Более двух часов мэр Иркутска отвечал на вопросы журналистов — тех, кто пришел послушать главу города лично, и тех, кто задавал вопросы онлайн. Представители 30 средств массовой информации (как традиционных — радио, ТВ, газеты, так и интернет-порталов) спрашивали Руслана Николаевича о дорогах, реформе городского транспорта, состоянии улиц и зданий, судьбе бывшего стадиона «Пионер», необходимости нового моста и даже о том, какие технологии из жаркого Дубая пригодятся в хозяйстве Иркутска. Сегодня в нашем еженедельнике представляем коллег — авторов самых интересных вопросов мэру города Руслану Болотову.
Дина Оккерт, ведущая «Радио России. Иркутск»:
«Месяц назад в первом чтении был принят проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года. Учитывалась ли при этом стратегия развития областного центра? Каким вы видите Иркутск через 10–15 лет?»
Руслан Болотов: «Безусловно, в стратегии развития региона Иркутск занимает одно из приоритетных мест. Мы не просто региональный центр, а базовый образовательный, медицинский, промышленный, туристический кластер. Мы ядро иркутской агломерации.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в начале 2021 года обозначил приоритеты в развитии экономики страны и заявил о предоставлении субъектам инфраструктурных кредитов. Один из таких кредитов в Иркутской области будет затрачен на переброс тепловой нагрузки с ангарской ТЭЦ 10 на Иркутск и строительство теплового луча по улице Баррикад. Через 10–15 лет предместье Рабочее будет не узнать, мы сможем закрыть все 16 котельных, появится возможность для строительства большого количества объектов социального и жилищного строительства.
Мы развиваем идею строительства образовательного кампуса в Иркутске. Разрабатываем новые туристические маршруты в рамках проекта «Южно-Байкальское кольцо». Среди приоритетных задач: решение проблем ветхого и аварийного жилья, создание нового транспортного каркаса в Иркутске, реконструкция объектов дорожного строительства и ключевое — создание комфортной среды для предпринимательского сообщества, иначе инвестиции в город не придут. Все эти задачи отражены в Стратегии развития Иркутской области, она станет базой для скорректированного генплана города. Кстати, мы с депутатским корпусом сейчас работаем над созданием Стратегии социально-экономического развития Иркутска, которая будет интегрирована в региональный проект».
Алексей Пятков, корреспондент «Вести — Иркутск»:
«Руслан Николаевич, как вы оцениваете работу дорожников в этом году?
Руслан Болотов: «Система, которая сложилась у нас в городе, на мой взгляд, была достаточно несбалансированной. С большей частью старых подходов мы расстались. Ключевое — обязали подрядчиков укладывать асфальт должным образом, и даже ремонтные работы в этом году проводились с увеличением слоев и использованием самого износостойкого покрытия. Кроме того, мы строго спрашиваем по гарантийным обязательствам. Прогресс есть: если в прошлом году было выявлено 1500 замечаний, то в этом — 605. Постепенно подрядчики привыкнут, что просто договориться не получится, надо делать работу качественно и в соответствии с законом.
В этом году было запланировано к ремонту 22 участка по программе «Безопасные качественные автомобильные дороги». К сожалению, сделали не все из-за гидрологических условий. Проект ремонта Верхней Набережной пришлось переделывать, потому что он был рассчитан на сброс воды 1680 кубометров в секунду, а сейчас у нас 3500–3600. Откорректированный проект получим в феврале-марте, в 2022 году капитальный ремонт улицы будет проведен.
Также на следующий год перенесли улицу Карбышева. Там запланирована реконструкция со сносом и расселением 15 домов, но собственник одного из домов скончался, начался долгий процесс переоформления земельного участка, это сильно затянуло сроки.
Все отремонтированные дороги теперь можно увидеть на интерактивной карте (https://admirk.ru/city/interaktivnye-karty/), они выделены зеленым цветом и снабжены фотографиями «было — стало». Синим цветом обозначены дороги, которые будут отремонтированы в 2022 году: это десять улиц, а также путепровод на улице Джамбула и путепровод на станции Батарейной.
Владимир Матиенко, учредитель газеты «Байкальские вести»:
«Я уже 24 года живу на улице Карла Либкнехта, и в этом году ее впервые не перекапывали. Что-то случилось?» (Смех в зале.)
Руслан Болотов: «Пока ничего не случилось из того, что нам хотелось бы, — я имею в виду комплексную перекладку сетей. У нас очень большой износ сетей в городе. Мы не только будем заниматься улицей Баррикад, а начнем глобальный проект по модернизации сетей, улица Карла Либкнехта в нем учтена. Это даст возможность городу развиваться, а также повысит надежность инфраструктуры и качество жизни иркутян».
Светлана Мисерева, генеральный директор газеты «Аргументы и факты в Восточной Сибири»:
«Еще вопрос по дорогам. На Баумана дорога сделана, но до сих пор не открыта. Жители жалуются…»
Руслан Болотов: «И правильно делают. Десятого декабря туда заходит стройнадзор для принятия объекта. Пока все замечания, которые были предъявлены к подрядчику, не будут устранены, объект в эксплуатацию вводиться не будет».
Александр Гимельштейн, главный редактор «Восточно-Сибирской правды»:
«Состояние улицы Карла Маркса сегодня угнетает из-за ряда зданий, собственником которых является правительство Иркутской области. В отвратительном состоянии, например, Дворец Труда (бывший ОблСовПроф). Я хотел бы попросить вас взять под личный контроль состояние этих зданий, чтобы добиться приведения в приличное состояние».
Руслан Болотов: «Готов, и даже добавлю. Мы уже вошли в процесс принятия решений по этим объектам. То, что общественность этим обеспокоена — это очень хорошо, это возможность принятия сбалансированного решения. По ряду объектов ведется разработка проектно-сметной документации в части реконструкции и приведения в порядок фасадов. Давайте соберем городскую Общественную палату, обсудим, посмотрим, какие еще объекты включить в план реконструкции.
Не только на улице Карла Марка есть проблемные объекты: у нас еще Дом Кузнеца, большие споры по Дому быта. Он памятником не является, но тоже постепенно приходит в негодность, и надо принимать решение. Он должен использоваться, ремонтироваться, содержаться».
Анатолий Выборов, главный редактор газеты «Мои года»:
«Руслан Николаевич, появится ли у нас новый мост через Затон в центр?»
Руслан Болотов: «Честно скажу: когда я увидел, что в новом генеральном плане его не стало, я удивился. В следующем году мы все-таки выходим на коррекцию генплана с учетом проблем по транспортному каркасу. Предполагалось, что мы все решим обходами города Иркутска, но, к сожалению, это не так. Поэтому и Лермонтовская развязка, и развязка Байкальского кольца для нас сейчас очень важны. Надеюсь, в результате коррекции генплана проектировщики вернутся к идее строительства еще одного моста. Напомню, что Академический мост был учтен в генплане 1985 года, а появился только в 2013-м».
Светлана Павлова, главный редактор сайта IRK.ru:
«Наше издание активно следит за судьбой 130-го квартала. В сентябре вы сами побывали там и увидели печальные моменты: инфраструктура ветшает, есть проблемы с плиткой, управляющая компания не следит за состоянием среды. Как сейчас обстоят дела?»
Руслан Болотов: «Проект 130-го квартала, к сожалению, до сих пор не закончен. Есть большой объем строений, которые не подверглись ни реставрации, ни приспособлению. Это комплексный проект, и заниматься им нужно сообща. По моему поручению проведено несколько встреч с управляющей компанией, которая практически не работает сегодня. Сейчас заново создается товарищество собственников, договор у них, до конца декабря планируем это соглашение подписать.
Напомню, изначально проект не ограничивался только 130-м кварталом. Идея заключалась в том, чтобы территория вокруг тоже постепенно приводилась в порядок. И сейчас мы этим занимаемся в рамках реализации «Иркутских кварталов». Государство возьмет на себя инженерную инфраструктуру, а бизнес пойдет туда, где есть гарантии и твердые решения. Мы расширяем объем взятых на себя обязательств. Если площадь 130-го квартала составляла 5,7 га, то площадь «Иркутских кварталов» — 80 га. Центр Иркутска должен быть комфортным, красивым и интересным. И это должна быть совместная работа всех: власти, бизнеса и городского сообщества».
Алена Огнева, главный редактор газеты «Иркутск»:
«Вопрос об участке земли на пересечении улиц Седова и 4-й Советской, о судьбе заброшенного стадиона «Пионер». Общественники хотят, чтобы там был стадион, УКС города Иркутска (в собственности которого и находится участок) вроде бы собирается построить там многоэтажку, а городская администрация — детский сад. Приведите, пожалуйста, ситуацию к общему знаменателю».
Руслан Болотов: «Действительно, участок находится в собственности УКС Иркутска и имеет кадастровую стоимость выше 100 млн рублей. Жители проголосовали за то, чтобы там появился стадион, и губернатор поддержал это решение. Но для этого участок необходимо передать городу. Безвозмездно отдать территорию УКС не может — площадка обеспечивает уставной капитал предприятия. И это может быть расценено как намеренное доведение предприятия до банкротства, что влечет уголовную ответственность.
Совместно с правительством Иркутской области мы сейчас рассматриваем еще один вариант — замену этого участка на другой, равноценный по площади. Важно не допустить ухудшения финансового положения Управления капитального строительства и выполнить пожелания горожан, которые хотят восстановить спортивный объект на прежнем месте. Наша основная задача — найти компромисс».
Ирина Пенских, выпускающий редактор информационного агентства «ИркСиб»:
«Этот год в Иркутске был посвящен массовому спорту. Можете подвести итоги и сообщить, чему будет посвящен 2022 год?»
Руслан Болотов: «Итоги Года спорта подведут коллеги: на итоговой пресс-конференции они объявят, сколько шагов иркутяне прошли, сколько раз отжались, сколько км проехали на велосипеде. Важно было показать, что даже в условиях ограничений у нас есть возможность заниматься спортом, и нам это удалось.
Следующий год объявлен Годом Ангары. Река исторически неразрывно связана с нашим городом, мы попытаемся переосмыслить и раскрыть ее потенциал. Обратить внимание на комплексную реновацию набережных. Вовлечь все прибрежные зоны города в его социально-экономическое, туристическое и культурное развитие. Сейчас разрабатывается туристский проект «Иркутск — город на Ангаре, дочери Байкала». Ведется работа над созданием единой набережной от плотины ГЭС до Ушаковки».
Ирина Штерман, обозреватель «Российской газеты»:
«Вопрос про «изумительный» общественный транспорт. Есть ощущение, что в городе назрела реформа. Что собираетесь сделать с водителями-«камикадзе», которые работают на 80-м маршруте, с пазиками, которые возят жителей Ново-Ленино?»
Руслан Болотов: «В 2022 году мы действительно начинаем транспортную реформу. Подвижной состав изношен критически, необходимо принимать радикальные меры. Каждый день на линию выходит примерно 2800 единиц подвижного состава, из них 60% — это автобусы малой вместимости. Задача реформы — увеличить количество подвижного состава большой вместимости, а именно низкопольных автобусов. Мы должны прийти к тому, чтобы на линии работало порядка 1000 единиц транспорта.
Мы будем заниматься обновлением муниципального подвижного состава, но только этим проблему не решить. Нужно создавать новые условия: перехватывающие и платные парковки, выделенные полосы для общественного транспорта. Первые выделенные полосы уже оборудованы в этом году на улице Трактовой.
Мы активно обсуждаем вопрос перехода на брутто-контракты. Это система, когда муниципалитет платит перевозчикам за километраж и работу по расписанию. Это избавит нас от так называемых водителей-«камикадзе», которые борются за пассажира и перемещаются по городу с нарушением всех правил. Для перехода на брутто-контракты нужно сделать анализ пассажиропотока, в следующем году мы его проведем.
Сначала будем создавать предпосылки для решений, а уже потом их принимать. Если говорим об ограничениях в центре города, то прежде всего организуем вместе с бизнесом парковки (у нас предусмотрено порядка 40 перехватывающих парковок), а после начнем плавно переходить к системе ограничений. Мы предвидим, что часть решений будут непопулярны и вызовут критику. Но без ограничений никак, ведь у нас через центр, рассчитанный на 50 тысяч человек, сегодня проходит вся миллионная маятниковая миграция».
СПРОСИЛИ ОНЛАЙН
Задать вопрос мэру мог любой журналист, просто подключившись в режиме интернет-связи к трансляции итоговой пресс-конференции градоначальника
Информационное агентство «ИркутскСегодня»:
«Как реализуется программа расселения граждан из аварийного и ветхого жилья в Иркутске? Сколько домов расселено в этом году и на каких улицах? Какие планы?»
Руслан Болотов: «С 2009 года у нас при поддержке государства реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья. Все объекты, которые попали в реестр до 1 января 2017 года, в программу включены. Их много, более 300 объектов на территории Иркутска. Тем не менее реестр растет. После 2017 года туда добавилось еще около 200 объектов. В общем итоге до 1 января 2025 года мы должны переселить 8243 жителя из 2998 жилых помещений (общей площадью более 127 тысяч кв. метров).
В 2020 году мы переселили 879 человек, в этом году — 185 семей. Подчеркну, что мы не только покупаем жилье с рынка, но и строим его сами. В этом году сдаются дома, построенные УКС г. Иркутска, три блок-секции. Это намного выгоднее. Сегодня в Иркутске даже вторичное жилье поднялось до 80 тысяч рублей за кв. метр, а мы строим по 61 тысяче за кв. метр. Кстати, по федеральной программе выделяется 48 тысяч рублей за кв. метр, так что большую часть программы по переселению мы финансируем из муниципального бюджета.
Есть проблема с жилым комплексом «Огни города». Контракт был заключен в 2019 году, мы должны были получить квартиры, но подрядчик до сих пор не сдал объект. Мы отсудили деньги. Но что мы сегодня за эти деньги сможем купить? Такой объем жилых помещений точно не приобретем. Нам нужны квадратные метры, а не деньги. Основная задача — люди должны быть переселены, поэтому мы выходим на долгосрочное планирование с обеспечением площадок. Резервируем земли, чтобы строить самим. Даже если рынок будет не сбалансирован, даже если подрядчики не будут выходить, мы обязаны выполнять задачу, в том числе собственными силами».
Информационное агентство «Телеинформ»:
«Этим летом вы летали в командировку в Дубай на обучение. Какие из подсмотренных решений начнут применяться в Иркутске и когда?»
Руслан Болотов: «Что меня удивило в первую очередь: они очень экономно относятся к ресурсам. У них мало воды, и они ее накапливают. Например, мы ливневые воды отводим, а они их собирают. Это интересный опыт.
Я в первый раз столкнулся с технологией работы с бетоном прямо в водном объекте. Этот метод мы могли бы учитывать при строительстве набережных. Вопрос защиты береговой черты будет в ближайшие годы одним из приоритетных для Иркутска, поэтому нам нужны прогрессивные технологии».
Яна Шутова
Фото Валентина Карпова