Долгое время развитие большой территории Иркутска, где расположено предместье Рабочее, тормозилось из-за отсутствия централизованного теплоснабжения. Разговоры о необходимости строительства нового теплового луча начались еще во времена СССР. И вот наконец планы стали реальностью — луч строится энергохолдингом Эн+! Подробнее о реализации этого масштабного проекта мы поговорили с генеральным директором Байкальской энергетической компании (входит в Эн+) Олегом Причко.
— Олег Николаевич, что значит для города новый тепловой луч?
— Во-первых, это экология. Рабочее довольно большой район, в основном это частный сектор, малоэтажная застройка. Сейчас там нет централизованного теплоснабжения, стоят старые угольные и мазутные муниципальные котельные, которые имеют низкие трубы без очистных сооружений. При этом они расходуют больше топлива и сильнее дымят. Из-за малого радиуса рассеивания выбросы остаются на месте. Суммарно эти котельные выбрасывают в течение года 1800 тонн загрязняющих веществ. Когда мы завершим постройку луча и появится возможность переключить потребителей на Ново-Иркутскую ТЭЦ, все старые котельные (всего их семь) будут выведены из эксплуатации и демонтированы.
Второе. В Иркутске очень плотный автомобильный трафик. С постройкой современных коммуникаций — кроме тепловой сети там пройдут коммуникации «Водоканала» — появится возможность реконструировать улицу Баррикад, организовать современный удобный проспект, который позволит принять на себя дополнительный транспортный поток и разгрузить центр города.
Третье. Помните, на улице Красноказачьей совсем недавно тоже стояла старая котельная? Ее снесли, и на ее месте строят два красивых дома. То же самое будет на месте старых котельных и ветхой застройки. Откроется перспектива развития города в восточном направлении. Причем не методом точечной застройки, а комплексно, в соответствии с современными градостроительными стратегиями. Чтобы людям было комфортно. Таким образом, у нас останется Иркутск исторический, каким он вошел в книги и учебники, и будет новый современный Иркутск. Граница пройдет по улице Баррикад.
— Уточните, пожалуйста, по каким улицам пройдет теплотрасса.
— Начиная с Маратовской развязки по улице Баррикад, в районе Ленской она уйдет на ту сторону Ушаковки, выйдет на Култукскую и Ипподромную, а дальше пойдет на переулок Космический и Ядринцева.
— Как теплотрассу перебросят на другой берег Ушаковки?
— Над рекой построят вантовый мост. Кстати, там уже установлены скользящие опоры.
— Когда тепловой луч будет готов, сколько нового жилья и инфраструктурных объектов можно построить на освободившейся территории?
— Прокладка нового теплового луча — это, по сути, завершение кольцевой схемы теплоснабжения города. Появятся пять с половиной километров канала тепловой сети с насосными перекачивающими станциями. Будет возможность подать в район от Маратовской развязки до улицы Братской 120 гигакалорий тепла в час. По современным нормам потребления в многоквартирных домах, этого тепла хватит, чтобы обогреть 1 200 000 квадратных метров жилья и всю необходимую инфраструктуру: школы, детские сады, поликлинику, объекты соцкультбыта. С нетерпением ждем, когда это начнет реализовываться.
— Впечатляет. Для реализации такого грандиозного проекта нужны значительные финансовые, технические и трудовые ресурсы. Расскажите об этом.
— В соответствии с проектно-сметной документацией, которая прошла государственную экспертизу, цена мероприятий, которые находятся в нашей компетенции, 4,8 млрд рублей. Источник этих средств найден. Иркутская область воспользовалась возможностью взять инфраструктурный бюджетный кредит. Срок строительства — два с половиной года, поэтому оборудование и материалы закупаются по мере необходимости. Мы работаем только с российскими заводами-изготовителями и только на конкурсных условиях. Что касается кадров, то задействуем собственный персонал и три подрядные организации, которые также определены на конкурсных условиях.
— Работы будут идти и в зимнее время?
— Да. Тепловые сети — объекты непростые, строек такого масштаба, как наша, в стране немного. В основном наши коллеги из других городов занимаются капитальным ремонтом или модернизацией существующих тепловых сетей, где по закону работать можно только по окончании отопительного сезона. У нас на новом строительстве таких ограничений нет, поэтому мы планируем работать круглый год, чтобы реализовать проект максимально быстро.
— При прокладке луча будут внедряться новые технологии?
— Да, конечно. Необходимо будет проложить две трубы — прямую и обратную магистрали, итого 11 км. Диаметр труб — 600 мм по улице Баррикад и 400 мм по Ядринцевскому лучу. Труба уже приготовлена, она находится на заводе в Ангарске, где на нее наносится полимерная минеральная изоляция, 80–100 мм плотной пены — это наиболее современная технология, когда в заводских условиях на трубу надевается теплоизолирующий чулок. Это позволит минимизировать потери тепла, плюс защита от внешнего воздействия. Кроме того, мы используем самое современное диагностическое оборудование контроля качества сварки труб. Когда-то прочность шва проверяли с помощью молотка, теперь каждый сварной шов дважды проходит контроль двух независимых лабораторий с помощью ультразвуковых приборов, которые позволяют каждый миллиметр сварного шва просветить. Также у нас современное насосное оборудование.
— Что сейчас происходит на стройке, как организован процесс?
— Стройка идет одновременно в трех местах. Первый участок: Култукская — Ипподромная, там построены уже почти 200 метров канала и тепловая камера. Второй участок — это район Маратовской развязки вдоль Ушаковки, там выкопана траншея 300 метров и выполнено бетонное основание, идет подготовка к монтажу лотков. Третий — в районе Космического переулка, где сделано около 40 метров канала. В ближайшее время приступаем к работам на четвертом участке — в районе Ленской. Всего будет семь участков.
— Олег Николаевич, вопрос, который волнует многих иркутян: как будет организовано движение транспорта в зоне прокладки луча?
— Задолго до начала земляных работ мы разработали и согласовали схему организации дорожного движения. Улица Баррикад очень оживленная, и мы изначально планировали, что не будем закрывать движение. Берем один участок, вокруг него организуем объездные пути, готовим все проезды. ГИБДД проверяет и согласовывает.
— Даже не верится, что луч, о котором говорили много лет как о чем-то несбыточном, стал реальностью. Образно говоря, этот проект прорубает городу окно на восток.
— Да, Иркутск сможет развиваться в новом направлении. Это большая территория, есть где развернуться. Мы очень хотим, чтобы там появился большой современный красивый район. Чтобы были реализованы самые современные градостроительные решения.
— В последние годы аварии на тепловых сетях стали происходить реже, как вы этого добились?
— В наших краях, когда промежуток между отопительными сезонами примерно четыре месяца, нужно успеть многое сделать. Мы начинаем ремонтную кампанию уже в феврале — до окончания отопительного сезона. Есть обязательные плановые ремонты. Также есть ремонты, необходимость которых выявилась в результате диагностики оборудования. Сегодня мы используем комплексный подход и современные технологии: это и инфракрасные термометры, и зимние облеты с тепловизором, благодаря которому видны температурные следы работы сетей. Также используем акустические течеискатели, шумомеры, ультразвук. В прошлом и нынешнем годах мы проверяли магистрали с помощью специального робота. Мы запускаем его в трубу, он едет и изнутри все записывает, потом мы все эти записи анализируем. Точность диагностики достигает 90%. Но это не предел. Сегодня мы решаем задачу, как находить места будущих повреждений и перехватывать их заранее.
Ольга Савина
Фото Маргариты Романовой
Генеральный директор Байкальской энергетической компании Олег Причко: «Уникальность проекта в том, что тепловой луч строится Эн+ в условиях живущего города, плотной застройки, существующих коммуникаций и в подземном исполнении. И довольно сложно найти технологический коридор, чтобы провести новые коммуникации. Я давно работаю, и задачу подобного масштаба мы решаем впервые. Сложно, но интересно!»
Проект такого масштаба воплощается в Иркутске впервые за полвека. Работы энергетики ведут в плотном взаимодействии с городскими властями и мэром Русланом Болотовым.
Социально значимый проект
Новая тепловая трасса создается в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню». Он предполагает получение бюджетного кредита по льготной ставке в 3% для социально значимых проектов, имеющих положительное влияние на экономическое развитие региона. Такая мера позволит обновить жилищно-коммунальную инфраструктуру, ускорит строительство жилья и социальных объектов, что в конечном счете поспособствует достижению целей нацпроекта «Жилье и городская среда».