Нынешняя зима радует иркутян теплой погодой и частыми снегопадами. Но пока одни горожане любуются снежинками, другим приходится обеспечивать чистоту проездов для автомобилей и пассажирского транспорта. Чтобы ускорить ежедневную работу по расчистке трамвайных рельсов, сотрудники депо МУП «Иркутскгортранс» совместили спецвагон и автомобильный отвал (навесное оборудование, используемое для очистки дорог от снега. — Прим. ред.). Местные Кулибины внесли рацпредложение и воплотили его в жизнь. О том, как работает это изобретение, сегодня в «Иркутске».
Думали ли вы когда-нибудь о том, кто и как очищает 51 километр иркутских трамвайных путей в снегопады? Я, признаться, никогда. Мы регулярно видим, как чистят тротуары и проезжую часть городских улиц, но сталкиваться с расчисткой рельсов лично мне не доводилось ни разу.
— И этому есть объяснение — все работы по очистке рельсов мы проводим ночью, — говорит Александр Азаренков, начальник службы пути МУП «Иркутскгортранс». — Когда все горожане спят, наши сотрудники проверяют состояние трамвайных путей, проводят их текущий ремонт, мониторят состояние узлов, а в снегопады выезжают чистить рельсы и шпалы.
В трампарке есть несколько специализированных вагонов, оборудованных для расчистки путей от снега. Например, вихревый снегоочиститель: он разметает пушистый свежий снег с путей с помощью мощного потока воздуха. Как это работает, нам тут же продемонстрировал водитель трамвая СВ (спецвагона. — Прим. авт.) Петр Мэлестинович Кириллов: он нажимает на кнопку — и из-под вагона поднимаются снежные облака. Они окутывают переднюю часть корпуса и разлетаются в стороны.
Вторая машина оборудована цилиндрической щеткой — такие мы тоже регулярно видим и на дорожной технике, и на бобкетах, очищающих тротуары.
— Принцип тот же, что и у автомобильной щетки — она вращается и разметает снег, с той лишь разницей, что система закреплена на трамвайном вагоне и щетинки у нас из металлического троса, — поясняют сотрудники депо.
И вихревый снегоочиститель, и спецвагон со щеткой могут работать только ночью, когда рядом с трамвайными путями нет автомобилей и людей: из-под щеток под напором воздуха вместе со снегом могут вылетать камни и другие предметы. И летят они, надо заметить, с приличной скоростью, а значит, могут нанести ущерб проезжающим машинам и пешеходам.
— А вот новинка зимнего сезона 2024/2025 — спецвагон с отвалом, — показывает Александр Анатольевич. — Наши специалисты реализовали новый для нашего трампарка вид специальной техники. По сути это грейдер, только на основе трамвая. Отвал смонтирован впереди вагона, он поднимается и опускается в режиме ручного управления, так же, как это происходит при чистке автомобильных дорог, только его задача — убрать снег с трамвайных путей.
На фоне других вагонов этот выглядит довольно миниатюрно, но со своими задачами справляется отлично.
— Отвал ограничен высотой рельсов — ниже по понятным причинам он опускаться не может, — рассказывает Александр Азаренков. — Зато мы можем использовать этот спецвагон в том числе и днем! Ведь он не несет в себе рисков, как, например, щетка.
— Наша задача — обеспечить условия для полноценной и безопасной работы трамвая. Если на путях лежит снег, то рельсовый тормоз не примагничивается, а значит, трамвай не может полноценно функционировать, — объясняют работники МУП «Иркутскгортранс». — Более того, снег, а по сути — влага, очень плохо влияет на двигатели трамвая — выводит их из строя, поэтому своевременная очистка рельсов от снега ведет еще и к сохранению работоспособности подвижного состава.
В депо уточняют, что иногда часть работы приходится выполнять вручную:
— Мы называем это «негабарит». То есть это какие-то снежные наросты, до которых в силу ограниченных размеров не смогла достать техника.
К слову, до появления спецвагона с отвалом снег приходилось чистить с помощью трактора, а это, по словам специалистов, гораздо медленнее и доступно, опять же, только в ночное время.
— Мы и сейчас привлекаем к расчистке трактор, но его маневренность на путях очень ограничена, особенно там, где рельсы расположены высоко, как, например, в Студгородке. Вагон с отвалом справляется гораздо быстрее, и, повторюсь, он может работать в любое время суток — это очень большой плюс, — уточняет Александр Азаренков.
В депо говорят, что, конечно, хотелось бы иметь на вооружении современную технику, ну а пока на помощь приходят местные Кулибины.
Этой зимой Петр Кириллов выезжает на линии и на трамвае с отвалом. Говорит, это хорошее подспорье в борьбе со снегом.
— Отвал хорошо справляется со свежим снегом — если начинается снегопад, мы сразу выводим его на линии и обеспечиваем расчистку. Работаем и днем, и ночью. Нас шесть человек, меняем друг друга — работы не боимся! — улыбается Петр Мэлестинович.
Ирина Покоева
Фото Ирины Белец
Вот он — вихревый снегоочиститель в действии! Облако снега вокруг спецвагона в лучах солнца выглядит очень красиво. Впрочем, увидеть подобную картину можно только ночью, когда трамвай, начиненный специальным оборудованием, выезжает на работу «в поле»
Этот спецвагон был выпущен в середине 1980-х годов и раньше был оборудован щеткой. Теперь на его «корме» — отвал. Трамвай уже минимум дважды отслужил свой срок, но благодаря высококлассным специалистам Иркутскгортранса все еще на ходу. А сегодня он усилиями рационализаторов предприятия получил новое оснащение и вновь выполняет свою функцию на отлично. «У нас уже приготовлена краска — хотим освежить вагон, но снегопады этой зимы никак не дают на это времени. Как только выдастся окно — трамвай изменит свой внешний вид», — говорят в депо
Летом прошлого года мы рассказали о трамвае с модернизированным кузовом, который в начале июня вышел на городские маршруты. Алгоритм сборки современных вагонов собственными силами из комплектующих заводов-изготовителей разработали в «Иркутскгортрансе». «Этот кузов — брат-близнец прошлогоднего. Он также собран на заводе в Екатеринбурге и поставлен на тележку в МУП «Иркутскгортранс». Кузов оснащен всем необходимым: электронной системой управления тяговым приводом, кондиционерами, видеонаблюдением, автономным ходом. Кстати, специально для Иркутска в обоих кузовах сделали переменный уровень пола. Первый обновленный трамвай курсирует по городу уже почти год. Отзывы специалистов, а самое главное, пассажиров, хорошие», — написал тогда в своем телеграм-канале ruslanbolotov мэр Иркутска Руслан Болотов
Петр Мэлестинович Кириллов сначала возил пассажиров на обычном трамвае, а восемь лет назад сменил специализацию и занялся техобслуживанием: «Самый эффективный, на мой взгляд, вагон со щеткой. Но трамвай с отвалом тоже имеет большой неоспоримый плюс — на нем можно чистить снег в любое время дня без риска причинить ущерб. В целом трампарк, конечно, должен иметь в наличии все виды техники»
Спецвагон с гидроповоротной щеткой (навесное оборудование, угол наклона которого регулируется с помощью гидромеханики транспорта, на котором установлен агрегат. Такие щетки используются для уборки дорог, тротуаров от песка, мусора и снега. — Прим. ред.) очищает трамвайные пути не только от снега, но и от льдин и камней. И чтобы не нанести вред машинам и прохожим, эта техника задействуется только в ночное время. Днем такие вагоны почти всегда стоят на приколе