Как оформить алименты? Что делать, если должник не платит или платит частями? Как рассчитывается задолженность? Какая ответственность грозит тому, кто уклоняется от уплаты? Эти и другие вопросы прозвучали 16 мая на горячей линии по вопросам взыскания алиментов. Специалисты Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ответили на 50 с лишним звонков и отметили — вопросы традиционные, а должники, как и прежде, не спешат с выплатами. О том, как сейчас выглядит среднестатистический алиментщик, как разыскивают уклонистов и сколько денег они должны своим детям, — сегодня в «Иркутске».
2021 год — 3 миллиарда 457 миллионов, 2022-й — 3 миллиарда 190 миллионов, первые четыре месяца 2023-го — 2 миллиарда 340 тысяч рублей. Эти огромные суммы сложены из тысяч исполнительных производств, поступивших в службу судебных приставов. Это значит, что тысячи отцов и сотни матерей Иркутска и Иркутского района отказываются добровольно выплачивать алименты своим детям. Но все же, несмотря на все уловки должников, приставам удается взыскивать с них значительные суммы.
— В 2021 году к нам поступило 9939 исполнительных производств, в 2022-м — 10 081, а за минувшие четыре месяца 2023 года — уже 6689! Из них исполнены фактически или частично около трети, — рассказывает Алена Карамышева, капитан внутренней службы, заместитель руководителя ГУФССП России по Иркутской области — заместитель главного судебного пристава.
По словам приставов, типичный взыскатель алиментов — это женщина, которая развелась с мужем и теперь воспитывает детей одна. Бывшие супруги не сумели договориться об их содержании самостоятельно и урегулировали этот вопрос через суд, после чего взыскатель принесла исполнительный лист в службу судебных приставов.
Типичный должник — это мужчина, который, скорее всего, не работает совсем или работает нелегально от случая к случаю.
— Но есть среди должников и женщины, долги с которых пытаются взыскать их бывшие мужья или представители государственных органов, — отмечает Алена Васильевна.
И не всегда это неблагополучные женщины.
— Зачастую такие мамы счастливы в новых отношениях, воспитывают новых детей, — поясняет Антон Леонтьев, старший лейтенант внутренней службы, начальник отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иркутску и Иркутскому району ГУФССП России по Иркутской области — старший судебный пристав. — Это те женщины, которые по каким-то причинам оставили своих детей еще в роддоме, — таких должниц около 30%. Еще небольшой процент — мамы, которые оставили детей мужу и ушли в новую жизнь: большая часть их приехали в Иркутск из соседних поселков, деревень, чтобы пройти какие-нибудь курсы и после обучения зарабатывать деньги, а в итоге просто не вернулись к мужьям и детям. Остальная часть — это мамы, которые вели маргинальный образ жизни, из-за чего дети в итоге оказались в детских домах.
Чтобы как-то воздействовать на злостных должников, принимаются разные меры: обращения на банковские счета, ограничение права выезда за границу и использования водительского удостоверения, запреты на продажу или дарение имущества. Но они действуют лишь на очень узкий круг должников, признаются приставы.
По статистике, которую ведут сотрудники ГУФССП, около 70% должников официально нигде не работают, а значит, у них нет зарплатных карт, с которых можно было бы списывать средства. У них вообще, как правило, нет банковских счетов.
— Счетов не имеют, за границу не ездят, жилплощадь если есть, то единственная, которая не подлежит изъятию, а из 6000 должников транспортом будут обеспечены лишь 300. Вот с чем приходится работать, — комментирует Алена Васильевна. — Зачастую должников еще и разыскивать приходится — они не живут по месту прописки. По разным свидетельствам находим их на каком-нибудь адресе, но через месяц они просто снимают другую квартиру и снова исчезают из поля зрения.
За задержку выплаты алиментов должников привлекают к административной ответственности. Если же и эта мера не действует, человеку грозит уголовная ответственность. Как говорят приставы, алиментщиков отправляют на обязательные работы, а порой и в места лишения свободы, но суммы долга это не уменьшает.
— К нам регулярно поступают жалобы, что судебные приставы вступают в коррупционные сговоры с должниками. Некоторым людям кажется, что мы бездействуем в пользу алиментщиков, покрываем их, — недоумевают в ГУФССП. — На самом деле по каждому должнику ведется большая работа, но, если человек не живет по прописке, если он официально не трудоустроен и не владеет каким-то дополнительным имуществом, добиться от него выплат очень сложно.
В то же время около 40% всех жалоб на приставов — от должников! Им в свою очередь тоже кажется, что пристав вступил в сговор с взыскателем и хочет истребовать с него больше положенного.
Отношения между приставами, взыскателями и должниками регулируются законами и правовыми актами; над сотрудником ГУФССП всегда есть проверяющие и контролирующие службы, но несмотря на это, стороны регулярно ему не доверяют и нанимают юристов.
— А юристы, создавая видимость деятельности, пишут нам по 10–15 заявлений: «Ограничьте должника в праве управления транспортом», «Ограничьте должника в праве выезда», «Изучите банковские счета должника»! За каждое обращение они берут с нанимателя по 2–3 тысячи рублей, а по факту все, что они пишут в заявлениях, делается нами автоматически и в обязательном порядке! — объясняют сотрудники ведомства. — Женщины попадаются на удочку таких вот юристов и тратят лишние деньги за представление их интересов.
— Еще десять лет назад люди были более открытыми и участливыми, — делится наблюдениями Алена Васильевна. — Сегодня каждый старается скрыться, избежать встречи. Они постоянно обжалуют решения суда, действия приставов, ходят на консультации к юристам, разговаривают дерзко, относятся с недоверием к каждому слову. Раньше мужчины вели себя более достойно, а сегодня все больше тех, кто совершенно не помнит, для чего предназначаются эти выплаты — они забыли, что приставы-исполнители работают в пользу их собственных детей. Более того, некоторые и вовсе заявляют, что дети — не их.
Одни мужчины и в самом деле подозревают женщин в обмане, другие просто не хотят платить алименты. Со своими сомнениями они обращаются в суд, проводят экспертизу ДНК и иногда оказываются правы. В таком случае суд освобождает их от алиментов.
Удивительно, но зачастую на сторону должников встают их родные и друзья. Они дружно скрывают мужчину от приставов и помогают избежать наказания. Почему никого не волнует моральная сторона вопроса, остается только догадываться.
— Еще больше оберегают неплательщиков алиментов новые жены этих мужчин. И таких случаев у нас сколько угодно — они приходят скандалить, подают жалобы, требуют перерасчетов — действуют по доверенности и всячески стараются отбиться от детей и алиментов, — рассказывает Антон Валерьевич. — А сами отцы-алиментщики тихо молчат.
Приставы-исполнители отмечают, как сильно изменилось отношение женщин к выбору спутника жизни, отца своих будущих детей: «Выявляется это очень просто: при предъявлении исполнительного документа взыскатель должен заполнить анкету и рассказать все, что знает об отце своего ребенка — эти данные помогают нам в розыске должника и его имущества. Раньше эта анкета была исписана мелким почерком, мы знали все подробности — какая у него машина, на кого оформлена, где работает, где жил, где прописан и так далее. Сегодня анкеты полупустые! Некоторые женщины не знают имен родителей своих мужчин; не знают их адреса и номера телефона; не знают, где они прописаны! При такой «осведомленности» разыскивать должников очень сложно. Но обиды при этом — на приставов-исполнителей».
— Нужно отметить, что добросовестные родители-алиментщики все же есть — они самостоятельно договариваются о содержании детей и исправно исполняют обязательства, — говорит Алена Карамышева. — О них мы знаем с чужих слов, ведь такие истории к нам просто не попадают. В нашем поле зрения те, кто не сумел решить вопрос без суда, а мы обеспечиваем исполнение его решения.
Ирина Покоева
Фото автора, ГУФССП России по Иркутской области и с сайта ria.ru
Судебные приставы-исполнители регулярно проводят рейды в Иркутске с сотрудниками ГИБДД. Цель их — обнаружение имущества должников, которое можно изъять в пользу погашения долгов по алиментам. Иногда, только чтобы не разлучаться с личным транспортом, автовладельцы тут же оплачивают задолженности
Как только не изворачиваются нерадивые родители, чтобы не платить алименты своим детям! Перебиваются случайными заработками, скрываются от бывших супругов и судебных приставов. Кстати, многие должники вполне обеспеченные люди: покупают путевки за границу, ездят на дорогих иномарках, имеют в собственности жилье. Вот только о своих потомках предпочитают не вспоминать, а долги гасят только тогда, когда дело касается их собственных финансовых интересов
Заместитель руководителя ГУФССП России по Иркутской области Алена Карамышева: «Мы применяем разные методы поиска должников, в том числе активно используем сайты, социальные сети. По мере возможностей судебные приставы-исполнители просматривают личные страницы должников и даже вступают с ними в переписку под предлогом знакомств — таким способом «на свиданиях» были задержаны несколько уклонистов, и это помогло в конечном счете с взысканием алиментов»
Начальник отделения по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иркутску и Иркутскому району Антон Леонтьев: «Судебные приставы-исполнители сотрудничают с разными ведомствами и организациями в поисках должников. В том числе мы получаем сведения о перемещении этих людей на поездах и самолетах. Например, мы видим, что они уезжают в северные районы на месяц или два, возвращаются, а потом уезжают снова. Можно предположить, что они работают там вахтовым методом, но все это неофициально, потому что следов трудовой деятельности в пенсионном фонде нет, а значит, нет и выплат алиментов»
КАКОГО РАЗМЕРА МОГУТ БЫТЬ АЛИМЕНТЫ?
Если должник официально трудоустроен, то в пользу одного ребенка будет направляться 1/4 часть всех его доходов, в пользу двух детей — 1/3, в пользу трех и более — 1/2.
Если зарплата должника низкая, то взыскатель может обратиться в суд и доказать, что выплата не покрывает половины расходов на ребенка. Для этого нужно собрать подтверждающие расходы документы, чеки, справки, договоры и т. д. Если обосновать затраты удастся, то должнику назначат твердую денежную сумму, которую он должен будет выплачивать вне зависимости от своих доходов. Она зависит от прожиточного минимума и будет индексироваться в соответствии с его изменениями.
Если должник безработный, то процент выплат будет исчисляться исходя из среднемесячной зарплаты, установленной Госкомстатом. Сегодня она составляет больше 80 тысяч рублей — то есть выплата в пользу детей составит, ориентировочно, от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, в зависимости от их количества.
О размере алиментов супруги могут договориться самостоятельно и закрепить свое решение у нотариуса.
Есть вопросы к судебным приставам? Звоните в группу телефонного обслуживания — 8 (3952) 21 44 11.
ВОТ КАК БЫВАЕТ
- Благополучная состоятельная семья. Папа — успешный спортсмен, мама — любительница светской ночной жизни. Пара пришла к разводу, и отец, считая, что мать может оставить ребенка в опасности и не сможет воспитать в соответствии с общепринятыми ценностями, через суд доказал свое право воспитывать сына самостоятельно, кроме того, потребовал с бывшей жены алименты. Женщина долго отказывалась от платежей, считая, что отец в состоянии самостоятельно содержать сына. Взыскивать долг пришлось через уголовное дело… В итоге решение суда она выполнила и погасила часть суммы. У бывших супругов сейчас новые семьи, мама с мальчиком не общается по своей инициативе.
- Иркутянин познакомился с девушкой из Братска. Завязалось общение, и уже через несколько дней он отправился в гости к новой знакомой. Потом еще раз, а на третий она сообщила, что беременна. Родился ребенок, через год отношения родителей расстроились, и пара решила расстаться. Отцу назначили алименты, он их исправно платил, а потом в порыве чувств бывшая выпалила, что ребенок вовсе не его. Возмущенный отец отправился в суд: экспертиза подтвердила слова матери мальчика — алименты были отменены.
- Пожилые родители прямо сейчас гасят долги по алиментам за своего великовозрастного сына. Свою позицию объясняют вовсе не любовью к внукам и желанием помочь им — переживают, чтобы их «ребенок» не попал под уголовное преследование. Добавим, что сын, уже сам ставший отцом, нигде не работает.
- Мать в Иркутске выплачивает алименты от имени сына через судебных приставов сразу в две его бывшие семьи — всех четверых внуков любит, но считает, что сын работать не может по состоянию здоровья. Деньги добывает продажей имущества: автомобиль, гараж, на очереди — унаследованный домик в деревне…
- Иркутянину были назначены алименты на ребенка от первого брака. Новая жена была категорически не согласна с выплатами и старалась уменьшить их размер — ходила с мужем на каждую встречу с приставом и все время говорила за него. Прошло немного времени, и она сама стала бывшей женой! Подала на алименты и подружилась с первой женой своего бывшего мужа. А скоро мужчина снова женился и родил третьего ребенка в третьем браке. И история повторилась. Третья жена также отбивалась от алиментов на первых двух детей, а потом и она стала бывшей — и первые две приняли ее в свой «клуб». Теперь они втроем следят за всеми передвижениями бывшего мужа и ищут способ собрать побольше алиментов на своих детей. Меж тем мужчина ходит к приставам с четвертой женщиной…