None
Горько, когда люди уходят из жизни рано. Вдвойне обидно, когда уходит человек талантливый, способный сделать многое, чего не сделает больше никто. Геннадий Сапронов был человеком редкого дарования. Да только не дал ему Бог долгой жизни…
Мы познакомились с ним на областной конференции «Молодость. Творчество. Современность». Вдвоем руководили секцией журналистики. Я работал тогда зам. редактора газеты «Советская молодежь», Гена — секретарем одного из городских райкомов комсомола. Согласно нашим должностям я отвечал за творческую часть, Гена — за организационную. Он справлялся замечательно, без суеты, конфликтов, криков и ссор. Я крепко запомнил этого негромкого, немногословного молодого человека. Когда же время и обстоятельства заставили меня покинуть любимую газету, я без колебаний рекомендовал на свое место выпускника факультета журналистики Геннадия Сапронова. И не ошибся. Вскоре он стал редактором «Молодежки», потом — собкором «Комсомолки» по Иркутской области, после — по Монголии…
Во время его работы в «Комсомолке» мы с ним написали совместную статью. Называлась она «Подавляющее меньшинство». Это было в горячие девяностые годы. Все мы только осваивались в пространстве свободы (жаль, что она только поманила и оказалась в основном мнимой). Но многие из нас попробовали тогда расправить невидимые крылья. То, о чем мы писали, связано было с новшеством — созданием областного комитета по охране природы.
И вот несколько человек во главе с известным экономистом и общественным деятелем Геннадием Фильшиным выступили в «Восточке» с предложением — сделать должность председателя комитета выборной. В этой борьбе мы почувствовали себя молодыми и свободными, ходили по кабинетам и коридорам Серого дома, хватали по дороге за лацканы встречных руководителей обкома партии и облисполкома, пытаясь сделать их своими единомышленниками. Собирали толпы народа на митинги, в общем, шумели.
Ничего из этого не получилось. Кроме шума: большинство нас поддерживало, но властное меньшинство оказалось сильней — комитет возглавил бывший секретарь обкома КПСС.
Веселое, горячее было время. Помню, как мы с Геной ездили в Байкальск, чтобы участвовать в борьбе против трубы, по которой предполагалось отходы БЦБК сливать в Иркут. Мало того, что вся эта отрава загрязняла бы реку, из которой пьют воду жители нескольких населенных пунктов, так еще эта нечистая вода вливалась бы в Ангару, оттуда — в Енисей и дальше, до Ледовитого океана. К тому же предстояло проложить злополучную трубу через тайгу и горные хребты Прибайкалья, бензопилами и взрывами нарушить заповедную природу. Но тут народ оказался сильнее власти — варварский проект отменили.
Наши встречи с Геной были знаковые, но все же эпизодические. Пришло время, когда нам выпало счастье сойтись надолго и поработать вместе. Путь нам тогда осветила газета «Зеленая лампа». В сумасшедших девяностых Гена оставил журналистику — она тогда постепенно превращалась не в то дело, которому мы посвятили наши жизни. Вместо жесткого партийного надзора и цензуры пришла диктатура звонкой монеты.
Но судьба распорядилась так, что мы встретились, и эта встреча была счастливой. Газета «Зеленая лампа» свела нас — Сергея Захаряна, Анатолия Кобенкова, Тэофиля Коржановского и меня даже не в совместной работе, а в настоящем братстве. Недаром вокруг нас объединились практически все по-настоящему творческие люди Иркутска. А скреплял нас редактор Геннадий Сапронов.
Вот что я писал, когда газету все-таки закрыли (многих она раздражала своей неформальностью, нежеланием следовать официальной точке зрения):
«…Все три года он был лидером газеты и спокойно объединял нас всех, таких разных. Когда поработал с ним бок о бок, я понял, что он человек не трибуны, а дела. Когда же он пришел к главному делу своей жизни — изданию книг, я убедился, что он еще и удивительно талантлив…» Добавлю — еще добрый и надежный.
Вот тогда-то, буквально на наших глазах, он стал издателем. Его первая книга называлась «Вернитесь живыми». Она собрала под одной обложкой лучшие повести писателей-фронтовиков: Евгения Носова, Константина Воробьева, Василя Быкова, Вячеслава Кондратьева, Виктора Астафьева, Дмитрия Сергеева. Книга была замечательно, со смыслом составлена. Она была великолепно оформлена — именно на этой работе сложился дуэт издателя Геннадия Сапронова и художника Сергея Элояна, который длился до трагического ухода Гены из жизни. Отличный живописец, Сергей благодаря этому творческому содружеству стал профессиональным, тонким книжным графиком.
«Сергей не просто художник. Он практически половина меня самого. Не будь его, я бы точно не стал издателем», — говорил Сапронов о своем товарище по творчеству и по жизни.
Итак, книга была хорошо составлена и оформлена. Но… подкачала полиграфия. Сапронов еще не знал, что Иркутская областная типография не обладала современными технологиями книгопечатания. Однако очень быстро понял это. Он вообще быстро учился, как будто чувствовал, что времени ему отпущено немного. Он ищет самые современные полиграфические фирмы и находит их. Неважно — в России или за ее пределами. Большинство изданных им книг — подлинные шедевры полиграфического искусства.
Еще одно его кредо — издавать только качественную литературу. Никакого чтива — дешевых детективов, так называемых бестселлеров, и сладеньких дамских романов. Он говорил: «Я работаю в свое удовольствие, издаю тех авторов, которые мне интересны: Астафьева, Распутина, Курбатова, Носова, Аннинского, Евтушенко, Бородина, Варламова…»
Он работал вроде бы неторопливо, но удивительно продуктивно. За неполные десять лет издательского творчества он издал более ста великолепных книг. Великолепных во всех отношениях, как по форме, так и по содержанию.
Заслуги Геннадия Сапронова на ниве российской культуры не ограничиваются книгопечатанием. Он возродил совсем было потерявшийся в нашей литературе эпистолярный жанр. Несколько книг переписки известных деятелей нашей культуры увенчал достойный труд Геннадия Сапронова не только как издателя, но и как составителя. Это замечательное повествование в письмах называется «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952—2001 годы». Автор писем — Виктор Астафьев. Этого великого писателя Геннадий считал своим духовным отцом.
Он — один из учредителей литературных вечеров «Этим летом в Иркутске». Благодаря вечерам иркутские любители литературы смогли встретиться и познакомиться со многими выдающимися российскими писателями. Каждого гостя Иркутска встречают его книгой, и в этом заслуга издательства Геннадия Сапронова. Дело отца продолжает его дочь Наталья.
Талант Сапронова-издателя высоко ценили и ценят многие известные деятели отечественной культуры. Приведу только одно высказывание — выдающегося литературного критика и литературоведа Льва Анненского: «Это действительно великий издатель, который вошел в список самых славных издателей России, где стоят имена Новикова, Сытина, Павленкова, и теперь там навсегда имя Геннадия Сапронова».
Мы, его друзья, добились того, что в нашем городе есть библиотека его имени. Поверьте, это было нелегко. Но вместе с добрыми и энергичными женщинами из коллектива библиотеки № 4 мы сделали это. Осталось не забывать, чье имя носит библиотека, рассказывать об этом молодежи. Пусть не прекращаются литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Пусть живет библиотека имени Геннадия Сапронова. Пусть Гена живет вместе с нами в Иркутске.
Фото из архива автора публикации
Поделиться в соцсетях: