![image](/media/wp-content/uploads/2020/09/irkutskinform-import-117.jpg)
По данным Евгения Лукьянова, в Иркутске с помощью аварийных комиссаров оформляется большинство ДТП — более 60 %. Те же водители, которые решают оформить документы сами, рискуют, что виновник в дальнейшем их оспорит, пользуясь ошибками при заполнении извещения и составления схемы. Хороший аварийный комиссар исключит такую возможность.
Под заполненным бланком оба водителя должны поставить свои подписи, а один из участников ДТП — указать, что признает свою вину. В этом случае можно сфотографировать место аварии и автомобили со всех сторон, к примеру, на камеру мобильного телефона, и освободить проезжую часть. Закончить оформление аварии можно будет в отдельном батальоне ДПС, работающем ежедневно с 08:30 до 20:30 в 130-м квартале по адресу: улица Седова, 36.
Инспектор рассудит
Если же стороны не могут определить, по чьей вине произошла авария, машины не стоит сдвигать с места. По крайней мере, до консультации с ГИБДД. Пусть даже образуется пробка — другим участникам движения придется потерпеть. По словам Ивана Малахова, на машине можно отъехать максимум на несколько сантиметров, чтобы визуально оценить ущерб, нанесенный авто.
— Если вы заблокировали единственный проезд, что случается редко, можно сфотографировать автомобили со всех возможных ракурсов, которые бы позволили определить точное местоположение машин, и нарисовать схему. Под этой схемой должны поставить подписи оба водителя, пусть даже никто из них не признает своей вины, — говорит Алексей Шабанов. — Только после этого можно освободить проезжую часть и ожидать приезда ГИБДД.
Часто в таких случаях, по словам Евгения Лукьянова, полицейские сами рекомендуют их не ждать, а зафиксировать все с помощью аварийных комиссаров и ехать в центр оформления ДТП. Если же все-таки придется дожидаться инспекторов, водителям, скорее всего, придется простоять на месте аварии несколько часов. Скорость приезда полицейских, по данным представителя ГИБДД, зависит от разных факторов. В частности, от интенсивности движения и количества аварий в городе, которые инспекторам предстоит оформить раньше вашей.
За это время водители могут подготовить доказательства своей правоты — сделать фотографии и видео места происшествия. В случае с ДТП, в которых пострадали люди, необходимо обратиться к очевидцам столкновения и попросить их контактные данные. Большое преимущество в некоторых случаях дает запись с видеорегистратора.
— Иногда без видеорегистратора достаточно сложно определить виновного, — рассказывает Алексей Шабанов.
Чаще всего спорные моменты возникают на перекрестках со светофорным движением. Один водитель пытается проскочить на мигающий зеленый или желтый сигнал, а второй — выезжает на перекресток чуть раньше разрешенного. В итоге каждый уверен, что он проехал на зеленый свет. Без записи с регистратора или видеокамеры, расположенной поблизости, водители ни о чем договориться не смогут.
Прибывшие на место ДТП полицейские выслушают обе стороны, установят все обстоятельства произошедшего и оформят документы, необходимые для получения страховых выплат, — справку о происшествии и постановление по делу об административном правонарушении в отношении виновника аварии. Их можно будет получить в отдельном батальоне ДПС по адресу: улица Тимирязева, 43.
До встречи в суде
Если же с постановлением инспектора, оформлявшего ДТП на месте происшествия, водитель не согласен, участники аварии должны будут ехать в группу разбора. Она расположена в батальоне на Тимирязева. К этому моменту водителю, по словам Евгения Лукьянова, лучше иметь фотографии места аварии в мельчайших подробностях. На них должно быть видно улицы, на которых произошло столкновение, дорожную разметку, качество дорожного покрытия, наличие или отсутствие на нем влаги, дорожные знаки, сами повреждения и место столкновения. Последнее можно определить по осыпи грязи и разбитого стекла на асфальте.
Посещения группы разбора, по словам Алексея Шабанова, как правило, заканчивается тем, что нарушителю правил дорожного движения объясняют, почему он неправ, и водители наконец приходят к согласию. В редких случаях, как отмечает общественник, доходит до оспаривания постановления инспектора ГИБДД в суде.
— Это не слишком распространено, поскольку, по нашему опыту, профессионализм инспекторов ГИБДД в Иркутске достаточно высок, — подчеркивает Алексей Шабанов. — Случается, что водители подозревают полицейских в том, что они действуют в интересах другого участника ДТП по знакомству или за взятку. Но на практике это не подтверждается. По крайней мере, наша организация в последнее время не фиксировала факты коррупции в ГИБДД при оформлении аварий.
ЦИФРЫ Число ДТП с пострадавшими в Иркутске:
7 месяцев 2016 года — 1 тыс. 784 7 месяцев 2015 года — 1 тыс. 691