Послания без адресата. Центр Иркутска украсили арт-объекты с изображением почтовых марок
Культура
1 ноября 2024
image
None

Культурный код нашего города постепенно пополняется символикой: на улицах выставляются наличники — как декоративный элемент стрит-арта, после молодежных фестивалей в разных районах появляются новые муралы, и не только они. В начале октября на старинных домах в центре прохожие стали замечать развешенные почтовые марки размером чуть больше альбомного листа каждая. Их автор — директор центра современного искусства «Огонь» Василий Кузнецов. Репортерская группа «Иркутска» прошлась по новому филателистическому маршруту и узнала, как художник выбирал места для своих работ и какие еще марки мы сможем вскоре увидеть.

— Основной вид моей деятельности — кураторство выставочных проектов. Образование у меня в сфере искусства и гуманитарных наук, также я занимаюсь художественной деятельностью: керамикой и резьбой по дереву. Относительно недавно увлекся современным искусством и чуть больше года назад впервые создал собственные уличные работы. Марки — это уже четвертый мой проект, — рассказывает Василий Кузнецов.

Проект «На связи» — точная копия советских марок, но увеличенных в размере и сделанных не из бумаги, а из деревянных дощечек, раскрашенных вручную акриловыми красками. Для городских улиц Василий подготовил четыре арт-объекта. Два посвящены юбилеям — 300-летию присвоения Иркутску статуса города и его 300-летнему же дню рождения. Еще два — промысловым рыбам Байкала.

— Для меня марки — символ наследия. Я шестой ребенок в семье, мой отец и старшие братья их собирали, и коллекция перешла мне. С детства люблю рассматривать марки и всегда вожу их с собой, — объясняет Василий. — Когда пришла идея создать арт-объекты, выбрал изображения, соответствующие тематике Иркутска. Кстати, марки из почтовой серии «Промысловые рыбы Байкала» есть в моей коллекции. Они очень красивые, мне нравится именно советская эстетика почтовой печати. Места для своих работ выбирал так, чтобы они у меня ассоциировались с теми или иными марками.

Работы Василий Кузнецов расположил в пешей доступности друг от друга: Урицкого, 22, Карла Маркса, 37, Сухэ-Батора, 13 и Горького, 22. Весь маршрут можно пройти менее чем за час. В поисковике 2ГИС по запросу «почтовые марки» их тоже можно найти. По словам художника, арт-объекты выполнены на стыке двух направлений: инсталляции и панно, с отсылкой на реди-мейд — это течение авангардного искусства, в котором предметы, не имеющие художественного назначения, преобразуются и помещаются в новое пространство, отчего получают новый смысл.

Важно еще и то, что Василий Кузнецов очень бережно относится к городской среде: его работы не нужно закрашивать краской или вытаскивать из стен гвоздодером. Марки висят на уже имеющихся на фасадах крючках — от старых почтовых ящиков. К слову, с ними у художника связана целая история.

— Когда заметил на стенах домов крепления от почтовых ящиков, подумал, что они сами по себе красивые. У них такой иконический ореол и крючки по центру. Они стандартные, ведь все почтовые ящики были одинаковые. Я понял, что хочу привлечь внимание людей к этой красоте. Сначала взял окрашенные в золотой цвет подковы как образ нимба, добавил туда немного проводов, контурных обводок — получился иконический образ. Эти работы развешал по Иркутску в восьми местах. Провисели они недели две, потом их кто-то снял. Но одна, на улице Рабочей, висит до сих пор, — вспоминает Василий.

В апреле художник, размышляя о сложности коммуникации, сделал и развешал в тех же местах три арт-объекта в виде ящиков для писем и газет, но вместо привычного «почта» написал на них «почти». А внизу, где обычно расположена табличка со временем выгрузки писем, вставил текст, в котором слово «почти» использовалось в одном из трех его значений: «почти запомнил, что нужно говорить в таком случае», «почти тех, кто научил тебя разговаривать», «почти себя вольным отказаться». Эти работы тоже бесследно исчезли, возможно, их забрали любители уличного искусства. На вопрос, не жаль ли, что в итоге все пропало, Василий отвечает, что ему интересно проследить судьбу своих работ, где они «оседают», но он не против, если их кто-то берет в личную коллекцию. Здесь имеет значение мотив коллекционера: бывает, что горожане руководствуются желанием спасти искусство, например, защищают его таким образом от дождя.

— Получается, моя работа, вероятно, как-то повлияла на человека: либо так негативно, что он решил снять ее и выбросить, либо настолько позитивно, что он захотел ее украсть из городского пространства. Это в любом случае взаимодействие, — рассуждает Василий. — Плюс, когда работы исчезают, это побуждает меня сделать что-то новое через некоторое время.

С городской администрацией места для размещения арт-объектов Василий не согласовывает, хотя если бы они имели официальный статус, то и контроль за их перемещением можно было передать органам правопорядка. Но у творческого человека по этому поводу тоже есть свое мнение:

— Я не делаю что-то монументальное, не вторгаюсь в городскую среду, мои работы даже не приклеены. То есть у меня концепция невандального стрит-арта, это моя принципиальная позиция. Давайте представим какого-нибудь теггера — это человек, который оставляет свои теги маркером на стене. Ему потребуется пять секунд, чтобы открыть маркер, нарисовать и убежать. А потом людям, чтобы убрать рисунок, нужно покупать краску, подбирать тон, закрашивать — это вызывает много сложностей. Я же заранее думаю о владельцах зданий, они могут просто снять и унести мои работы, чтобы это не портило, по их мнению, общий облик.

После проекта «На связи» Василий Кузнецов приступил к изготовлению новой серии, она предназначена для экспонирования. Шесть марок «Туризм в СССР» уже выставлены на продажу в иркутской галерее «Мир», в процессе производства — «15 лет космической эры». Параллельно художник продолжает экспериментировать со стрит-артом. На днях он подготовил и развешал на двух остановках общественного транспорта в центре города «МОРОЗянки»: работы с изображением радиаторов отопления, складывающиеся во фразу по азбуке Морзе. Играть со словами, смыслами и изображениями у Василия получается замечательно. К сожалению, «МОРОЗянки» исчезли в тот же день, как их повесили. В связи с этим хочется обратиться ко всем любителям современного искусства: не торопитесь забирать арт-объекты с улиц, дайте и другим рассмотреть что-то новое и необычное.

Елизавета Клинова

Фото Александры Голубцовой и Василия Кузнецова

«300 лет городу Иркутску», «300-летие присвоения Иркутску статуса города», «Промысловые рыбы Байкала», «Байкальский осетр» (когда верстался номер «Иркутска», который вы сейчас держите в руках, этой марки на фасаде здания уже не было — видимо, забрал какой-то рыболов-любитель. — Прим. ред.) — изображения этих советских марок привлекли внимание Василия Кузнецова (тем более что некоторые из них находятся в его личной коллекции). Их-то художник и нанес на деревянные заготовки, ставшие необычным украшением наших старинных домов. Эти марки можно увидеть в центре города, с ними также можно проложить маршрут для небольшой прогулки с фотосессией

Художнику Василию Кузнецову 27 лет, его творческий псевдоним — «Впишите имя», название телеграм-канала, где он выкладывает свои работы, созвучно ему — «Что-то нужно вписать». Василий — коренной иркутянин, его любовь к малой родине проявляется в том числе через творчество — работы художника привносят в городской стиль разнообразие и дают повод отвлечься от бытовых дел, остановиться на улице хотя бы на минуту, чтобы внимательнее их рассмотреть

Новая марка из серии «Туризм в СССР». Чтобы изготовить ее, Василий Кузнецов из деревянной плиты вырезал форму, видеопроектором спроецировал на нее изображение с оригинала 1970-х годов, перенес его, дорисовал детали и раскрасил все акриловыми маркерами. Чтобы нарисовать подходящий штемпель (именно иркутский), художник провел поиск в Сети и на одном из аукционов нашел конверты 1980-х годов, отправленные из Иркутска. Они и стали моделями для его работ

О формах и содержании

— Для экспозиционной деятельности я использую дерево, ржавый металл и хлопковую ветошь. Работаю над темой национальной культуры и коллективной памяти, а такие материалы как раз и ассоциируются с феноменом памяти. Но для уличных работ создаю более понятные образы для неподготовленной аудитории, — поясняет Василий Кузнецов.

Василий Кузнецов принял участие как автор работ в недавней выставке «Мосты» в центре современного искусства «Огонь». На фото — одно из его произведений, подобные ранее были развешаны на улицах Иркутска. Лаконичный и понятный образ из самых простых материалов рождает эффект «вау» у зрителя

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg