None
В Институте географии СО РАН на научной конференции, которая прошла в середине августа, ученые озвучили первые результаты исследований климатических явлений, вызвавших в западных районах Иркутской области масштабное наводнение.
Ученые изучают причины аномального подъема уровня рек, в результате которого в июне в зону подтопления попали 109 населенных пунктов региона. Наводнения такого масштаба за всю историю метеонаблюдений не отмечались не только в нашей области, но и на всей территории России. От стихии пострадало более 45 тысяч человек, 25 жителей погибли, 6 — пропали без вести. Подтопленными оказались 11 тысяч жилых домов, 49 участков дорог, было разрушено и повреждено 22 моста. Общий ущерб, нанесенный паводком, оценен в 35 млрд рублей.
Исторические факты
В конференции приняли участие специалисты Института географии СО РАН, Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Иркутского госуниверситета.
Один из докладов, представленных на семинаре, касался исторических фактов, связанных с наводнениями в Иркутской области. В обозримом прошлом самое масштабное подтопление случилось в 2001 году, когда из-за разлива рек Китой, Иркут, Белая, Ия, Уда и Ока было затоплено более 150 населенных пунктов, погибли 11 человек, из своих домов были эвакуированы 12 тысяч жителей. Нанесенный стихией ущерб оценивался в 1,7 млрд рублей. Тогда наиболее сильно пострадал Зиминский район.
До этого серьезные подтопления также произошли летом 1971 года, когда паводком накрыло 33 населенных пункта, 82 промышленных предприятия, около 700 километров автодорог.
В июле 1996 года наводнение было вызвано выходом из берегов реки Уды. Подтопление коснулось 65% территории Нижнеудинска и 18 населенных пунктов Нижнеудинского района.
От паводка, случившегося нынешним летом, больше всего пострадал Тулун. Этот населенный пункт из-за подъема уровня воды в реке Ие и ее притоках и раньше регулярно попадал в зону подтопления. В 1984 году паводком здесь была охвачена треть города и 12 поселков Тулунского района. По данным метеорологического городского поста города, за все 84 года инструментальных наблюдений превышение критической отметки уровня воды и подтопления здесь наблюдалось 29 раз, то есть чаще, чем раз в три года. А масштабные наводнения с превышением опасного уровня 8,5 метра были зафиксированы пять раз.
Паводковые разливы характерны не только для бассейна Ангары. Эта угроза постоянно присутствует и на реке Лене, где в зоне риска находятся 55 населенных пунктов.
— Наводнения являются наиболее опасным стихийным бедствием для Приангарья. Они часто повторяются и захватывают большие территории. Происходят, как правило, в июле, иногда в августе. Поэтому июньский паводок 2019 года — явление не типичное, — сообщила в своем историческом обзоре научный сотрудник Института географии СО РАН, кандидат географических наук Наталья Кичигина.
Она также обратила внимание на то, что опасность для северных территорий региона — Усть-Кута, Киренска, Мамы — представляют заторные наводнения. До строительства ГЭС поздней осенью и весной такие разливы были характерны и для Иркутска.
Сегодня, по мнению ученых, в зоне потенциального риска в регионе находятся 222 населенных пункта, в том числе паводковые затопления угрожают и областному центру, в местах, где есть застройка в поймах рек.
Причины июньского наводнения 2019 года
Исполняющая обязанности заведующего кафедрой метеорологии и околоземного космического пространства географического факультета ИГУ, кандидат географических наук Инна Латышева назвала гидрометеорологические явления, наблюдавшиеся в регионе 25—27 июня, уникальными по интенсивности воздействия и по характеру причин возникновения.
— В этот период в Тулунском районе атмосферных осадков выпало в 3,5 раза больше климатической нормы, что является крайне редким явлением. Как правило, осадки в Приангарье в летние месяцы связаны с прохождением южных циклонов. Если бы это было так, то в июне наибольшее количество осадков выпало бы не в западной, а в южной части региона. Этот факт говорит о том, что причиной наводнения стал не южный циклон, — сообщила Инна Латышева.
По ее словам, в Тулунском районе с 11 по 15 июня выпало экстремальное количество осадков, которые напитали почву, создав предпосылки для паводка. Эффект их накопления продолжился 24—26 июня, когда на территории возрастала интенсивность ливней, в то время как в других районах Приангарья дожди ослабевали. Это и сыграло ключевую роль в образовании паводка.
— В нашем регионе с 2006 года резко возрастает повторяемость аномально холодных и аномально теплых вторжений воздушных масс. Это предопределяет либо наличие процессов блокирования осадков, что мы наблюдаем при повторяемости пожаров в северных районах Иркутской области, либо высокую вероятность дождливых периодов с превышением норм, что мы имели в июне этого года. Таких аналогов атмосферных процессов раньше не было, — отметила эксперт.
Исследования показали, что в Восточном Саяне и западных районах Иркутской области в июне столкнулись три воздушные массы — арктическая с севера, субтропическая с юга, а также крайне редкий в регионе вынос тихоокеанского воздуха. Кроме этого, наибольшее количество осадков 25 и 26 июня совпало с выходом первого в этом году тропического циклона на территорию Японии. Как предположение в докладе также прозвучала мысль о том, что в условиях сохраняющихся почти весь июнь положительных аномалий температуры происходило быстрое таяние ледников в горах. Сочетание всех этих факторов и стало причиной небывало высокого подъема уровня воды в реке Ие — почти 14 метров.
Сравнительный анализ данных, при которых возникли предпосылки для столь крупномасштабного июньского паводка, позволяет, по мнению Инны Латышевой, сделать вывод — явления подобного рода можно в перспективе предсказать за три недели до их возникновения.
Прогноз возможен максимум за трое суток
По данным Иркутского гидрометцентра, который представлял на научной конференции руководитель Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азат Насыров, максимальное количество осадков на территории Нижнеудинского и Тулунского районов за очень короткий период, предшествовавший паводку, составило от полутора до четырех месячных норм. Подобные аномалии за 20 предыдущих лет отмечались в Нижнеудинске в 2004 и 2006 годах, на Тулунской метеостанции — в 2005 году, а на метеостанциях Хадама и Икей такого в июне вообще не наблюдалось. В этом же году на Икее с 25 по 27 июня было зарегистрировано почти 218 мм осадков, что составляет 370% месячной нормы. Уровень воды в реке Ие превысил исторический максимум, зафиксированный в 1984 году, на 2 метра 57 сантиметров.
Что касается Иркутска, то здесь незначительное затопление коснулось в начале июля только пониженных участков местности.
— Высокую оправдываемость имеют прогнозы погоды на 1—3 суток, их составляют на основе современных математических моделей различных прогностических центров с использованием оперативных данных наблюдательной сети, спутниковой информации. Точность таких прогнозов — более 93%. Долгосрочный же прогноз — на месяц — не включает опасные метеорологические явления. Ввиду большой заблаговременности его следует рассматривать как предварительный и консультативный, — отметил Азат Насыров.
Доведение оперативной информации до всех заинтересованных служб, ведомств и организаций об ожидаемых опасных гидрометеорологических явлениях, по словам руководителя управления, началось 23 июня. Штормовые предупреждения были переданы с заблаговременностью от 36 до 72 часов, об опасных гидрологических явлениях — от 20 до 68 часов.
Уроки прошлого и настоящего
В соответствии с утвержденными схемами прогнозы опасных погодных явлений передаются метеорологами и гидрологами в МЧС, аппарат губернатора и ряд других структур. Почему последствия паводка стали столь катастрофическими, многие эксперты связывают, прежде всего, с психологическим фактором. Поскольку Нижнеудинск, Тулун и ряд других территорий, затронутых наводнением, постоянно переживают подобные стихийные бедствия, у людей выработался стереотип — «авось и в этот раз пронесет». Уроки июньского, а затем июльского паводка 2019 года стали последними в череде длительных исторических уроков, которые преподала человеку природа. По решению федеральных властей, та часть Тулуна, которая в этом году дважды подверглась разрушительному наводнению, больше не будет заселяться. Для пострадавших от стихии жителей в поселке Березовая Роща возведут индивидуальные жилые строения, а в поселке Угольщиков построят многоквартирные дома. Тем, кто не планирует оставаться в Тулуне, выдаются свидетельства на приобретение жилья в других населенных пунктах региона. Часть жителей уже сделали свой выбор, решив переехать в Иркутск.
Погода в сентябре
По данным Иркутского гидрометцентра, в областном центре средняя месячная температура воздуха в сентябре ожидается +8—10 градусов, что на 1º выше средних многолетних значений.
Температура ночью в первой пятидневке — +8—13º, в последующей она составит +2—7º, в отдельные ночи четвертой пятидневки и в конце месяца ожидаются заморозки до -5 градусов.
Первая и третья недели сентября порадуют иркутян теплом — +22—30º, к концу месяца температура воздуха понизится до +6—11º.
Месячное количество осадков предполагается 41—68 мм, что несколько больше средних показателей. Солнечной будет только первая неделя сентября. Далее большинство дней будут сопровождаться осадками.
Поделиться в соцсетях: