Никто никогда не сможет переписать нашу историю. Скульптор Александр Абрамов в барельефах увековечивает образы погибших на СВО иркутян
Спецоперация
Газета "Иркутск" #8 (1193) от 7 марта 2025
image

В разных городах России по-разному чтут память бойцов, погибших во время боевых действий в зоне специальной военной операции. В Иркутске два года назад начали устанавливать на фасадах школ, где учились герои, барельефы с их портретами. Такое решение было принято мэром города Русланом Болотовым. Создает памятные доски иркутский скульптор, член Союза художников РФ Александр Абрамов. О том, как работает мастер и почему он считает важным увековечивать образы защитников Родины там, где они росли и учились, Александр Леонидович рассказал «Иркутску».

Мастерская Александра Абрамова находится в небольшом деревянном доме на тихой улочке в самом центре Иркутска. Суета города, сиюминутные заботы, бытовые разговоры, кажется, обходят это место стороной. Хозяин, присев на старенький стул в углу комнаты, где на стенах, столах и полках разместились инструменты, рисунки, портреты, скульптурные эскизы из воска, заговорил об искусстве и его месте в жизни человека.

— Живопись — это интеллект, графика — это информация, а скульптура — это чувство. И здесь важно понять, что чувства бывают низменными, а бывают возвышенными. Есть инсталляция «Большая глина № 4» Урса Фишера, которую выставляли по всему миру, а есть «Давид» Микеланджело и «Медный всадник» Фальконе. Искусство должно вступать с человеком в созвучие… В 1942 году Аркадий Пластов написал картину «Фашист пролетел». И она на Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции произвела большое эмоциональное воздействие. Русское искусство действует именно так, оно не на потребу, не для любования, — объяснил мастер свое понимание роли художника, определяя его миссию на земле как «глаза Бога».

У стены в углу мастерской стоит скульптурный эскиз генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского. Когда-то его планировали поставить в центре Иркутска как дань памяти государственному деятелю, благодаря которому границы России продвинулись до реки Амур и к берегам Японского моря. Пока эта идея не воплотилась в жизнь. А вот памятник губернатору Сибири, реформатору Михаилу Сперанскому, одним из авторов которого является Александр Абрамов, хорошо знаком иркутянам. Его установили возле сквера имени Кирова в 2016 году.

— Эти губернаторы внесли огромный вклад в развитие России. Я понимаю, какова величина личности Муравьева-Амурского. Он закрыл англичанам путь с севера в Китай и отстоял вместе с Невельским для России весь Дальний Восток. Я понимаю, что было бы в 1812 году, если бы Сперанский не подготовил страну юридически и финансово к бою с Наполеоном. И я понимаю, что будет с Россией без этих ребят, которые в наши дни ценой своих жизней защищают Донбасс и Курск, — говорит Александр Леонидович.

Весь творческий процесс сегодня у скульптора сосредоточен на создании памятных досок бойцам СВО. Он считает эту работу крайне важной, потому что орденоносцы на барельефах тоже стали частью истории России, отстаивая ее право быть суверенной, и забывать их нельзя.

— Пока живой, буду делать, — добавляет Александр Леонидович. — Потому что это делать надо. Для чего тогда я вообще?!

Скульптор присутствует на всех торжественных мероприятиях, посвященных открытию мемориальных досок. Только за три прошедших месяца в Иркутске на фасадах школ в память об участниках СВО, кавалерах ордена Мужества их разместили пять: Игорю Новоселову (школа № 21), Максиму Денисову (школа № 5), Роману Ветрову (школа № 27), Сергею Брагину (школа № 12) и Николаю Кожокарю (школа № 10). Барельефы мастер создает по снимкам из семейных архивов, в процессе работы поддерживает связь с родственниками, сверяет с ними изображение.

— Важно, чтобы снимков было несколько и чтобы они были не парадные. Нужно выбрать такую черту характера, на которую можно опереться. Сейчас я делаю мемориальную доску бойцу, родственники которого живут в Краснодаре. С ними обмениваюсь информацией. И у него на всех снимках просматривается легкая ироничная улыбка. Человек сильный, он не по-злому ироничен, а несколько снисходительно. И вот у него так, — делится Александр Абрамов.

Бывая в школах на открытии памятных досок, он замечает, как меняются ученики.

— Два года назад я видел, что эту историю они внутренне не очень воспринимают. Сейчас я вижу другую реакцию. Они стали воспринимать происходящее более напряженно, ближе к сердцу. Поэтому считаю, что решение мэра — устанавливать мемориальные доски на фасадах школ — было правильным, — убежден скульптор.

Размышляя над происходящими на его глазах переменами в настроениях подрастающего поколения, Александр Леонидович пришел к выводу, что ребята стали серьезнее относиться к категории времени, понимать, что это не абстракция, а довольно «густой материал», способный распоряжаться судьбами людей и порой довольно жестко.

— Будет у человека стержень внутри, значит, человек выстоит и пойдет вперед. Но внутренний стержень не формируется, если вокруг атмосфера шаляй-валяй. Сейчас атмосфера в социуме изменилась, и дети это почувствовали, — продолжает Александр Абрамов. — Они уже стараются соответствовать новому духу времени, и этот процесс будет углубляться.

Работы Александра Леонидовича тоже формируют этот новый дух времени. Ведь скульптура — это чувство…

Нина Александрова

Фото пресс-службы администрации города Иркутска

Художник, архитектор, скульптор, керамист, а еще философ. Каждую свою работу Александр Абрамов продумывает до мелочей, наделяя ее мыслью, чувством, интеллектом, информацией. Художник — это глаза Бога, говорит он. Они не могут и не должны лицезреть низменное, развращающее, забавляющее. Он даже арт-объекты не признает, считая, что «шутейная» скульптура — это нонсенс

Мастер подходит к работе с большой ответственностью — тщательно изучает фотографии, консультируется с родственниками и друзьями героев. «Чем больше фотографий, тем лучше, — говорит Александр Леонидович, — поскольку важно уловить основные черты характера. Ведь важно не просто портретное сходство, но и эмоциональное состояние, внутренний мир человека»

Александр Абрамов в своей работе учитывает место, где будет установлена памятная доска. Он обращает внимание и на особенности архитектуры, чтобы гармонично разместить барельеф и придать металлу нужный оттенок. В основе барельефа — медь и бронза. Состав скульптор готовит сам и отливает доски в своей мастерской. Гранитное основание также изготавливает вручную. На фото — мемориальная доска кавалеру ордена Мужества, участнику СВО Игорю Новоселову на фасаде школы № 21 имени Ю. А. Гагарина

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

"Два года назад вместе с коллегами приняли принципиальное решение: увековечивать память о наших земляках — бойцах, погибших в зоне СВО, уже сейчас. Знаю, что это важно для семей, чьи сыновья, мужья, отцы, братья отдали жизни за страну. Важно и для всего Иркутска. Бронзовые знаки устанавливаем на фасадах учреждений, где учились наши герои.

Искренне признателен Александру Леонидовичу за его труд… Посмотрите на уже готовые работы. Они получаются живыми, со своей эмоцией, с характером. И с большим уважением к павшим героям. Благодаря этим работам мы точно знаем, что память об иркутянах останется в городе на века. И никто никогда не сможет переписать нашу историю".

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg