Пандемия коронавируса оставила шрамы на всех бизнес-отраслях, в особенности пострадали сферы туризма, транспорта, общепита и сервиса. В этой затянувшейся проверке на прочность выжили те, кто оптимизировал бизнес-процессы или обратился за господдержкой. Помощь оказывалась как на федеральном уровне (кредит под 2 %, который при определенных условиях закрывало само государство), так и на муниципальном. В Иркутске 26 представителей малого и среднего предпринимательства получили весомую поддержку от возмещения арендной платы до выделения помещений. В 2021 году муниципальные субсидии для бизнеса продлили.
За первые полгода 2020 года количество субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутске сократилось на 7,8 % (с 37 891 до 34 950 предприятий). Но к концу года бизнес все-таки окреп, и в городе насчитывалось уже 36 701 предприниматель. В сравнении с другими городами России, сопоставимыми по численности населения, Иркутск остался привлекательным для ведения бизнеса: он на третьем месте по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства после Владивостока и Барнаула. Сдержать кризис помогли своевременно введенные меры поддержки.
В 2020 году администрация Иркутска запустила новую подпрограмму «Стимулирование предпринимательской инициативы», в которой были предусмотрены разные виды помощи. Заявки на конкурс подали 52 предпринимателя, из них 26 получили субсидию: на возмещение затрат по арендной плате (21), приобретению оборудования и передачу исключительных прав (4), процентов по кредиту (1).
— На момент начала пандемии у нас было 5 кофеен в Иркутске. Одну закрыли сразу в апреле, две еще в течение года. Сразу стали искать всевозможные меры поддержки. Взяли кредит под 2 %, который потом государство нам полностью возместило (потому что мы сохранили 90 % штата). Максимальная сумма займа рассчитывалась исходя из количества трудоустроенных сотрудников. Все полученные средства мы направили на зарплаты работникам и налоги государству, — рассказывает Артем Знаменский, владелец сети кофеен. — Осенью узнали о конкурсе на субсидию от местного бюджета. Подали заявку и получили поддержку в виде финансовой компенсации арендной платы. Из городского бюджета нам выделили около 300 тысяч рублей, и это помогло в какой-то момент остаться на плаву.
Артем считает, что 2021 год может оказаться еще сложнее. У людей иссякли запасы, зато накопились кредиты и долги... По его словам, спрос клиентов до сих пор не вернулся на прежний уровень. Тем не менее кофейная сеть планирует возобновить работу своей точки в международном терминале аэропорта, поскольку из Иркутска уже открылись рейсы в Киргизию, Таджикистан и Турцию.
Открытию границ особенно радуется еще один сегмент бизнеса — туристический. По признанию директора иркутского турагентства Анны Клепиковой, в 2020 году они пережили 5–6 «мертвых» месяцев.
— После закрытия границ турагентства оказались не защищены: нужно было выплачивать компенсации клиентам, платить аренду и зарплату сотрудникам. В общем, серьезная финансовая нагрузка. Хорошо, что мы работаем «в белую», имеем все отчеты и документацию. Это позволило получить меры поддержки: и кредит под 2 % (на зарплаты сотрудникам и налоги), и субсидию от администрации города, — продолжает Анна Клепикова. — От городской администрации нам выделили субсидию на возмещение аренды, оплатили 50 % годовой платы, а это почти 200 тысяч рублей. Этого хватило, чтобы закрыть все «дыры», пока не возобновились рейсы и не начались бронирования. Крайне нестабильная ситуация сохраняется до сих пор, потому что обещают третью волну, люди осторожничают. Надеемся, что столь же тяжелой ситуации все-таки уже не будет.
Некоторым представителям малого и среднего предпринимательства в Иркутске удалось не только остаться на плаву, но и масштабировать свой бизнес. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
— На фоне пандемии поток клиентов (и, соответственно, доходов) упал на 80 %. Пик кризиса пришелся на осень, когда заболела большая часть населения, — отмечает Ярослава Кокоулина, руководитель салона красоты. — Во время пандемии мы столкнулись с наглостью арендаторов, которые повысили нам плату в два раза. Спасение пришло от городских властей — помогли с помещением. Мы выиграли конкурс на субсидию, переехали в новое помещение и заключили договор аренды на 10 лет. Размер платежа такой же, как был на прежнем месте, но площадь салона в два раза больше. Благодаря этому смогли заложить основу для собственного учебного центра. Получается, в условиях, когда 40 % салонов красоты в Иркутске закрылись, мы, наоборот, расширили свой бизнес. В этом году намерены получить лицензию на обучение и надеемся, что государство нам окажет содействие в этом вопросе.
В 2021 году подпрограмма по поддержке малого и среднего предпринимательства продолжает действовать. До 9 апреля принимаются заявки на возмещение затрат, понесенных за предшествующий календарный год:
1) связанных с выплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) пополнение оборотных средств;
2) связанных с приобретением нового производственного оборудования (в том числе приобретенного в лизинг) и (или) передачей комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта по договору коммерческой концессии;
3) направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях;
4) связанных с оплатой коммунальных услуг и (или) оплатой договоров технологического присоединения к инженерной инфраструктуре в целях производства товаров.
На конкурс уже прислали 23 заявки. В этот раз из городского бюджета на субсидии выделят 4 млн рублей. Все подробности — на официальном сайте администрации Иркутска www.admirk.ru в разделе «Малый и средний бизнес».
Ксения Исакова