Улица Кожова — крупная артерия города, соединяющая Октябрьский и Правобережный округа. Автомобилисты пересекают ее, когда едут по улице 3 Июля в сторону Академического моста, а пешеходы гуляют по ней, если хотят попасть в 130-й квартал или на набережную. Ремонт улицы Кожова, который проводят в этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», — важное событие для города. На прошлой неделе ход работ на участке от Советской до 3 Июля проверил мэр Иркутска Руслан Болотов. Репортеры «Иркутска», которые ездили вместе с ним, убедились в очередной раз, насколько эффективны эти «уличные совещания» мэра: прямо на месте глава города выявил массу недочетов и потребовал их исправить.
Бесконечный поток машин на Кожова — явление привычное, однако ремонтные работы здесь не прекращаются. Уже демонтировали старый асфальт, обустроили основания тротуаров и установили дорожные бортовые камни. На момент визита проверяющей комиссии рабочие занимались установкой подпорной стенки из коробчатых габионов (это сетка из проволоки заданной формы, наполненная крупным гравием. — Прим. авт.), причем сделали ее уже на девяносто процентов.
— К работам приступили своевременно, — докладывает Сергей Чертков, заместитель мэра и председатель комитета городского обустройства, — так что планируется досрочная сдача объекта.
— Это хорошо, — Руслан Николаевич реагирует сдержанно, но видно, что доволен. — Чем раньше закончим, тем лучше. Главное ведь, чтобы людям удобно было, правильно? Однако объясните мне, почему вы тротуар тут сужаете?
Речь идет о тротуаре, по которому комиссия во главе с мэром спускается по Кожова к перекрестку с улицей 3 Июля. Рабочие уже сделали основание, при этом между проезжей частью и пешеходной частью оставили солидной ширины полоску (выделив ее дополнительным бордюром).
— Здесь опоры освещения стоят, — объясняет Руслану Болотову Армен Енокян, генеральный директор подрядной организации. — По нормативам они должны стоять обособленно. Мы на этом месте газон организуем.
— Нет, это лишнее, — мгновенно реагирует глава города. — Вы в Москве видели, как сделано? У них тоже опоры стоят, но при этом и тротуары широкие. А здесь трава просто не приживется рядом с проезжей частью, будет некрасиво и людям неудобно. Сами посмотрите, вот здесь будут две мамочки с колясками гулять — и не разойдутся! Нет, в таком виде оставлять нельзя! Какие еще есть варианты?
— Можно заасфальтировать, — предлагает Сергей Чертков. — Получится технологическая полка (что-то вроде выемки, куда зимой, например, можно складывать снег. — Прим. ред.).
— Уже лучше! — кивает мэр. — Столбы, кстати, можно и перенести, и если столб останется, это не так страшно: большая часть тротуара все равно будет доступна, по ней можно будет ходить и даже ездить на велосипедах или самокатах.
Чуть ниже по дороге, прямо рядом с ремонтируемым участком, на глаза главе Иркутска попадается заброшенный кусок земли. И хотя он не имеет прямого отношения к ремонту, Руслан Николаевич все равно спрашивает (ледяным тоном. — Прим. авт.):
— Что это за свалка?
— Руслан Николаевич, владелец в Великобритании живет, — отвечает ему Георгий Комаров, глава Октябрьского округа (на его территории как раз находится улица Кожова. — Прим. авт.). — На наши запросы не реагирует.
— Он может жить хоть на Луне, но это не значит, что в Иркутске должен быть бардак! (Мы уже раз сто видели негодование мэра, но никак не привыкнем: сердечко сжимается, хотя всего лишь стоим рядом и все записываем. — Прим. ред.) Он живет в Англии, а здесь, в центре города, мусорка! Давайте так сделаем, коллеги! Раз человек не пользуется этой землей, захламляет территорию, будем подавать на него в суд, — Руслан Николаевич поставил жирную эмоциональную точку-поручение в своем спиче, и мы продолжили осмотр.
Комиссия прошла дальше и возник вопрос о пустующем участке на противоположной стороне улицы, прямо напротив отеля History. Как оказалось, он принадлежит МКУ «УКС города Иркутска», и по проекту там предусмотрена парковка.
— Лучше всего сделать здесь многоуровневую парковку, — немедленно предложил мэр. — Внизу мойка, вверху — все остальное. (Да-да — в этом месте началось мысленное ликование репортеров «Иркутска», которые всегда с трудом ищут парковки в городе, мотаясь по журналистским делам. — Прим. ред.) Источник финансирования должен быть внебюджетный, конечно. Я уверен, что заинтересованный бизнес точно будет, ведь парковок у нас не хватает.
И дальше мэр Иркутска объясняет — такой комплексный подход очень важен для гармоничного развития центра Иркутска. В свое время здесь создано современное пространство 130-го квартала, а сегодня при поддержке губернатора Игоря Кобзева в активной фазе реализация проекта по строительству нового здания областной детской больницы (на улице 3 Июля). Администрация, со своей стороны, ремонтирует Кожова, подходы и подъезды к Академическому мосту по улице 3 Июля. И многоуровневая парковка на их пересечении будет весьма кстати. Осталось обратиться к руководителям организации и депутатам городской думы, чтобы они рассмотрели возможность строительства такого объекта.
— Я еще заметил, что на Кожова и на 3 Июля украли два канализационных люка — прямо на проезжей части, — добавил Руслан Николаевич под конец «уличного совещания» (как? Как он это увидел? — Прим. ред.). — Коллеги, напишите заявление в полицию! Укажите, что не просто украли городское имущество на металлолом, но и подвергли угрозе жизнь и здоровье граждан. Вдруг кто на скорости влетит в яму?
На этом проверка ремонта на улице Кожова закончилась. Мэр напоследок особо отметил, что «при выполнении ремонтных работ нет мелочей, следует учитывать потребности и пешеходов, и автовладельцев». И потребовал у всех ответственных лиц отчитаться ему о проделанной работе уже в ближайшее время.
— Замечания Руслана Николаевича по выносу опоры освещения, переносу газонов и созданию дополнительных условий для маломобильных граждан отработаем с подрядчиком, — прокомментировал журналистам «Иркутска» Сергей Чертков, руководитель комитета городского обустройства. — Это не отразится на сроках и стоимости выполнения работ, поскольку подрядная организация уже сейчас идет с опережением графика.
Сергей Станиславович также рассказал «Иркутску», что скоро на Кожова приступят к асфальтированию проезжей части и тротуаров. На последнем этапе установят средства организации дорожного движения и нанесут разметку.
Марина Александрова
Фото Валентина Карпова
Всего в 2023 году в Иркутске будет отремонтировано в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» 26 участков автомобильных дорог.
Всю улицу Кожова на ремонтируемом участке мэр Иркутска прошел пешком. И не прогулки ради, а «контроля для»: нашел несколько недоработок, которые подрядчики будут устранять. В частности, главе города не понравилось, как спроектирован тротуар. Теперь строители должны переделать пешеходную часть. На фото: так проходила проверка — Руслан Болотов лично общался с каждым, кто отвечает за ремонт улицы, выяснял все детали и подробности, а затем выносил веское «резюме мэра»
Во время беседы с депутатом городской думы Александром Друзенко (он справа) мэр Иркутска Руслан Болотов особенно подчеркивал, что территорию округа № 12 (именно здесь пролегает улица Кожова), а вместе с этим и всего города надо развивать комплексно. Прямо сейчас городская власть ремонтирует не только Кожова, но и подходы-подъезды к Академическому мосту по улице 3 Июля. Однако на их пересечении находится неухоженный пустырь, который портит всю картину. На его месте следует построить многоуровневую парковку, считает глава города. Будет эстетично и полезно для горожан
К тому моменту, когда на Кожова приехала проверяющая комиссия во главе с мэром, рабочие уже почти заканчивали работы по устройству подпорной стенки из коробчатых габионов. В целом было отмечено, что подрядчик идет с опережением графика производства строительно-монтажных работ. Уже выполнен демонтаж, установлен бортовой дорожный камень, проведены работы по устройству основания тротуаров и фрезерование асфальтобетонного покрытия проезжей части
При ремонте тротуаров на улице Кожова строители заузили пешеходную часть, отгородив значительную часть тротуара бордюром. Подразумевалось, что здесь (вот на этой полосе слева) будет газон. Однако нетрудно представить, в каком виде росла бы трава возле проезжей части (если бы вообще прижилась), не говоря уже о том, что намного удобнее ходить по широкому тротуару. Теперь подрядчик и сотрудники администрации должны дополнительно отработать вопросы по выносу опор освещения и переносу газонов
ИРКУТЯНЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ТОПЧУТ ЗЕМЛЮ
На этой неделе мы спросили у прохожих: «А вы пешком много ходите? По каким маршрутам?»
Вероника, студентка:
— Часто! В основном в центре. По улицам Желябова, Сухэ-Батора, Карла Маркса. Я учусь здесь, поэтому гуляю здесь же. Мне нравится центр нашего города: много зелени и лавочек. Особенно мне нравится сквер возле драмтеатра, рядом с памятником Вампилову. Я вообще очень люблю именно парки и скверы, поэтому всегда стараюсь гулять так, чтобы маршрут пролегал через один из парков.
Ольга, руководитель отдела продаж:
— Да, я люблю пешком ходить. Сквер Кирова, Марата, Степана Разина, бульвар Гагарина — вот мой традиционный маршрут. Иногда с работы до дома иду, а иногда и просто гуляю. Мне нравится, что по пути много скамеек, всегда можно присесть и отдохнуть. Очень хорошее место есть на улице Канадзавы, где стоит монумент японско-российских связей. Несмотря на то что это самый центр города, там очень тихо и спокойно. Я часто туда хожу, чтобы просто посидеть.
Наталья Ивановна, пенсионерка:
— Я сейчас живу в Петропавловске-Камчатском, но в Иркутск приезжаю каждый год, потому что я раньше жила здесь. У меня друзей и родственников тут много. И всегда, когда приезжаю, стараюсь больше ходить пешком. И раз за разом наблюдаю, как меняется Иркутск в лучшую сторону. Тротуары везде появляются, плитка, цветов много — невероятная красота! На Карла Маркса вот лавочки поставили — никогда ведь там их не было. А Нижняя набережная какая стала комфортная и красивая! Мне очень нравится!
Владимир, служащий:
— Я очень много хожу пешком! Мой маршрут обычно лежит по центральным улицам — Ленина, Желябова, Свердлова, Рабочая. Я даже по выходным приезжаю в центр на маршрутке, чтобы погулять пешком по Карла Маркса, Урицкого, Дзержинского. Стараюсь приезжать именно на общественном транспорте, потому что пешком по центру иногда даже быстрее и удобнее передвигаться. Не нужно, например, искать место, куда можно припарковать автомобиль. И вообще я люблю пешком ходить. У нас по городу очень приятно гулять!
Николай Павлович, пенсионер:
— По центру города постоянно хожу. Приезжаю сюда специально из микрорайона, в котором живу, и гуляю. Когда погода позволяет, конечно. Очень нравится по набережной прогуливаться. Еще стараюсь ходить там, где есть церкви, постоянно в них захожу. Я вообще Иркутск очень люблю. Он всегда был красив, а в последнее время становится еще краше.
С прохожими общался Егор Фролов
Фото автора