Наши умники и умницы. Учащиеся Лицея ИГУ и их педагоги встречают окончание учебного года победами на олимпиадах
Общество
27 апреля 2024
image
None

Исследования отечественных социологов и психологов показывают, что современные подростки и молодые люди стали более амбициозными, ставят перед собой более четкие и высокие цели, больше ценят и уважают себя. Эти полезные качества закладываются в семье и развиваются в процессе обучения, так что роль педагогов и наставников остается очень важной и ответственной. Корреспондент газеты «Иркутск» встретилась со старшеклассниками из Лицея ИГУ — призерами недавних олимпиад и конференций, а также с их учителями, чтобы узнать, что мотивирует ребят углубленно изучать материал в свое личное время и как подготовить ученика к участию в различных конкурсах.

История семьи = история страны

Знать и чтить свои корни, любить и уважать малую родину — для 11-классника Максима Жданова это не пустые слова, а проявление здорового патриотизма. Он начал интересоваться историей семьи еще в пятом классе и за несколько лет разработал целый проект, в котором проследил свой род до XIX века. Оказалось, что Максим — потомок российского музыкального педагога, пианиста и композитора Рудольфа Августовича Гуммерта, отстаивавшего принцип доступности музыкального искусства в разных слоях населения, одного из основателей Казанской государственной консерватории, недавно отметившей 100-летний юбилей.

— Родители поддержали мой интерес. Большую роль в исследовании играл семейный архив, рассказы моей прабабушки, фотографии — я сделал оцифровку всех старинных снимков. Также изучал архив Казанской консерватории, работал с документами Казанского музыкального училища, общался с сотрудниками учреждения лично. Я хотел узнать о своей родословной, чтобы понять глубинные исторические процессы, которые повлияли на судьбы моих родных, предков, на страну в целом, — говорит Максим.

С проектом по генеалогии лицеист не раз участвовал в конкурсах и становился один раз призером и два раза победителем. Научный руководитель старшеклассника — преподаватель истории и обществознания Лицея ИГУ Оксана Валерьевна Баловацкая направляла ученика, помогая расширить и углубить тему. В 2022 году Максим участвовал в региональной конференции проектно-исследовательских работ «Наука. Технологии. Интеллект», где занял второе место. Жюри высоко оценило его выступление и порекомендовало издать книгу с историей семьи. Эта идея вдохновила юношу, и сейчас монография с его родословной находится на предпечатной подготовке. В этом учебном году Максим стал призером заключительного этапа Всероссийской конференции проектно-исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» на секции «История».

— Какой вывод сделал в ходе исследования? Никто бы из моих родственников не понял меня и не простил, если бы я проявлял признаки духовно-нравственного нездоровья. Нужно гордиться своими корнями, тем, что делали предки, — признается Максим Жданов.

Лицеист пока выбирает, на какую специальность будет поступать после выпуска. Больше всего его интересуют два направления: государственное муниципальное управление и медиакоммуникации.

Ученик 11-го лингво-математического класса Максим Жданов после интервью сразу ушел на очередное награждение — на днях он стал дипломантом Всероссийской олимпиады школьников «13 элемент. ALхимия будущего», где писал комплексный тест по математике, физике, химии, информатике. Кроме естественных наук у старшеклассника широкий круг интересов, в них входили в разные периоды его жизни шахматы и спортивные бальные танцы, по обоим направлениям Максим имеет спортивный разряд, причем танцами он занимался на протяжении 11 лет, даже выступал на чемпионате России. Также лицеист — двукратный финалист Всероссийского конкурса «Большая перемена» в категории 8–10-х классов

Так выглядит пилотный вариант книги, выпущенной недавно благодаря стараниям Максима Жданова. Более пяти лет он собирал, систематизировал и оформлял материал по истории своей семьи

Получать удовольствие от учебы

В этом учебном году ученица 10 «Л» класса Варвара Быкова трижды успешно выступала на больших площадках, презентуя свою исследовательскую работу по лингвистике: городская конференции «Юность. Творчество. Поиск», региональная научно-практическая конференция «Молодежь: шаги в науку» и Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» в Москве. Девушка проанализировала языковые и речевые особенности спортивного репортажа на английском и русском языках на основе трансляций по фигурному катанию: сравнивала спортивные телерепортажи и стили комментирования в трех странах, выявила их отличия и сходства.

— Отличия существенные! Для британских и американских репортажей характерно спокойное, сдержанное повествование, основанное на фактах: историческая и биографическая справки, описание программы, которую спортсмен выполняет на льду, безоценочное озвучивание результата. Комментатор не показывает личных предпочтений, не болеет за конкретных спортсменов, одинаково сочувствует всем. Российские комментаторы ставят целью не только проинформировать аудиторию, но и создать эмоциональную картину происходящего, передать собственные переживания. Они демонстрируют свои предпочтения, — объясняет Варвара.

Если говорить о предпочтениях, то старшеклассница выбрала спортивную тему не случайно, она является поклонницей фигурного катания с 2018 года, поэтому решила объединить два своих самых больших интереса в один проект. За время написания работы Варвара пересмотрела множество трансляций и получила большое удовольствие от всего процесса в целом. У нее была возможность выступить на конференции в дистанционном формате, чтобы не отрываться от основной учебы, но она выбрала поездку в Москву, чтобы потренировать навыки публичного выступления и сохранить еще одно приятное воспоминание, связанное с проектом.

— Мне важно выступать очно. Иметь контакт с участниками конференции и жюри. В начале презентации есть интерактивный момент — я задаю вопросы аудитории. Небольшое волнение перед выступлением, конечно, есть, но то, что я не говорю в пустоту, а именно такое впечатление складывается в онлайн-формате, придает мне энергии. Считаю, что в жизни пригодится умение выступать публично: уверенно, грамотно, четко излагать свои мысли. Конференции тренируют этот навык, — считает старшеклассница. — Из-за поездки, конечно, пропустила занятия в лицее. Но я спрашивала у одноклассников, что проходили и какие домашние задания были, уже сдала некоторые работы учителям, так что все догоню. Если приложить определенные усилия и взять себя в руки, на учебу такие пропуски занятий серьезно не повлияют.

В следующем году Варвара планирует взять новую тему для лингвистического исследования, связанную со сравнением новостных репортажей или политических дебатов. Эта работа также принесет ей пользу в дальнейшем, ведь девушка собирается поступать на факультет журналистики. А сейчас она готовится к итоговым контрольным работам и берет большой перерыв в научной деятельности — это необходимо для генерации новых идей.

Ученица 10-го класса Варвара Быкова со своим научным руководителем — учителем английского языка Екатериной Андреевной Комиссаровой. «Я преподаю английский язык уже 19 лет. По своему опыту знаю, что детям конкурсы дают возможность посмотреть более глубоко, с научной точки зрения на то, что находится вокруг, научиться анализировать информацию, синтезировать ее, делать выводы. Для учителей конференции и олимпиады тоже открывают большие возможности для профессионального роста. Если бы Варя не занялась этой темой, я бы никогда не углубилась в тему спортивного репортажа», — говорит Екатерина Андреевна

В начале апреля Варвара выступила на заключительном этапе Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», организованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», и стала призером в секции «Лингвистика». Конкурс предназначен для тех, кто делает первые шаги в научной и проектной деятельности. Он включен в перечень олимпиад и других интеллектуальных и творческих конкурсов, выпускники которых могут не только получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении, но и стать соискателями гранта президента Российской Федерации

Знания дают возможность выбора

В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 9–11-х классов, прошедшем в марте, приняли участие 158 учащихся. Семеро из них получили сразу по два диплома, в том числе лицеисты из 11 «М» класса Демьян Бубнов и Михаил Грязнов. Михаил, кроме того, привез бронзу из Монголии — с V международных математических соревнований. Юноша участвует в них уже в третий раз и отмечает, что уровень подготовки соперников такой высокий, что стать призером третьей степени — это большое достижение. Из предыдущих конкурсов с теплотой отзывается о прошлогодней всероссийской олимпиаде для школьников, прошедшей в образовательном центре «Сириус» в Адлере.

— Мне нравится, что на выездных мероприятиях можно совместить конкурс и культурный досуг. Во время экскурсий нам рассказывают много нового и интересного. Участие в олимпиадах дает дополнительные баллы при поступлении, и для меня это тоже важно. Я хочу поступить в национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт) на специальность «Программная инженерия». А потом заниматься исследованиями импульсных нейросетей, — раскрывает свои планы Михаил.

Как и многие другие одноклассники, с будущей профессией он определился достаточно рано, умение ставить перед собой цели и выбирать средства для их достижения — это то, чему учителя ненавязчиво обучают лицеистов. Как говорит Максим Викторович Лавлинский, научный руководитель юноши, важно дать ученику повзрослеть, набраться опыта, совершить ошибки и исправить их, стать самостоятельным, чтобы уверенно развиваться в дальнейшем и реализоваться в том, что ему по душе.

— До четвертого класса учился в средней образовательной школе, затем поступил в лицей. Здесь особенная атмосфера, ученики ответственно относятся к обучению. Меня мотивирует то, что сейчас я получаю ту базу, с которой пойду дальше в свое будущее: чем более высокого уровня достигну в учебе сейчас, тем интереснее и насыщеннее будет складываться моя жизнь. Знания, полученные в разных областях, дадут мне больше выбора в дальнейшем, поэтому важно качественно изучать всю программу. А вот предметы, интересные лично мне, — математика, информатика, физика, астрономия, их изучаю уже углубленно, — рассуждает Михаил.

На самостоятельную учебу у него уходит шесть-семь часов в день: сюда входят выполнение домашней работы и дополнительные занятия. В этом году у Михаила двойной выпускной — еще он оканчивает хоровое отделение в детской школе искусств № 5.

Его друг и одноклассник Аркадий Высочин успевает развивать свои творческие способности в нескольких направлениях одновременно: выступает в конкурсах чтецов, на театральных подмостках, сочиняет музыку, занимается карате и составляет задачи. Плюс побеждает в олимпиадах и конференциях — в международных математических соревнованиях, посвященных Дню независимости Монголии, он принял участие в составе команды из 10 лицеистов, показал достойный результат и стал призером в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике.

— В Монголии нам переводили задания сначала на английский язык, а с него уже на русский. В целом олимпиада понравилась, я второй раз ездил на нее в Монголию. Задания нестандартные, специфические: нужно было показать, как ты владеешь техникой решения задач, и продемонстрировать творческое нестандартное мышление, — вспоминает Аркадий.

Педагоги рассказывают, как они с Михаилом на недавнем праздничном концерте в лицее впервые и от того неожиданно объединились и выступили дуэтом: Аркадий аккомпанировал на пианино, а его друг исполнял песню. Но чем ближе к маю, тем больше ребята сосредотачиваются на учебе.

— Идет подготовка к ЕГЭ, занимаемся больше по профилю, но в лицее есть и дополнительные спецкурсы. Иногда задают домашнюю работу, требующую углубленного самостоятельного изучения, и не только по профильным предметам. Но мы справляемся. Больше четырех часов в день на домашнее задание не трачу. Остается время и для творчества — я не только сочиняю стихи, музыку, пою, играю, есть и другие направления: люблю составлять задачи по геометрии, информатике, потом их будет кто-то решать, может, пенять на то, что их сочинили, но это уже другая история, — улыбается Аркадий.

У него есть нетривиальная мечта, или, лучше сказать, цель — стать профессором и читать лекции учащимся в разных городах и странах. Опыт преподавания у Аркадия уже есть: он вел несколько факультативных занятий в лицее, проводил мастер-класс по решению задач в рамках одной из конференций.

— В математических классах дети четко понимают свои цели и задачи, стремятся к ним. В поведении они индивидуалисты, как коллектив их вести сложно, потому что ребят мало интересует то, что находится за сферой их личных интересов. Но мы находим общие точки соприкосновения, взаимодействия, конфликтов нет, и в целом у нас атмо­сфера правильного соперничества, когда, например, высокий уровень знаний по физике одного ученика вызывает уважение у другого, кто разбирается лучше него в математике, — рассказывает Артем Олегович Малакичев, учитель математики и классный руководитель 11 «М» класса. — Чтобы успевать за своими одаренными учениками, быть с ними на одной волне и в чем-то опережать их, мне требуется постоянное развитие. Поэтому все время нахожусь в движении, участвую в конкурсах, прохожу дополнительное обучение для профессионального роста. И конечно, мы не можем отправлять на конкурсы учеников, ожидая от них побед, если сами не показываем того же. Из недавнего — в декабре я участвовал в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года».

Елизавета Клинова, Александра Голубцова

Фото пресс-службы администрации города Иркутска и из открытых источников

Максим Викторович Лавлинский, учитель информатики и научный руководитель учащихся 11 «М» класса Лицея ИГУ Михаила Грязнова (на фото слева) и Аркадия Высочина (на фото справа), рассказывает о принципах педагогики, которых придерживается в своей практике: «Во-первых, если заставлять ребенка учиться, писать курсовые, решать задачи, он все сделает, но только в том объеме, в котором его обязали, а мы хотим, чтобы он вышел за определенные рамки, сделал для себя новое открытие, а может, и открытие для всех. Во-вторых, никогда нельзя смеяться над идеями детей. Даже если они кажутся на первый взгляд глупыми. Многое кажется поначалу невозможным, а после становится вполне реалистичным. Дети еще не видят перед собой границ, они открыты, и если ребенок самостоятельно придет к выводу, что его идея не работает, он будет испытывать наслаждение в процессе работы, причем еще и потому, что педагог дал ему возможность попробовать свои силы»

Стабильно лучшие!

Начиная с 2013 года Лицей ИГУ ежегодно входит в рейтинг лучших школ по версии Московского центра непрерывного математического образования. Также он вошел в топ‑200 школ России, показавших лучшие результаты в области математики и естественных наук в 2021/2022 учебном году. Рейтинг составляли на основании итогов международных, всероссийских олимпиад, интеллектуальных соревнований и конкурсов, олимпиад из перечня Минобрнауки России, на которых иркутские лицеисты показали высокий уровень знаний.

Горжусь нашими лицеистами и преподавателями! Лицей ИГУ является одним из ведущих общеобразовательных учреждений не только Иркутской области, но и России. Успехи наших детей вызывают большое уважение. Каждый из них в будущем состоится как профессионал — убежден в этом! Отдельные слова признательности — учителям. Благодарю их за поддержку юных дарований, за время, внимание и работу, важнее которой нет и не будет. Желаю ребятам новых побед и достижений! Иркутск гордится вами!

Мэр Иркутска Руслан Болотов

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg