Посидели в мужской компании: накануне Дня отца известные иркутяне обсудили рецепт семейного счастья
Общество
Газета «Иркутск» #41 (1028) от 22 октября 2021
image
None

В России появился новый праздник — День отца. В первый раз его отмечали в минувшее воскресенье (и так будет ежегодно в третье воскресенье октября). А накануне, 14 октября, заместитель мэра Иркутска — председатель комитета по социальной политике и культуре Виталий Барышников собрал известных в Иркутске отцов, их взрослых сыновей (у которых тоже есть дети), чтобы поговорить о проблемах (или их отсутствии), возникающих при общении разных поколений в семьях. В чисто мужской компании была единственная женщина — преподаватель английского языка из школы № 72 Оксана Путятина, которая пришла на эту встречу вместе со своим отцом и помогла мужчинам посмотреть на существующие проблемы глазами их жен.

Судя по результатам социологических опросов россиян, проблем в наших семьях накопилось немало. Так, 36 % респондентов заявили, что в их семьях нет понимания между детьми и родителями, и за пять лет количество таких ответов увеличилось на 7 %. В то же время на 12 % уменьшилось количество детей, которые в профессиональной сфере готовы идти по стопам родителей. Почему потомки все больше отдаляются от родителей и как укрепить авторитет отцов? На эти вопросы пытались найти ответы участники круг­лого стола.

Виталий Барышников, заместитель мэра Иркутска — председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска, напомнил, что существуют разные подходы к воспитанию детей, но призвал и не забывать о вечных ценностях:

— Общество динамично развивается, меняется взгляд на разные сферы жизни. Но какие бы точки зрения на традиционные ценности ни существовали, важно помнить, что у каждого человека есть главная опора в жизни — семья. Сегодня нам важно понять, есть ли общие ценности у отцов и детей или существует конфликт поколений.

Руководитель Ассоциации председателей Совета отцов Иркутской области Максим Петров считает, что родители не должны «ломать ребенка через колено», тогда и разногласий получится избежать. В его семье эта тактика воспитания сработала безотказно — прекрасное общение с сыном и дочерью, которые выбрали профессию своего отца:

— Я врач, жена врач, и оба наших ребенка сейчас студенты иркутского медуниверситета. Это их самостоятельный выбор. Хотя во время взросления сына были напряженные моменты — было недоверие к моим словам. Но я всегда старался не давить на детей, давать им слово.

Сын известного детского хирурга, главного врача Ивано-Матренинской детской клинической больницы Владимира Новожилова Александр стал ведущим хирургом-трансплан­тологом Иркутской областной клинической больницы, заведующим отделением портальной гипертензии и благодарен отцу за то, что в свое время он отправил его в самостоятельное плавание:

— Я с детства знал, что буду хирургом, и очень благодарен отцу, что когда я учился на втором курсе медуниверситета, он отправил меня из детской больницы совсем в другую среду. Я смог выбрать свой путь.

Владимир Новожилов так объяснил свою позицию:

— Я не хотел, чтобы он работал за моей спиной, в нашей профессиональной сфере такое не поощряется. А вот внука, который, скорее всего, тоже станет хирургом, я бы уже к себе взял.

У председателя совета ИГОО «Федерация рукопашного боя» Игоря Старухина трое детей, и он уверен, что именно через конфликт родители и дети приходят к взаимопониманию:

— Дети стремятся самоутвердиться, доказать, что будут жить по-другому. На этой почве и происходят конфликты. Но со временем молодежь понимает, что старшее поколение имеет полезный жизненный опыт, и это дает возможность для развития союза. В моей практике был пример, когда отец привел на тренировку своего сына, а я предложил заниматься и ему тоже. В итоге у них появилось общее дело. Более того: отец стал мастером спорта и тренером, и сын тоже выбрал эту профессию.

Его сын, тренер по самбо, руководитель ИРО всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» Александр Старухин видит причину конфликтов в отсутствии отцов в жизни детей:

— Мне повезло, я вырос в полной семье. Сейчас мы с отцом работаем в одной сфере, и даже если возникают споры, они не перерастают в серьезные конфликты. Мы все обсудим, пожмем друг другу руки и продолжим нормально общаться. Но семей, где есть отцы, становится все меньше. Очень часто это воскресный папа. Или вариант, что он живет в семье, но зарабатывает деньги, чтобы платить за ипотеку. Я вижу по своей спортивной секции, что детей на занятия приводят в основном мамы.

К чему это может привести, показал опрос, который проводили два года назад среди членов городского школьного парламента. Их попросили назвать имена своих кумиров. В рейтинг вошли известные политики и даже поп-певица Ольга Бузова, но ни один ребенок не отнес к наиболее авторитетным людям своего отца.

Учитель физкультуры школы № 12 Сафар Кадыров считает, что понимание ценности отца приходит с возрастом:

— Мой отец тоже тренер, и в детстве я не понимал, зачем нужна такая работа: он приходил уставший, мама обижалась. Но только с возрастом понял, что мы одна команда. Наша задача — донести до детей, что за каждым успешным человеком стоит семейная команда. Такие примеры надо рассказывать детям в школе.

На этом моменте вопрос задала Оксана Путятина, и некоторых пап он заставил крепко задуматься:

— А как давно, отцы, вы были в школе? Я преподаю тридцать лет. Мы постоянно приглашаем пап на родительские собрания, но они не приходят, предпочитают самоустраниться.

Многодетный отец Игорь Старухин признался, что был на собрании один раз:

— Я начал задавать директору неудобные вопросы по поводу спонсорской помощи родителей, которые мамы обычно не задают, чтобы не испортить оценки своим детям. После этого жена мне сказала: «Ты лучше вообще в школу не ходи, а то наговоришь лишнего». Сейчас многие отцы не ходят на собрания, потому что работают на вахтах.

У актера Иркутского городского театра народной драмы Вадима Дейнеко не получалось ходить на школьные собрания из-за гастролей. Но он говорит, что авторитет отца в семье во многом зависит от поведения супруги:

— В первую очередь авторитет должен быть в глазах его жены. Должна существовать определенная иерархия. Слова отца не обсуждаются. Но мужчина должен понимать, что быть главой семьи — большая ответственность. Если мужчина под каблуком у жены, это видят и ощущают дети, и тогда отец для них тоже не авторитет.

Виталий Барышников предложил участникам круглого стола быть ответственными не только за свои семьи, но и за весь город:

— Я внимательно всех слушал и понимаю, что этот разговор не должен стать единственным. Каждому есть что сказать. И мы должны понимать, что Иркутск — сумма семей. Мы, горожане, — одна большая семья. Нам надо брать ответственность за детей и за город.

Елена Машкова

Фото Валентина Карпова

Мэр Иркутска  Руслан Болотов: «Это самый молодой праздник в России, однако в его основе лежат многовековые традиции. Для меня отец всегда был авторитетом, он оказал большое влияние на формирование моих жизненных принципов. И ведь так было в большинстве российских семей. Отец всегда был наставником, защитником, надежным другом. Кто, кроме отца, расскажет о чести и достоинстве, о том, что такое настоящий патриотизм, о том, что долг любого мужчины — защищать свою семью и страну? Речь идет о простых и понятных ценностях, которые мы обязаны сохранять и передавать подрастающему поколению.»

ЧТО РЕШИЛИ ОТЦЫ?

Круглый стол завершился блиц-опросом участников на тему: «Как выстроить продуктивный диалог между отцами и детьми?» Вот что они ответили:

уважать мнение детей;

воспитывать на личном примере;

не стирать личных границ детей;

поддерживать в любых начинаниях;

давать свободу выбора;

ввести в школах собрания только для отцов.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg