В понедельник нашу редакцию посетили дорогие гости — победители третьего чемпионата по решению кроссвордов «Иркутск многоклеточный — 2024»: Алла Жеребцова, Андрей Ящерицын, Виктор Савченко и Алексей Петров*. Гости пили чай и бурно делились еще свежими впечатлениями о чемпионате. Вспоминали, смеялись, но и немножко сожалели, что не смогли отгадать какие-то слова.
Андрей Ящерицын, профессиональный гид, признался, что не ответил на вопросы о наличнике и купеческом подворье. «Ступор! Расстроился, конечно, но это соревнование». Алла Жеребцова рассказала, что не отгадала слово «вязочка». «Обидно, — добавила победительница, — ведь у нас в семье оно часто используется на даче». У Алексея Петрова (иноагент) проблемы возникли в первом туре с названием хлеба «Сезам», хотя часто его покупает. Виктор Савченко, победитель самого первого чемпионата 2022 года, сказал, что споткнулся на слове «теги».
А теперь внимание! Победителям было предложено поучаствовать в составлении кроссворда для следующего чемпионата — состязания «Иркутск многоклеточный — 2025»! Два лауреата уже дали предварительное согласие. Уверены, что это будет чемпионский суперкроссворд! В завершение встречи каждый гость получил диплом лауреата и фирменный торт «Иркутский».
А сегодня в номере — как и было обещано, интервью с абсолютной чемпионкой состязания «Иркутск многоклеточный — 2024» Аллой Жеребцовой.
— Алла, ваш отец Гелий Александрович Жеребцов — выдающийся ученый, академик РАН, гордость Иркутска. Каково это — быть дочерью ученого с мировым именем?
— Помните фильм «Гараж»? Там герой Костолевского говорит: «Родителей не выбирают, но лично я своими доволен». Подписываюсь под каждым словом!
— Не чувствовали себя избранной, с золотой ложкой во рту?
— Господь с вами! В нашей семье такого не потерпели бы. Стыдно кичиться происхождением. Я росла так же, как все. Вот городской чемпионат по решению кроссвордов выиграла — этим горжусь.
— Расскажите о своем детстве.
— Родилась в Норильске в 1965 году. Родители после окончания университета приехали туда создавать полярный космофизический полигон. Город интересный: мы жили на окраине, ходили в тундру с отцом кататься на лыжах. Видели оленей. Норильск невозможно забыть, он мне часто снится, и я всегда всем говорю, что я — северянка. Это в крови.
— Алла Гелиевна, часто дети идут по стопам родителей, но вы выбрали банковскую сферу. Почему?
— Знаете, во мне нет склонности к исследовательской деятельности. После школы пошла учиться в политех на факультет кибернетики, после окончания даже поступила в аспирантуру, но быстро поняла, что это не мое. Волей случая попала в банк, и мне понравилось. Сейчас я начальник отдела финансовой отчетности, и это действительно интересно. За цифрами и колонками видны тенденции, можно сделать какие-то выводы.
— Откуда у вас такой кругозор? Столько информации держать в голове. Понимаю, родительские гены, но если самому не развиваться, то никакие гены не помогут.
— Чтение. Мне было три года, когда отец научил читать. У нас была пластмассовая азбука, буквы были желтые и красные — прозрачные, как леденцы, и мы на специальной реечке составляли слова. В четыре года я уже читала осмысленно, как взрослый человек. В первом-втором классе мама забирала у меня книжки, чтобы я сидела занималась уроками, а не читала все подряд. Очень люблю читать.
— Если не секрет, что сейчас читаете?
— Будете смеяться, романы Татьяны Устиновой. Когда я ее читаю, понимаю, что мы одного поколения, росли на одних и тех же книгах и фильмах. Возникает резонанс.
— А к чемпионату готовились, читали книги по истории Иркутска?
— Нет, специально не готовилась, но если меня что-то цепляет — читаю. Вообще, в советское время про Иркутск издавали, как мне кажется, не очень много. Мне повезло прочитать книгу Кудрявцева и Вендриха «Иркутск: Очерки по истории города», изданную в 1977 году. Было очень интересно. В конце 90-х приятель подарил книгу «Иркутск на почтовых открытках». Автор — Сергей Медведев. Я увидела схему, как старые названия улиц накладываются на новые, захотелось узнать больше.
— Иркутск — как бездонная и неисчерпаемая волшебная шкатулка, все время находишь какие-то новые факты, истории. Это затягивает.
— Точно! Однажды я шла по городу и на задворках Харлампиевской церкви увидела старинное двухэтажное здание с большими витражами. Долго не могла понять, откуда я его знаю. И вспомнила, что это здание детского сада, которое прежде стояло на том месте, где сейчас художественный музей. Для меня был такой восторг, что я его нашла. Стала подписываться на иркутские паблики в соцсетях, там много интересного можно найти. Так постепенно в памяти откладывалась информация, ведь запоминаешь то, что интересно.
— Наверное, у вас память хорошая?
— Я бы не сказала. Наша память устроена как компьютер: оперативное запоминающее устройство и собственно память. Когда пытаешься что-то вспомнить — надо это отпустить. И вот тогда из памяти нужная информация через какое-то время выскочит. Это я по своему опыту знаю. В нашей семье всегда вечерами решали кроссворды. Это еще и момент общения, очень приятный. А еще я много лет играю в квиз. И вот там память не самое главное. В этой игре всегда присутствует момент «докручивания», догадки, логического построения. Кстати, именно это очень помогло при решении кроссвордов.
— Ценный совет, надо взять на вооружение. А как надумали принять участие в чемпионате?
— О первом чемпионате, 2022 года, я узнала уже постфактум. Очень расстроилась, что не успела поучаствовать. На следующий год снова не получилось — заболела. В этом году я целенаправленно следила в сети, когда и где он будет проходить. Для меня разгадывать довольно сложные кроссворды — это такой кайф! Потом выяснилось, что я победила. Причем победила профессиональных историков и экскурсоводов!
— Это триумф. А папа как отреагировал?
— Сказал: «Да ты что! Вот молодец!» У нас в семье все были рады.
— Алла, я видела вашу страницу ВКонтакте. Оказывается, вы котиков любите.
— И котиков, и собак! Постоянно поддерживаю кошачий приют «Томасина» и приют «Жил-был пес», там работают святые люди, которые подобрали больных старых собак, которых выкинули на улицу. Считаю, что надо поддерживать таких людей. Животные не виноваты, что их выкинули. Понимаю людей, которые пострадали от бесхозных собак, но это вопрос не к собакам, а к обществу, которое допустило ситуацию, что они оказались на улице. Эта наша ответственность.
— Что бы вы посоветовали нашим читателям, чтобы всегда быть в хорошей интеллектуальной форме?
— Знаете, мне кажется, что старость наступает тогда, когда тебе становится неинтересно. Я наблюдала это в жизни. Как только человеку становится неинтересно, он быстро начинает стареть — и это не связано с возрастом и физическим состоянием. Чтобы быть в форме, надо интересоваться, пробовать что-то новое. Тогда все будет хорошо!
Елизавета Старшинина
Фото автора
* Признан в РФ иноагентом
На этой неделе в пресс-зале «Иркутска» состоялось чаепитие лидеров городского чемпионата «Иркутск многоклеточный — 2024»! В подарок каждый получил фирменный бренд-торт нашего города и почетный диплом. На фото слева направо: Виктор Савченко (59 правильно решенных заданий из 75, чемпион 2022 года), Андрей Ящерицын (61, участвовал впервые), Алла Жеребцова (64, чемпион 2024 года, участвовала впервые), Алексей Петров (59, участвовал впервые)*. Дерзайте и вы! Следующий чемпионат «состоится при любой погоде»!
Финал чемпионата «Иркутск многоклеточный». Алла Жеребцова только-только приступила к решению кроссворда, который принес ей звание чемпиона. Алла Гелиевна рассказала, что начала читать «Иркутск» случайно: увидела в нашем еженедельнике статью с фотографиями о переменах на улице Терешковой (мы писали о комплексном ремонте этой улицы. — Прим. ред.). По словам нашей чемпионки, областные газеты пишут о событиях в дальних городах и селах. «А «Иркутск» — про нашу жизнь, наши дороги, наши улицы, наших людей. Все такое родное», — призналась победительница
В кроссворде на звание чемпиона состязания «Иркутск многоклеточный — 2024» было 75 заданий! Алла Жеребцова правильно решила 64 из них!