится и с детьми. «Все могу», — говорит она. Сейчас иркутянка, кстати, работает художником по декоративной штукатурке, создает картины на заказ. Дети тоже умеют работать в этой технике, а Соня к тому же мечтает стать художником — как и мама.
А на днях вместе с младшим сыном они собрали новый шкаф. Диме нравится не просто помогать маме, подавая детали, но и самостоятельно закручивать шурупы — сразу видно, что в семье растет маленький мужчина. И профессия, которую он выбрал, тоже поистине мужская. В будущем Дима хочет стать летчиком.
— По характеру они все разные. Меня все спрашивают, как удается управляться с таким большим количеством детей, а я отвечаю: «Ну как, вместо трех-пяти котлет жарю десять на двух сковородках». Привыкаешь уже экономить время, сразу делаешь по два блюда, например, — рассказывает Людмила.
Большая ответственность
Такие семьи, как у Людмилы Низовцевой, в Иркутске не оставляют без внимания. У приемных родителей всегда есть возможность пообщаться друг с другом, поделиться опытом или получить полезный совет. Очень помогают и психологические тренинги, которые организовывают как различные благотворительные фонды, так и органы соцзащиты. Сотрудники опеки, кстати, всегда готовы оказать поддержку, подчеркивает Людмила.
— Бывает так, что у приемных родителей нет контакта с детьми, и они уже готовы вернуть их в соцучреждение. Тогда соцзащита приходит на помощь. В ее структуре есть служба сопровождения. Психологи работают с семьей, выясняют причину конфликта, помогают преодолеть его, — подчеркивает Людмила Низовцева. — Ответственность у нас большая, поэтому я за контроль со стороны государства. Если у нас все хорошо, так чего мне бояться? Если ты не готов к воспитанию приемного ребенка, не можешь расставить приоритеты, лучше вообще не браться за это. Приемная семья ведь нужна, чтобы дети выросли достойными, уважаемыми людьми, у которых было бы будущее.
Людмила Низовцева в этой системе находится с 2003 года, когда взяла на попечение старшую дочку Дарью. За прошедшие 16 лет, говорит она, отношение в обществе к приемным и многодетным семьям постепенно меняется во многом благодаря поддержке государства. Да к тому же сейчас, чтобы стать приемными родителями, нужно собрать много документов, пройти обучение на специальных курсах, многочисленные проверки. Все это способствует повышению уровня ответственности и осознанности приемных родителей.
Главный рецепт счастья
«Мои дети самые лучшие» — эта фраза лейтмотивом проходит через весь наш разговор о буднях семьи Низовцевых. Любовь Людмилы к ее детям не заметить невозможно, она сквозит даже в строгих замечаниях, которые женщина время от времени делает своим сорванцам. Она с гордостью рассказывает о достижениях ребят, и сомневаться не приходится, что в материнстве она обрела свое истинное предназначение. И Людмила подтверждает: без детей совсем не может.
— Самое главное в семье — поддержка друг друга, и нужно просто любить. Для меня самое страшное — одиночество. Если кого-то из детей не хватает, мне кажется, что в доме становится пусто, — говорит Людмила.
Во главу угла в воспитании она ставит принцип семейственности, своим детям всячески демонстрирует, что они ее часть, несмотря ни на что. Но и с родными семьями ребят связь порывать не заставляет.
— Надо поддерживать родственные связи, пусть лучше они будут, потому что это тоже родные люди. Отрывать от них детей нельзя, они же скучают. Многие из тех, кто воспитывался в приемных семьях, когда вырастают, начинают искать своих родителей, а это же тоже травма. А любая травма оставляет след во взрослой жизни, — объясняет свою позицию Людмила.
Мама восьмерых детей не загадывает, что будет дальше, появится ли у нее еще один ребенок. Но сил и энергии, судя по всему, у нее еще много: шутка ли, каждый день нужно всех накормить, собрать в школу, проверить уроки, да еще и погулять всей гурьбой. На первый взгляд тяжело, но не сходящая с губ Людмилы улыбка невольно заставляет верить в то, что дети — ее источник вдохновения и способности дышать полной грудью. А те в свою очередь отвечают ей взаимностью, и этого тоже не скрыть. Мамой Людмилу все они начинали называть на второй-третий день пребывания в семье.
— Они меня очень многому учат, я живу интересно. Разве в свои годы пошла бы на детский спектакль? А там получаешь такое удовольствие. Разве я поехала бы в парк гулять? А там тоже так здорово! Разве пошла бы в кино на какой-то фильм, который детям интересен? А я смотрю. Теперь хочу в спортзал записаться, чтобы они мной гордились. Потом многодетная семья организует: всех надо собрать, увезти, привезти, накормить, одеть, проверить уроки. Ведь самое главное в семье — это просто любить, тогда и справишься со всем, — говорит Людмила.
Спонсор рубрики "Семейные ценности" - ООО "Саянский бройлер"
Поделиться в соцсетях: