Больше миллиона личных накоплений, звонок, убедительный монолог — и вот уже 44-летняя иркутянка, «спасая» свои деньги от злоумышленников, оформляет кредит еще на 1 миллион 400 тысяч, а потом все переводит мошенникам. Женщина опомнилась, когда дело уже было сделано, а до этого находилась словно не в себе — примерно так описывают свое состояние обманутые граждане на опросе в полицейском отделе, куда приходят в надежде отменить перевод и вернуть свои средства.
Все случилось 11 мая в микрорайоне Юбилейном. Воспитатель детского дома ответила на входящий звонок и услышала, что деньги с ее карты пытаются похитить мошенники. Женщина ужаснулась, ведь ей было что терять — на счету лежали 1,2 миллиона рублей.
— Звонивший представился сотрудником полиции Павлом Сергеевичем Копыловым, — рассказывает капитан полиции Сергей Тимофеев, врио начальника отделения оперативно-сыскного отдела уголовного розыска МУ МВД России «Иркутское». — Он сообщил, что мошенники получили доступ к персональным данным иркутянки и пытаются оформить кредит на ее имя. А «для предотвращения их противоправных действий» нужно следовать инструкциям сотрудников Центрального банка. В ту же минуту женщине перезвонили якобы из банка.
А дальше все по законам сценария, который в полиции называют «звонки из банка»: «банкиры» сказали иркутянке, что нужно немедленно идти в банк, т. к. мошенники уже подали заявку на кредит в размере 1 400 000 и нужно опередить их — оформить кредит на себя!
— Как всегда, звонящие не дают жертве ни минуты на размышления, рекомендуют все делать очень быстро, без промедления, «иначе можно упустить момент», и тогда мошенники украдут средства с карты, — говорит Сергей Юрьевич. — Нужно заметить, что они выдают четкие инструкции: если вас начнут расспрашивать в банке — не реагируйте.
Дальше переговоры идут в мессенджере «Ватсап» — мошенники не отпускают жертву ни на минуту — либо просят надеть наушники на время оформления кредита, либо постоянно пишут сообщения.
— В этом случае шла переписка, а параллельно с другого номера иркутянка получила «подтверждение» того, что она участвует в следственных мероприятиях, но только уже от ФСБ, — рассказывают в полиции. — Женщину по-прежнему ничего не смущало, и она продолжала выполнять все, что ей говорили.
Звонящие сообщили, что нужно обналичить одобренный кредит и личные накопления, создать виртуальную карту банка, привязать ее к мобильному приложению Mir Pay, а дальше продиктовали номер «резервного счета» и велели отправить на него через банкомат всю сумму. Вот здесь бы подумать: «Деньги у меня в руках, мошенников рядом нет, значит, можно просто сохранить их у себя дома», но женщина безропотно выполнила указания.
— А дальше мошенники всегда говорят своим жертвам, чтобы они удалили все карты — якобы чтобы они были недоступны «злоумышленникам», а на самом деле просто таким образом обрывают следы, — объясняет Сергей Тимофеев. — Как только это исполнено, звонки прекращаются, жертва остается один на один с собой, и вот здесь, как правило, наступает прозрение.
Иркутянка пришла домой и поняла, что ее обманули. В отчаянии она отправилась в полицию, но отменить операцию было уже почти нереально.
— Мы звоним в таких случаях в банк, просим заблокировать операцию — технически это возможно, но юридически банку требуется документ от полиции: в связи с чем они это делают. Только деньги доходят до адресата почти мгновенно, и злоумышленники тут же их обналичивают — мы просто не успеваем оформить бумаги, подписать их у руководителя и предоставить в отделение банка — к этому времени наличка уже на руках у преступника, — объясняет Сергей Юрьевич.
— Так что вернуть деньги практически нереально, к сожалению. Даже если мы отследим, куда они ушли, на чью карту были получены, то, как правило, выясняется, что владелец продал свою банковскую карту неизвестным людям за небольшие деньги, а сам не имеет отношения к хищениям средств, — вздыхают в полиции. — Таких случаев, как у воспитательницы, к сожалению, у нас очень много, они занимают первое место из всех трех главных мошеннических схем. На втором месте категория «инвестиции», на третьем — «родственник попал в ДТП».
— Мошенники работаю наплывами — бывает 8–10 обращений разом, а бывает затишье. Так или иначе, обманутых очень много и суммы потерь очень крупные. Вернуть деньги удается изредка. Вспоминается случай, когда к нам пришла пенсионерка с чеками от Теле2 — она переводила деньги через эту компанию. В каждом чеке перевод на 15 тысяч, а общая сумма — 1,3 миллиона рублей. Компания пошла навстречу и отменила эти переводы — вернуть удалось 1,225 млн, т. к. 75 тысяч преступники уже успели обналичить. А был случай с той же схемой переводов через Теле2, когда пострадавшая немного затянула с обращением в полицию и вернуть удалось лишь 400 тысяч из 9 миллионов, — рассказывает капитан полиции Сергей Тимофеев, врио начальника отделения оперативно-сыскного отдела уголовного розыска МУ МВД России «Иркутское».
Ирина Покоева
Удивительно, но по словам полицейских, все, кого удалось обмануть мошенникам, знали о существующих уловках и были уверены, что никогда не клюнут на удочку обманщиков! Люди очень доверчивы, а преступники действуют весьма убедительно. В их сети попадались и профессора, и бизнесмены, и даже сотрудники полиции. И мы снова и снова пишем на газетных страницах: не разговаривайте с незнакомцами! Кладите трубку и сами звоните в банк — там вам расскажут, что на самом деле сейчас происходит с вашим счетом