Только в этом году бензин уже дважды резко вырос в цене: в январе, сразу после новогодних праздников, репортерская группа «Иркутска» заехала на заправку и обнаружила, что АИ 92 подорожал на полтора рубля за литр (44 руб. против 42,5 на декабрь 2020 года). Затем в марте мы провели мониторинг цен на АЗС Иркутска и обнаружили, что среднестатический А 92 на среднестатической городской заправке обходился автовладельцам уже в 45 рублей за литр: опять рост примерно на 1 рубль. К началу лета цена на топливо двигалась уже не скачками, а постепенно, прирастая копейками, а не рублями. Тем не менее к середине лета мы пришли с ценой 46,5 рубля за литр АИ 92 (это цена по факту, Росстат, например, дает среднюю в 45,89 руб.).
Эксперты рынка ГСМ по-разному объясняют происходящее. И обычным ежегодным ростом цен на 5–7 % (и это без учета инфляции). И падением потребительского спроса в связи с карантинами 2020 года (а владельцам АЗС нужно вернуть упущенную выгоду, чтобы платить зарплату). И ростом оптовых цен на бензин (они повышаются с начала зимы, потому что растет цена на нефть). Но нам-то, обычным горожанам, совершенно не легче от того, как знатоки топливно-финансового мира объясняют очередное подорожание. Мы просто вздыхаем и платим, подсчитывая, насколько уменьшается бюджет семьи.
А на этой неделе сотрудники Федеральной службы государственной статистики опубликовали результаты мониторинга роста цен на бензин в июле. Ситуация удручающая: Иркутск стал одним из негативных лидеров по этому параметру в стране. В Сибирском федеральном округе наш город занимает первое место по стоимости литра топлива. Дороже, чем в Иркутске, бензин и дизель стоят только в южных регионах России, на Дальнем Востоке и в труднодоступных северных районах.
В связи с этим мэр Иркутска Руслан Болотов обратился с письмом к председателю правительства Иркутской области Константину Зайцеву с просьбой «в ближайшее время организовать совещание и совместно выработать меры по недопущению дальнейшего роста цен».
«Ко мне поступает большое количество обращений от горожан в связи со значительным ростом цен на бензин и дизельное топливо. Очевидно, что повышение стоимости топлива влечет за собой рост цен на товары и услуги, а значит, негативно повлияет на бюджет многих иркутских семей», — Руслан Болотов убежден, что нельзя просто сидеть и ждать, пока рост цен на топливо ударит по и так похудевшим за время пандемии кошелькам горожан.
Илья Спирин
Фото автора
P. S. Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев на встрече с губернатором Игорем Кобзевым заявил: с учетом складывающейся ситуации в регионе регулятор готов во взаимодействии с региональной властью обсудить комплекс мер, направленных на стабилизацию цен на ГСМ в области.