None
Над Центральным рынком Иркутска последний год сгущались тучи: депутаты городской думы неоднократно заявляли о неэффективности муниципального предприятия и настаивали на смене руководства; от ущемленных сельхозпроизводителей и арендаторов то и дело поступали жалобы; стали вскрываться факты нарушения антимонопольного законодательства. Ситуация разрешилась в конце февраля 2020 года: с директором Центрального рынка Владиславом Свердловым не продлили контракт, более того — его оштрафовали за заключение антиконкурентного соглашения с охранным предприятием «Кодекс».
В июле у торгового предприятия появился новый руководитель: исполняющим обязанности директора МУП «Центральный рынок» назначили Григория Слезака, ранее служившего начальником отдела полиции № 5. Мы поговорили с Григорием Анатольевичем о том, какое торговое наследие ему досталось, в чем главные проблемы предприятия и что ждет рынок в будущем.
— Григорий Анатольевич, для иркутян ваше назначение стало, мягко говоря, неожиданным: у руля большого торгового предприятия встал человек, который носил погоны, бывший сотрудник полиции. Почему?
— Ответ будет емким: на Центральном рынке надо навести порядок. Остановить турбулентность, которая сопровождала работу предприятия последние несколько лет. Необходимо исключить все непонятные схемы и сделать работу рынка прозрачной — и для мэрии, и для предпринимателей, и для населения. Это место должно по праву стать торговой изюминкой города Иркутска.
— Вы сами часто бывали на рынке как покупатель? Какие чувства у вас возникали?
— Как обывателя меня не устраивал беспорядок и грязь, невежество продавцов, хаотичность расположения товаров.
Ведь что такое рынок? Это исторически место притяжения, куда люди идут поторговаться, найти товар получше, обменяться новостями. Мне есть с чем сравнить: два года назад я был в командировке на Кавказе и заметил, что там рынок — это практически живой организм. А у нас — зашел, купил, ушел. Как в супермаркете. Нет этой уникальной культуры торговли, колорита, души. Мы хотим все это вернуть.
— В каком состоянии вам достался Центральный рынок?
— Такое ощущение, что из объекта на протяжении нескольких лет просто выжимались деньги, а капиталовложений взамен не было. Да, один зал отремонтировали, построили павильоны, визуально стало приятнее, но стоит перейти во второй зал — холодильное оборудование дышит на ладан и часто ломается, инженерные сети старые, система пожаротушения вызывает вопросы. Так что сейчас рынку нужен не столько предприниматель, сколько хозяйственник. Будет чистота, порядок — предприниматели и покупатели сами придут.
— С арендаторами уже встречались? Какие настроения царят в их среде?
— Встречаюсь с ними каждый день и в кабинете, и в торговых рядах. Иногда делаю замечания (например, по поводу масочного режима или приема пищи на рабочем месте), иногда получаю обратную связь. Они, конечно, еще осторожничают, но я стараюсь найти с ними общий язык, стать для них тем человеком, к которому всегда можно прийти, поделиться своими проблемами и рассчитывать на помощь.
Из того, что уже удалось решить, — это большая выбраковка товаров из-за жары. В закрытом пространстве фрукты и овощи быстро портились, поэтому мы вернули уличные торговые ряды, и сезонная продукция переехала туда. Предпринимателям сразу стало легче. Но есть и другая проблема — снижение покупательской способности.
— Наблюдается отток покупателей?
— Да, по сравнению с 2016–2018 годами их стало в разы меньше, это отмечают и арендаторы. Если раньше предприниматель мог содержать продавца, то сейчас ему приходится самому вставать за прилавок, чтобы и аренду покрыть, и заработать.
— Кстати, про аренду. Помнится, предприниматели жаловались на необоснованное повышение арендной платы…
— На это мы сразу обратили внимание: а как рассчитывается арендная плата, из чего она складывается? Чтобы актуализировать цены, мы уже проводим анализ существующих тарифов, оцениваем покупательскую способность, учитываем опыт других регионов. Найдем золотую середину и согласуем новые расценки с администрацией города.
Согласно действующему прайсу, цена аренды на Центральном рынке зависит от вида товара. Сейчас минимальная месячная плата составляет 1400 рублей за квадратный метр (общепит, мини-пекарни), максимальная — 16 000 (птица и куриные полуфабрикаты). Для уличных рядов действуют те же самые тарифы. Расположение торгового места на цену никак не влияет.
На улице открыта социальная ярмарка — семьдесят мест вдоль здания рынка. Там наши садоводы реализуют излишки с огорода, за аренду платят всего 20 рублей в день. Но для предоставления этих мест есть определенные требования по возрасту, виду продукции и т. д.
— Много ли среди арендаторов местных сельхозпроизводителей?
— Достаточно много. Молочные продукты, птица, мясо — это, в основном, наше. Правда, существуют сезонные особенности. Работники мясных рядов признаются, что местное сало — толщиной в пять пальцев — сибирякам летом не нравится, поэтому они выбирают красноярскую свининку, которая тоньше. Предпринимателям приходится считаться с сезонными требованиями, менять поставщиков.
— С чем был связан запрет на уличную торговлю и как предприниматели восприняли новость о ее возобновлении?
— Уличные ряды убрали 1 ноября по предписанию пожарной инспекции. На тот момент действовали требования, что торговые ряды должны быть удалены от здания рынка на 15 метров. Сейчас этот пункт исключен из законодательства. Соответственно, мы просто обеспечили пожарные проезды и вернули уличную торговлю.
Вокруг этой новости было много домыслов и слухов. Но у нас все прозрачно: выставили ряды — работаем, аренда через договорной отдел. Предприниматели до сих пор недоверчиво спрашивают: «Правда, можно свободно прийти, написать заявление и получить торговое место?» Конечно! Нет никаких дополнительных лиц, через которых бы проходила заявка. Заявление, рассмотрение, получение.
— Видимо, раньше было иначе?
— Судя по всему, да. Но это нам еще предстоит выяснить. Имели ли место схемы отъема денег у предпринимателей, скрытые договоренности, непонятные контракты.
— А что решили насчет охранного агентства «Кодекс», договор с которым был заключен с нарушением антимонопольного законодательства? (В декабре 2019 года региональное управление ФАС оштрафовало МУП «Центральный рынок» на 8,5 млн рублей и ЧОП «Кодекс» — на 3,8 млн за антиконкурентное соглашение на охрану рынка. — Прим. ред.)
— До конца года они работают в рамках заключенного контракта. Другое дело, что теперь им придется отрабатывать полученные средства на все 100 %. Мы сразу подняли техническое задание и потребовали строго ему следовать в вопросах выставления сотрудников, несения службы, форменного обмундирования. Да, им теперь тяжело, но это их обязанность.
— Говоря о наведении порядка на Центральном рынке, что вы имели в виду в первую очередь?
— Нужно систематизировать структуру предприятия, нынешняя схема не позволяет эффективно им управлять. Например, на таком огромном объекте нет главного инженера, эту должность убрали. И теперь нам приходится с каждым техническим вопросом обращаться в сторонние организации. Я решительно намерен вернуть эту должность, чтобы обеспечить надлежащий и непрерывный контроль за сетями рынка. Не хватает администраторов-контролеров в торговом зале: эти сотрудники должны следить за качеством оказываемых услуг, опрятным видом продавцов, выкладкой продукции, соблюдением масочного режима, качеством уборки. Сейчас у нас выходит в смену один администратор-контролер. Очевидно, что с таким объемом работы ему не справиться. Необходимо увеличивать количество линейного персонала в торговых залах.
— Неудовлетворительное санитарное состояние тоже связано с нехваткой персонала?
— Уборка рынка находится на аутсорсинге. Большие нарекания были к клининговой компании «Авторитет», договор с которой, как выяснилось, тоже был заключен с нарушением законодательства. Пока идут разбирательства, мы пользуемся услугами другой компании и параллельно готовим техническое задание для большого тендера, в котором смогут участвовать все клининговые компании. Важно, чтобы сюда зашла достойная фирма и привела Центральный рынок в порядок.
— Каким бы вам хотелось видеть Центральный рынок в будущем?
— На мой взгляд, рынок должен быть регулятором цен на территории Иркутска и области. Он должен сохранять социальную функцию и в то же время приносить городскому бюджету прибыль.
Внутри рынка должно прослеживаться понятное зонирование. Я сам до сих пор испытываю определенные сложности с поиском некоторых товаров. Логика движения покупателей должна быть простой: чтобы, зайдя через одну дверь и выйдя через другую, горожанин мог приобрести всю линейку необходимых товаров.
Фото Кирилла Шипицина
Поделиться в соцсетях: