None
Творения двух выдающихся зодчих Антона Лосева и Владислава Кудельского, живших в разное время, до нас дошли в небольшом объеме: многие работы первого архитектора уничтожил пожар 1879 года, а религиозные шедевры второго истребила советская власть. Тем не менее эти люди сформировали неповторимый архитектурный почерк города. Мы продолжаем цикл познавательных публикаций о выдающихся деятелях, чьи имена теперь будут носить 36 новых улиц в предместье Марата.
Улица Лосева
В биографии Антона Ивановича Лосева, первого профессионального архитектора-иркутянина, много пробелов. Родился он в Иркутске, обучался в навигацкой школе — единственном специальном учебном заведении города. В 12 лет он становится капралом, а в 14 получает звание Геодезии сержанта и Навигационного учителя.
В мае 1781 года его берут на должность старшего геодезиста и архитектурного помощника. В 1786-м Лосев выполнил геодезическую съемку реки Селенги, а затем и озера Байкал. Собранные юношей данные для того времени считались наиболее точными.
В 25 лет Антона Ивановича назначили губернским архитектором. Когда Лосев спроектировал и построил первое здание — свой собственный дом, это привлекло внимание заказчиков, и он получил задание на возведение двухэтажного дома для купца Киселева. Позднее по проектам Лосева были созданы купеческие особняки Баснина, Медведникова, Чупалова, здание для Главного народного училища на улице Амурской (позднее оно было перестроено и передано Иркутскому авиационному техникуму).
Разработанные им проекты впоследствии использовались как типовые и здесь, и в других городах Сибири. Однако многое из того, что создал талантливый зодчий, пострадало в пожаре 1879 года, а уцелевшие здания потеряли свой облик при восстановлении.
Среди спроектированных Лосевым зданий можно выделить Иркутский тюремный замок (снесен в середине XIX века, сегодня на его месте стоит новое здание тюрьмы на улице Баррикад), церковь Григория Неокесарийского Чудотворца (расположена во дворе Троицкой церкви), Спасо-Преображенскую церковь.
— В его творчестве нашли отражение прогрессивные черты русской архитектурной школы XIX столетия, — замечают краеведы. — Так, при постройке толкучего рынка (ныне площадь Труда у цирка) Лосев создает интересный ансамбль, объединяя фасады двух купеческих домов с лавками и здание полиции в единую композицию и располагая аналогичные корпуса с лавками с противоположной стороны площади. Не менее интересным является запроектированный на набережной Ангары (в районе современной улицы Красного Восстания) комплекс казарм и офицерских квартир. Он состоял из восемнадцати корпусов, объединенных системой арок и застекленных переходов по периметру квартала. К сожалению, все эти постройки не сохранились до наших дней.
В 1803 году Лосев передал функции губернского архитектора своему старшему сыну Ивану, а сам вплоть до отставки занимал должность губернского землемера. Следил за созданием всех карт в иркутской чертежной, собирал сведения о деятельности землемеров и геодезистов Иркутской губернии, кроме того, вел постоянные метеорологические наблюдения.
В течение пяти лет, с 1805 по 1810 год, Лосев прилежно измерял в Иркутске температуру воздуха, давление, влажность, облачность, осадки, заморозки, землетрясения, оттепель, грозы, направление ветра и т. п. В то время для Восточной Сибири это был единственный ряд длительных систематических метеорологических наблюдений.
В 1812 году Антон Иванович составляет своеобразную летопись — «Обозрение разных происшествий, до истории и древностей касающихся, в Иркутской губернии и в сопредельных оной странах бывших...». Он собирает истории старожилов, изложенные на колоритном казацком языке, рассказывает о племенах, живших на этой территории до русских, о строительстве острогов и городов, о знаменитых казачьих атаманах. Свое повествование Лосев называет древними анекдотами. События он выстраивает в четком хронологическом порядке, поэтому ученые называют «Обозрение...» первым историческим сочинением Иркутска.
— Лосев предлагает иную дату образования Иркутска. Он пишет, что уже в 1620 году на левом берегу Иркута было заложено первое зимовье, в котором поселились енисейский пятидесятник Березовский и сын боярский Тальнин. При этом 1661 год основания не отрицается, наоборот, как подчеркивают историки, логично вписывается в ход исторических событий: «Похабов построил против устья реки Иркута на третьем месте Иркутск…».
За то что Лосев «привел в известность многие земли» и составил губернский атлас «со всевозможной подробностью», генерал-губернатор Восточной Сибири Михаил Сперанский представил его к высокой государственной награде. Лосеву была выдана тысяча десятин земли — огромный участок в 22 верстах от города в сторону Байкала (скорее всего, в районе нынешнего села Патроны). В 1822 году Антон Иванович стал кавалером ордена Святого Владимира IV степени. Умер архитектор в 1829 году и был похоронен на Иерусалимском кладбище, могила не сохранилась.
Проезд Кудельского
Богато украшенная часовня Иверской Божией Матери, изысканная часовня Св. Иннокентия, знаменитый Казанский кафедральный собор — все эти «детища» архитектора Владислава Кудельского остались лишь на картинках… Зато другие работы сохранились до наших дней и стали достоянием Иркутска.
Владислав Андреевич родился в 1838 году в семье поручика гвардии. Он воспитывался в Петербургском детском ночлеге, так называемом Высочайше утвержденном Обществе посещения бедных. В 16 лет получил право бесплатно посещать Императорскую академию художеств.
— Благодаря незаурядным способностям к рисованию и архитектурному черчению, усердию в познании прочих наук он успешно закончил учебу в 1858 году, — говорят краеведы. — С дипломированным званием художника архитектуры его направили в Иркутск, где Кудельский остался навсегда.
Сначала он получил должность помощника архитектора при Главном управлении Восточной Сибири, затем его повысили до архитектора и старшего архитектора.
По чертежам Кудельского возводится двухэтажная паперть Крестовоздвиженской церкви и изящное завершение ее колокольни (1860), часовня Св. Иннокентия, епископа Иркутского на Тихвинской площади (1868—1877, не сохранилась), часовня Иверской Божией Матери на Ивановской площади (1891—1892, разобрана в 1931 году), Князе-Владимирская церковь (1888—1895, находится на улице Каштаковской).
Именно по его проекту изначально строился Казанский кафедральный собор. Однако из-за разногласий архитектора с архиепископом Вениамином Кудельского отстранили от работ. Собор был достроен только в 1894 году по новым эскизам Г.В.Розена. Впоследствии храм взорвали по распоряжению советской власти.
Вместе с архитекторами Г.В.Розеном и В.А.Рассушиным Кудельский проектировал комплекс Иркутского технического училища (ныне здание биолого-почвенного факультета ИГУ). Под его руководством были осуществлены перестройки Спасской церкви (1861) и Богоявленского собора (1870).
После пожара 1879 года архитектор активно включается в восстановление Иркутска. Параллельно берется за ключевые постройки: дом с флигелем-лавкой купчихи Х.Я.Колыгиной (ныне Дом офицеров) и здание синагоги (1881).
— Кудельский служил гласным Иркутской городской думы, по одним данным, в 1889—1893 годах, по другим — в 1880—1890-х, — продолжают историки. — В последние годы он жил в деревянном особняке, построенном по собственному проекту на углу ул. Большой Русиновской (Байкальской) и 4-й Иерусалимской (4-й Советской).
Владислав Кудельский скончался в августе 1893 года. Отпевали его в Польском костеле. Похоронен на католической части Иерусалимского кладбища, могила утрачена.
Материал предоставлен отделом краеведческой литературы и библиографии Централизованной библиотечной системы Иркутска.
Поделиться в соцсетях: