None
Землепроходцы, меценаты, летописцы, исследователи Сибири и строители Иркутска… Мы начинаем цикл познавательных публикаций о выдающихся деятелях, чьи имена теперь будут носить улицы нашего города. Напомним, что недавно 36 безымянных дорог в предместье Марата получили названия. О первых трех мы расскажем сегодня.
Проезд Петра Кравеца
Петр Родионович Кравец (1844—1910) переехал в Иркутск в 20-летнем возрасте и прожил здесь всю жизнь, став потомственным почетным гражданином города. Благодаря ему в Иркутске появились один из первых кинотеатров и большая прачечная, он внес немалую лепту в создание Иркутского госуниверситета.
— Петр Кравец был купцом 2-й гильдии. Торговлей занялся после ухода со службы в звании отставного фельдфебеля. Он владел самыми разными предприятиями: лесопильным заводом, мукомольной мельницей, занимался доходными домами, — рассказывают краеведы Централизованной библиотечной системы Иркутска.
В 1900 году Петр Родионович построил на Ушаковке паровую мельницу для размола ржи и пшеницы, затем открыл паровую, электрическую и газовую прачечную «Америка» на углу улиц Амурской и Набережной.
В конце XIX века Кравец приобрел двухэтажный каменный дом купца Ф.И.Пахолкова на пересечении улиц Карла Маркса и Грязнова. В марте 1908 года здесь открылся кинематограф «Иллюзион» (ныне «Дон Отелло»).
Кравец не скупился на благотворительность: он пожертвовал 10 тысяч рублей училищу слепых, на его деньги было основано Убежище для слепых П.Р.Кравца на Троицкой улице. Наконец, он выделил 200 тысяч на открытие университета в Иркутске.
На протяжении десяти лет, с 1889 по 1909-й, купец неизменно избирался гласным городской думы и работал в разных комиссиях: по строительству мостов через Ангару и Иркут, сбору пожертвований в пользу населения, пострадавшего от неурожая 1891 года.
Кравец умер в 1910 году, его похороны были сняты на киноленту и показывались в «Дон-Отелло». Свой дом он завещал будущему Иркутскому госуниверситету.
Литвинцевский проезд
Жизнь Василия Андреевича Литвинцева — история небогатого купца, превратившегося в миллионера. Он унаследовал небольшой капитал, занимался мелочной торговлей и трудился по найму в качестве доверенного, а в дальнейшем сумел заработать миллионы и стать купцом 1-й гильдии.
Василий Андреевич (1821—1895) родился в приходе Троицкой церкви, грамоте обучался у тамошнего священника Иоанна Шергина. Затем поступил в Иркутскую губернскую мужскую гимназию, но курс так и не окончил.
Свое состояние он сделал на торговле пушниной, которую скупал у инородцев и крестьян в Якутии и продавал на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. В 1879 году Литвинцев отошел от дел и поселился с сестрой Агриппиной Андреевной неподалеку от Ремесленной слободы (предместье Рабочее) — там он задумал построить храм на собственные средства.
Возведение Князе-Владимирской церкви вблизи Каштаковского ключа началось 15 июня 1888 года — в ознаменование 900-летия крещения Руси. 24 августа 1895 года, в год освящения храма, Литвинцев умирает, но оставляет 420 тысяч рублей на его устройство и содержание.
— На эти средства решено было открыть при церкви трехклассную церковно-учительскую семинарию, при ней двухклассную церковно-приходскую школу и образцовую школу грамотности с интернатом на 100 человек и 12 квартир для преподавателей, — поясняют краеведы. — А в 1903 году на завещанные купцом средства здесь же был устроен мужской монастырь святого Равноапостольного Князя Владимира.
Монастырь закрыли в 1922 году. С 1928 года в нем размещался кавалерийский полк НКВД, а позднее — лаборатория геологического управления. Ныне комплекс Князе-Владимирской церкви восстанавливается по проекту иркутского архитектора А.В.Яковлева.
Василий Андреевич Литвинцев был погребен в церкви в усыпальнице.
Улица Якова Метелева
О Якове Метелеве известно немногое. Предположительно он родился в 1863 году в Нижнеудинске, получил домашнее образование и перебрался в Иркутск в 1901 году.
С 1906 по 1909 год Метелев был гласным Иркутской городской думы. Но больше всего он известен как совладелец Торгового дома фирмы «Щелкунов и Метелев» и владелец кожевенного завода в селе Кимильтей. Одно время Метелев исполнял обязанности старосты в Иркутской Михайло-Архангельской церкви. В 1919 году пожертвовал на создание Иркутского университета 25 тысяч рублей.
С женой Антониной Ивановной (урожденной Богомоловой) у них было трое детей: сыновья Сергей и Анатолий, дочь Лидия.
— Есть статья из периодики тех лет о деле покушения на жизнь купца в 1913 году и судебном заседании 1914 года, — добавляют краеведы. — В ходе повествования упоминаются его жена Антонина Ивановна и сын Анатолий. Дело по обвинению братьев Метелевых и их товарища Давыдова в покушении на убийство их отца Якова Ефремовича рассматривалось в Окружном суде и закончилось оправданием обвиняемых. А далее о жизни купца информации нет.
Как отмечают историки, сведения о биографии и предпринимательской деятельности представителей этой фамилии чрезвычайно разнятся, а нередко и противоречат друг другу. Некоторую ясность вносит публикация историка Алексея Петрова:
«Были известны два брата Метелевы — Яков и Ефрем. Они вместе с мелким торговцем Карпом Щелкуновым организовали фирму «Торговый дом Щелкунова и Метелева». В Иркутске им принадлежало несколько зданий, в которых располагались фирменные магазины. Например, они купили дом на углу Большой и Тихвинской, в котором на первом этаже открылся «Варшавский магазин», а верхние этажи занимала гостиница «Центральное Деко», где еще в 1873-м находились «единственные в Иркутске тихие семейные номера». По данным летописи Романова, в 1898 году газеты как редкостное явление отмечали, что магазин «Щелкунова и Метелева» имел электрическое освещение. Яков умер в 1901 году, и делами стали управлять Ефрем и его сын Яков Ефремович».
Таким образом, Яков Ефремович Метелев был продолжателем дел своего отца и дяди — купцов Метелевых.
Продолжение читайте в следующем номере газеты «Иркутск».
Материал предоставлен отделом краеведческой литературы и библиографии Централизованной библиотечной системы Иркутска.
Поделиться в соцсетях: