None
Белый месяц Сагаалган завершается в начале марта. В этом году на флешмоб «Глобальный ехор» собрались иркутяне самых разных национальностей. И даже мороз их не остановил. В этом хороводе традиционно участвовал и мэр Иркутска Дмитрий Бердников.
Восточная философия и культура
Бурятская национально-культурная автономия Иркутска образовалась в 1991 году. Ее руководитель — кандидат политических наук, доцент Александр Маглеев. Еще в областной администрации Юрия Ножикова он возглавлял отдел национальных отношений и народностей Севера.
— Первый Сагаалган мы провели во Дворце профсоюзов в 1993 году, — вспоминает Александр Аполлонович. — Это был Новый год по восточному календарю, который впервые прошел в Иркутской области. В Усть-Ордынском его стали проводить много позже. Помню, тогда благодаря сарафанному радио собралось около ста человек. Многие буряты тогда впервые отмечали этот праздник.
Сейчас автономия реализует свою программу «Мудрость — богатство народа». Старейшины проводят встречи с молодежью, передают свои опыт и знания. Первая встреча запланирована с Георгием Иннокентьевичем Петровым — в этом году ему исполняется 90 лет, двадцать из них он был главой Нукутского района. Следующие мероприятия будут также сочетать интересы молодых и желание пожилых людей рассказать о своей жизни.
— В Иркутске живет немало обрусевших бурят, — говорит Александр Маглеев. — Во времена покорения Сибири казаками буряты Прибайкалья первыми встретились с православной культурой. Поэтому мы немного отличаемся от своих земляков, которые живут восточнее. Теперь, наоборот, все больше русских увлекаются восточной философией, культурой, кухней. Яркий пример — буузные (кафе с бурятской национальной кухней). В 90-е годы их вообще не было в Иркутске. А теперь каждый иркутянин может похвастаться, что он умеет правильно есть позы.
Милан для малыша
В нашем городе действует еще одна общественная организация — Центр бурятской культуры Иркутской области. Ее председатель — Сергей Шоткинов. Актив этой общественной организации составляют 50 человек, но на мероприятиях обычно собираются около трехсот человек.
— Сегодня в Иркутске живет около 12 тысяч бурят, — рассказывает Сергей Александрович. — Большинство — выходцы из районов Иркутской области, хотя в последнее время в наш город переезжает достаточно много земляков из Бурятии и Забайкальского края. Сам я родился в Иркутске, а в Улан-Удэ езжу раз десять за год: то деловые встречи, то юбилей, то свадьба...
Кстати, о традициях и праздниках. Бурятская свадьба нередко собирает несколько сотен человек, бывает, и больше. Родственники жениха и невесты едут со всей страны.
Еще один важный праздник, который отмечается в каждой семье, — это милан (когда ребенку исполняется год). Откуда идет эта традиция? Первый год жизни раньше считался самым трудным для ребенка. В давние времена малыши часто умирали, не дожив до первого дня рождения. Поэтому буряты трепетно относились к младенцам. Было принято вывешивать у порога дома, где появился новорожденный, кнут — как оберег от злых сил. Он означал, что вход в жилище для чужих людей нежелателен или даже запрещен. Сегодня в этот день ребенка наряжают в национальную бурятскую одежду. Праздник, куда приглашают родных и близких, проходит шумно — с конкурсами, песнями и танцами.
— Большое внимание моих земляков привлекают различные культурные и спортивные мероприятия, — продолжает мой собеседник. — Это и Сурхарбан, и Ердынские игры, и Алтаргана. В Иркутске мы участвуем в Кубке мэра по конному спорту. У нас есть и свои оригинальные виды оружия. Например, составной лук, который может быть сделан из разных материалов: от дерева до сухожилий. Такой лук дальнобойный, бьет в цель на расстоянии до 600 метров. Как и другие степные народы, буряты почитают Чингисхана и считают его своим предком.
Этим летом Центр бурятской культуры участвовал в проекте администрации города «Играющий двор». Каждое национальное общество показывало детям в иркутских районах свои старинные игры. Пострелять из настоящего бурятского лука довелось ребятишкам предместья Марата, детвору также научили национальной игре в кости «Шагай наадан».
«Гэсэр», ехор, божества
Создание музея бурятской культуры — еще один из проектов Центра бурятской культуры. Предполагается, что в нем будет постоянная экспозиция о богатой истории этого народа. Запланированы различные мультимедийные выставки. Музей будет работать по интерактивному принципу: любой экспонат можно потрогать, а одежду примерить. В Иркутске работают такие известные фольклорные коллективы, как «Ангара» и «Улаалзай». Очень популярны у туристов национальные обряды, которые проводят артисты ансамблей на берегу Байкала. Гостей учат оказывать уважение бурханам — хозяевам местности, танцевать ехор, надевать национальную одежду. Надо отметить, что оригинальные бурятские наряды практически не сохранились. Поэтому иркутские этнографы изучают одежду по старинным рукописям, а затем по эскизам мастера ее шьют.
— Особое отношение у бурят к своему героическому эпосу «Гэсэр», — замечает Сергей Александрович. — Наши предки сквозь тысячелетия донесли до нас свое мировоззрение, представление о добре и зле, рассказали о пантеоне божеств. У нас регулярно проходят конференции и круглые столы по изучению и популяризации «Гэсэра». Надеюсь, уже в ближайшее время появятся практические результаты этой серьезной работы.
Учимся, трудимся, отдыхаем
— Два года назад мы ездили в Америку по приглашению индейцев, — продолжает Сергей Шоткинов. — И нашли много общего в быте и обрядах у североамериканских индейцев и бурят. Прежде всего, это почитание природы, предков и родовых традиций. Мы также верим, что у каждой местности есть свой покровитель, к которому принято уважительно обращаться и подносить ему дары.
В Иркутске шаманские обряды регулярно проходят в месте слияния Иркута и Ангары. Удивительно, но и у рек есть свои «хозяева». Так хозяина Иркута зовут Эмниг Сагаан-нойон. В пантеоне духов он выполняет функции казначея.
— Может быть, потому Иркутск — такой богатый город, что покровитель Иркута заправляет финансами, — улыбается Шоткинов. — Мы мечтаем создать в месте слияния двух рек тематический парк языческой культуры. Уверены, он был бы популярным у туристов: шаманизм сегодня привлекает многих.
Центр бурятской культуры был открыт в 2001 году. Общество развивается, при нем есть спортивный клуб «Гэсэр», где действуют секции бурятской борьбы, волейбола и мини-футбола, по шахматам и стрельбе из лука. В центре организуют встречи с писателями, историками и путешественниками. Также там открыты курсы по изучению старомонгольского письма, где взрослые и дети познают традиции и язык своего народа. А в ресурсном центре работает студия старомонгольской каллиграфии.
— Буряты любят учиться, — говорит Сергей Шоткинов. — Стараются дать детям высшее образование. Много среди них работников науки и образования, обладателей научных степеней. Вообще, если говорить о наших приоритетах — мы любим детей, почитаем пожилых, умеем учиться, работать, да и веселиться тоже.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: