Сотрудники рыбного хозяйства до сих пор не могут прийти в себя от наглости, с которой орудовали злоумышленники: подплыли ночью в густом тумане к садкам с форелью и сетями таскали рыбу в свою лодку! И уж, конечно, ни секунды не думали о том, сколько сил, времени и денег потратили владельцы этой форели на то, чтобы ее вырастить. Подробности случившегося 27 декабря — сегодня в «Иркутске».
Небольшой домик на пристани на берегу Ангары, со стороны бульвара Постышева, знают многие иркутяне. Здесь всегда можно купить свежую рыбу, выращенную на форелевой ферме, и отсюда же ходит лодка, на которой можно добраться до острова Бабр — прямо посреди Ангары. Кроме фермы там есть мини-зоопарк с кроликами, норками, енотами, страусами и фазанами, и горожане любят приезжать сюда на экскурсии. Зимой число посетителей заметно сокращается, но форелевая ферма работает всегда: инкубация икринок, выращивание мальков и доведение особей до товарного вида — процесс непрерывный.
На моторной лодке поездка до острова длится всего минуту — и репортерскую группу «Иркутска» встречает директор форелевого хозяйства Виталий Андриянов.
— С 2010 года трудимся официально, а начинали намного раньше, — рассказывает Виталий Александрович, пока мы идем в служебный домик на плавучей платформе. — Уже немало сделано, а предстоит еще больше. Построены отдельные цеха для инкубации, подращивания, возведены садки для осетров. Непростой это бизнес.
Основное поголовье фермы — радужная и янтарная форель. Садков со взрослыми особями — больше сотни. Но далеко не в каждом находится большая рыба. Отдельно живут подростки, отдельно — двухлетки, чей вес не превышает и килограмма. Только когда рыба достигает товарного вида (а это два килограмма и больше), ее пересаживают в специальные садки. Именно в них рыбачат посетители и ловят форель на продажу владельцы. Сюда же наведывались и воры.
— Первый раз я увидел их еще летом, — вспоминает Виталий Александрович. — Двое мужчин пришвартовались возле садков со взрослой рыбой и просто сидели, как будто высматривали что-то. В лодке у них лежали сети. Возможно, намеревались закидывать, да я их спугнул.
Директор хозяйства напомнил незваным гостям, что они на частной территории, а те в ответ пожаловались, что у них сломался мотор. Им даже предложили помощь — на буксире повезли к берегу. Вот только по дороге мотор «внезапно» ожил, «гости» перерезали веревку и скрылись.
— А потом в округе стали поговаривать, что кто-то ворует у меня рыбу, — продолжает Виталий Александрович. — Я долго не верил. Знаю, что в рыбных хозяйствах по стране иногда рыбачат посторонние люди. Но ловят они сбежавшую рыбу уже в открытой реке. А так, чтобы прямо из садков сетями по ночам тащили — про такое мы не слышали!
Временами, правда, казалось, что рыба в садках убывает, но на глаз это определить сложно, да и забот обычно невпроворот, вот и не думали об этом. Тайное стало явным зимой, когда выпал снег. Утром 10 декабря на тропинке возле садков Виталий Андрианов увидел следы — какие остаются, если рыбу в сетях волоком тащить.
Стали смотреть по камерам — точно, лодка ночью приходила! И прямо из нее двое забрасывали сети в садки. Хозяева посчитали — сетей десять воры вытащили, в каждой по 50 килограммов, то есть чуть меньше полтонны за раз! При этом вся «рыбалка» заняла полчаса — с двух ночи до половины третьего.
С тех пор начали следить: сделали специальную ловушку (плавающую трубу с тросом, подобие шлагбаума на воде) и организовали ночное дежурство.
— Для меня поимка воров стала делом принципа, я спать спокойно не могла, — говорит ихтиолог-рыбовод Анна Гарань. — Вы даже не представляете, сколько труда нужно, чтобы вырастить рыбу! Вот сейчас икра пришла, так я тут каждый день, потому что подменить меня некому. Потом личинки вылупятся, потом мальки, потом их на корм перевести надо. Дополнительно — сортировка, пересадка. А кормление — целое искусство! На каждый возраст своя фракция корма, причем только импортного, дорогущего. А еще за ними надо убирать отходы — вручную чистить насосами дно ванны. Три-четыре года адского труда, пока форель достигает товарного вида. А тут кто-то просто приехал, закинул сети — и вытащил полтонны моей выстраданной рыбы!
Мы разговариваем с Анной в рыбацком домике, где обычно взвешивают улов честных покупателей и стоят мониторы, на которые выводится картинка с камер наблюдения. Здесь Анна Гарань и дежурила в ночь на 27 декабря.
— Было четыре часа утра, — рассказывает она. — Я решила, что до половины пятого посижу и спать лягу. Начала постель расстилать, машинально на монитор голову поворачиваю и вижу лодку! Даже не сразу поверила. Давай смотреть другие камеры — и правда!
Дальше все было как в захватывающем блокбастере. Позвонив шефу (он в это время дежурил в другом домике), девушка захлопнула ловушку. Процедура эта непростая, если бы не собственное изобретение — лебедка, которую можно натянуть с помощью дрели. От нее, говорит ихтиолог, на ребрах остались синяки, зато и «шлагбаум» закрылся за считанные секунды.
Уже вдвоем они вышли к ворам. А те, никого не стесняясь, смело ходили между садками, закидывали сети. Увидев хозяев, удивились, а потом начали хамить, мол, «ничего не докажете». И стали сбрасывать рыбу как попало: часть в открытую реку, часть в садки, но и в лодке еще оставалось прилично. Попытались сбежать, но поняли, что не могут выплыть — выход перегорожен. Попробовали пилить стальной трос — не вышло. Потом решили перенести лодку на руках. В итоге один из трех воров упал в воду, а шлюпка так и осталась на месте.
Анна в это время завела мотор и на своей лодке поехала к берегу за подмогой, а Виталий Андрианов вызвал полицию.
— Трудно сказать, сколько рыбы у нас украли, — рассказывает «Иркутску» директор форелевой фермы. — За два известных нам раза выловлено полтонны, не меньше, а это ущерб около 400 тысяч рублей. Сколько еще незафиксированных эпизодов было — неизвестно.
Про преступников, пока идет следствие, много не расскажешь. По словам Виталия Андрианова, он с ними не знаком, но уже после случившегося понял, что они бывали на острове в качестве гостей (соответствующее фото нашли у одного из них в «Одноклассниках»). Также выяснилось, что это браконьеры со стажем и регулярно ловят сетями на Ангаре сигов и хариусов — сотрудники ВС ЛУ МВД России на транспорте, приехавшие на задержание, каждого знали в лицо и по имени.
— Возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ «Кража», — комментирует Нелли Коноплицкая, руководитель пресс-службы ВС ЛУ МВД России на транспорте. — Экспертиза уже определила, что улов злоумышленников действительно принадлежит иркутскому форелевому хозяйству. Сейчас ведутся следственные действия.
Сейчас на форелевой ферме жизнь идет своим чередом. Иногда проходят экскурсии, в инкубаторах созревают икринки, а крупная форель вяло плавает подо льдом: зимой метаболизм у рыб протекает медленно, едят они мало, и кормят их редко — раз в неделю. На льдинах временами появляются дырочки, но это уже сами рыбы продухи делают. Раньше их долбили вороны — ушлые птицы не прочь были поживиться доступной рыбкой, но после появления здесь чучела мертвого сородича перестали. Кстати, теперь на ферме принимают все меры и от двуногих воров: ставят новые камеры, мониторы и датчики движения.
Наталья Федотова
Фото Марии Александровой
Форелевая ферма — это частная территория. Порыбачить здесь может любой желающий, но это удовольствие стоит денег. Браконьеры, между тем, охотились за самыми взрослыми, тяжелыми, а значит, и дорогими особями. Теперь любители бесплатной форели могут оказаться в исправительной колонии
Вот на этих мониторах в рыбацком домике ихтиолог-рыбовод Анна Гарань и увидела незваных гостей. Девушка показывает, как они перемещались в ту ночь: первым делом закинули сети в садок к радужной форели, а потом пошли к янтарной. Судя по всему, «янтарка» и была их основной целью
В этих садках, поближе к открытой воде, находится самая крупная рыба. Ихтиолог Анна Гарань объясняет, что сделано это специально — так удобнее вывозить форель на рынок. Преступники, видимо, тоже решили, что это очень удобно. Отсюда они и воровали. Кстати, сюда же и скидывали, когда их взяли с поличным, пойманную рыбу. В итоге радужная и янтарная форель из того «улова» живут теперь вместе
На этой лодке злоумышленники на веслах подошли по воде к садковому хозяйству форелевого острова, чтобы похитить рыбу. Пока идет следствие, шлюпку пришвартовали на ферме. Впрочем, имущество у браконьеров еще не конфисковано
Раньше форель привозили в Иркутск издалека и в замороженном виде, а теперь любой горожанин может навестить садковое хозяйство и не просто купить свежий деликатес, но и выловить его самостоятельно. Все, кто хоть раз бывал на ферме, знают — поймать рыбу здесь может даже ребенок. Хоть удочкой, хоть сачком, хоть руками!