Три окна с крашеными рамами и распахнутыми ставнями, тюлевые занавески, кот и пожилая женщина в платочке, приветливо машущая рукой, — такая картина теперь предстает перед иркутянами, спешащими по своим делам мимо старинной усадьбы на улице Декабрьских Событий. Верхняя часть рам — самая настоящая, историческая, остальное — стрит-арт: фанера и краски. Автор идеи — иркутский художник-монументалист Сергей Пнев. Над созданием панно он работал вместе со своими учениками. О том, как возник замысел и сколько времени ушло на его реализацию, художник рассказал читателям «Иркутска».
— Все началось с летнего интенсива по курсу стрит-арта, который был набран в нашей творческой студии «Кедровка». Мы занимались несколько недель, и завершающей работой курса захотелось сделать что-то «не для себя», — рассказывает Сергей Пнев.
За пару недель до окончания курса Сергей стал подыскивать подходящий объект для выпускной работы. Ходил по городу, фотографировал объекты, которые могли бы стать «полотнищем».
— Потом смотрел эти фото на компьютере, думал, представлял, что здесь могло бы быть. В итоге выбор остановился на этом доме, точнее — на этом заборе из профлиста, который установлен вокруг усадьбы лет десять назад. Дальше нужно было придумать, что здесь может появиться, — вспоминает Сергей события месячной давности.
Идеей стало появление новой жизни в давно заколоченном доме. Художник сделал компьютерный эскиз задумки и с ним отправился получать разрешение.
— Чтобы все было легально, нужно обязательно заручиться поддержкой, — поясняет Сергей. — Я обратился в Комитет по управлению Правобережным округом и в Службу по охране памятников культурного наследия Иркутской области — обе инстанции одобрили замысел и выдали необходимые документы.
Дальше была подготовка фасада. Точнее, забора, который построен вплотную к фасаду дома. Его нужно было очистить, окрасить в цвет реального дома, а поверх прикрутить «холст».
— Из березовой фанеры мы выпилили форму в соотношении один к одному к реальным окнам дома. Придали им примерно такую же форму. «Ставни» этих окон также соорудили из фанеры, — перечисляет Сергей. — С помощью проектора перенесли силуэт сюжета на полотно, загрунтовали, а в воскресенье, 14 июля, мы с ребятами собрались на этом месте — и началось завершающее занятие студии «Кедровка».
Закрепили элементы будущего панно саморезами к профлисту, расставили краски, разделили задачи и приступили к работе. На улице дети и их учитель пробыли около шести часов — этого времени хватило на создание картины.
— Бабушка у нас осталась просто бабушкой. Мы не дали ей имени — пусть каждый, кто захочет, сам решит, как ее зовут. И портрет этой женщины не привязан к конкретному человеку — это собирательный образ, — делится художник. — Она машет рукой — это такой элемент взаимодействия с окружающими. А кому она машет, встречает кого-то или провожает — каждый додумает сам. Кошка и цветы — это, пожалуй, то, что ассоциируется с уютом и летними каникулами у бабушки в гостях.
Художники планировали закончить работу к 18 часам. К этому времени родители стали подъезжать за ребятами, а в итоге некоторые из них тоже приложили руку к созданию стрит-арта.
— Мама Бори — Ирина добавила деталей на шторки: мелкий узор — это ее работа. Вместе со Светланой, мамой Юры, они выкрасили в белый цвет рамы, подкрасили что-то еще, — улыбается Сергей.
Кстати, названия у этой работы нет.
— Так бывает, — говорит Сергей Пнев.
Что касается долговечности, то от влаги какое-то время фанеру будет оберегать грунтовка, а краски с годами, вероятно, потеряют яркость. Ну а дальше есть надежда, что дом начнут реставрировать — и тогда работа будет снята.
— Но факт уже останется фактом — все состоялось! Стрит-арт появился и вошел в историю, — рассуждает Сергей. — Ребята довольны, мне эта работа очень нравится, и, судя по отзывам, ее хвалят иркутяне.
Тут на наших глазах у дома остановились две женщины с детьми — малыши стали рассматривать панно, гладить кошку, касаться руки бабушки.
— На языке уличного искусства, — поясняет Сергей, — такая работа считается росписью-обманкой. Она создает иллюзию действительности. Мне писали люди, которые даже не поняли сначала, что это рисунок, и всерьез приняли его за реальность.
Ирина Покоева
Фото автора
Улица Декабрьских Событий, дом 75 — часть усадьбы XIX века, которая признана памятником архитектуры регионального значения, а это значит, что изменять его запрещено. Однако забор, которым огорожено строение, не является охраняемым объектом, поэтому художник-монументалист Сергей Пнев получил разрешение на создание этого стрит-арта — и давно заколоченный дом сразу ожил
А вас когда-нибудь провожала или встречала бабушка, вот так глядя в окно? Или, быть может, этот образ знаком вам из художественной литературы и кинематографа? А кому-то, наверное, вспомнится улыбчивая старушка из сказок режиссера Александра Роу, которая открывала ставни и начинала свой рассказ. Кажется, с этим образом связаны только самые позитивные ассоциации, уверен иркутский художник-монументалист Сергей Пнев
Теперь дом № 75 стал по-настоящему заметным. Пройти мимо и не обратить внимания на стрит-арт просто невозможно. Так и хочется подойти к приветливой пожилой женщине, поговорить с ней и взять за руку. Даже люди очень маленького роста и возраста легко считывают замысел автора. Признайтесь, что вы уже так делали или сделаете в ближайшее время!
Кто участвовал в реализации проекта?
- Сергей Пнев — художник-монументалист, автор идеи.
- Дарья Пнева — его помощник, художник-монументалист.
- Ученики Сергея — юные стрит-артисты: Юра Сукоркин, Митя Сергеев, Саша Цимбал, Борис Ощепков, Татьяна Халикова.
- Родители, «которые тоже порисовали»: мама Бориса Ощепкова Ирина, мама Юры Сукоркина Светлана, папа Мити Сергеева Игорь.
Неравнодушные иркутяне
- Несколько прохожих спросили у художников, есть ли у них разрешение на работу.
- Двое мужчин предложили свою помощь. Художники вежливо отказались, а через полчаса эти же мужчины принесли всем по мороженому.
- Один из местных жителей рассказал художникам историю дома и его жителей, с которыми когда-то был знаком, а также о том, что дом имеет отношение к декабристам.
- Хороший отзыв о панно в социальных сетях оставил иркутский художник Олег Беседин.